Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2014-10-07, 4:04 PM | |
КГУ «Детский дом №1,г Акколь» Методическая разработка устного журнала «Как себя вести» Автор: Воспитатель. Коледенко Н.А. Акколь 2014 Устный журнал «Как себя вести» Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.Ж. Руссо Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М. Сервантес Цели и задачи: 1) Определить значение этикета в современной жизни. 2) Проследить историю возникновения правил этикета в обществе. 3) Выяснить основные правила поведения в общественных местах. 4) Разъяснить ребятам в увлекательной форме этическое поведение запрета. Участники: воспитанники ГСТ №3 Подготовительная работа Семья разбивается на 3 творческие группы по интересам: «историки», «правоведы» и «артисты». 1 группа – «Историки» ответственная за страницу «Откуда появились разные правила?» Если вы привыкли докапываться до истины вещей, то вас заинтересует, откуда появились разные правила поведения? 2 группа – «Правоведы» ответственная за 2 страницу «В мире вежливости» В чем секрет идеальных манер? Человек должен прибывать в гармонии с собой (Фрайгерр фон Книгге) Именно в этом случае хорошие манеры будут казаться естественной, присущей вам чертой. Человек, который относится к себе с уважением, то же отношение переносит и на окружающих 3 группа – «Артисты» ответственные за 3 страницу «Как не надо себя вести» Не всегда можно увидеть свои отрицательные качества. Но если, кто захочет задуматься о своем поведении, надо отнестись к себе с самокритикой и исправить свои недостатки. Это можно сделать в шуточной форме: поставить инсценировку «Как не надо себя вести» На классном уголке вывешивается список литературы к беседе «Как себя вести» Оформление: компьютер, экран, музыка Б. Окуджавы, рисунки детей. Ход мероприятия Страницы Устного журнала: 1страница - Как появились разные правила? 2 страница - В мире вежливости. 3 страница - Как не надо себя вести. 4 страница - Мини-экзамен (тест в виде презентации) Ведущий: Сегодня мы обратимся к такому важному вопросу, как умение вести себя в обществе? Правила хорошего тона, культура общения – это не пустяк! Вам наверняка уже пришла на память знакомая по старым фильмам и книгам фигура – тощая строгая наставница, с уст которой непрерывно слетают распоряжения: вроде - Не горбись! - Поздоровайся! - Не вертись! -Убери локти со стола! Нет, нет! Нормы поведения, о которых у нас пойдет речь – это совсем другое, это не длинный список нудных наставлений, а самые настоящие «правила дорожного движения» Открываем первую страницу устного журнала: «Как появились разные правила поведения?» Об этом расскажут учащиеся 1 группы (приблизительные ответы на вопросы) Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно. И возникли они отнюдь не случайно. Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку-то, если в комнату вошел!» «А зачем ее снимать, шапку?» - думал ты с досадой, - откуда взялось такое правило? А вот откуда. Лет тысячу назад жить было немного опаснее, чем сейчас. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги, в лесах укрывались шайки разбойников. Да и при любом споре того и гляди получишь удар копьем или мячом. Люди постоянно ходили вооруженными. А уезжая из дому в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под железным шлемом. Но вот на пути дом, где живет человек. Переступая порог, странствующий рыцарь, снимает шлем и несет его в руке «Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом хозяину, - Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю, Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. Удара из-под тешка не нанесешь» Суровые времена давно прошли. В любой дом люди вступают теперь без опаски. Но обычай, входя в комнату снимать шапку, остался. Остался потому, что это хороший обычай. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который ты вошел, уважаешь живущих в нем людей, веришь в их порядочность, в хорошие отношения к тебе. С тех же давних времен идет и обычай, здороваясь снимать перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Да и, кроме того, в железной рыцарской рукавице не так-то легко было дружески пожать протянутую руку. А сейчас ты снимаешь перчатку из внимания к товарищу. Ведь ты надел ее для того чтобы предохранить пальцы и ладонь от грязи и пыли. Зачем же заставлять приятеля ее касаться? Вы замечали, что когда мужчина идет по улице рядом с женщиной он обычно держится слева от нее. А почему, как вы думаете? Этот обычай тоже имеет свою историю. Еще сравнительно не так давно, всего двести - триста лет назад, мужчины не выходили из дома без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. Для того чтобы болтающие при ходьбе оружие не ударяло по ногам спутницы, кавалер старался идти слева от дамы. Постепенно это вошло в обычай. Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. И все же правильнее юноше идти слева от девушки, потому что люди у нас расходятся вправо, и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом мальчика. А не твою спутницу. Ты, как более сильный, должен оберегать ее. Попутно несколько слов о хождении под руку. Очень неприятно наблюдать, как иной раз юноша опирается на руку или плечо девушки, почти повиснув на ней. Вежливость требует, чтобы руки девушки оставались свободными, а мужчина лишь слегка ее поддерживал, держа ее руку чуть выше локтя, но, конечно, не у подмышки. Либо мужчина держит правую руку слегка согнутой, а девушка сама на нее опирается своей левой рукой. Вежливый человек всегда посторонится и даст дорогу женщине. Садясь в автобус, он пропустит их первыми к двери. Если мужчина и женщина спускаются с лестницы, то мужчина должен идти на одну ступеньку впереди (если поднимается, то несколько сзади), чтобы если женщина оступится, поддержать ее. Ведущий: Итак, мы установили, что общепринятые правила поведения возникли не случайно, не выдуманы какими-то мудрецами. Люди пришли к этим правилам в результате большого опыта приспособления к совместной жизни и к общему труду. Одни правила существуют издавна, другие возникли лишь недавно. Одни правила устаревают, другие сохраняют свою силу и значение и сегодня. Открываем вторую страницу устного журнала: « В мире вежливости.» Слово предоставляется группе «Правоведы» Часто молодежь отмахивается "без этих церемоний можно обойтись". Можно-то можно, но вопрос в том, как жить достойнее и разумней? Чтобы жилось легко и радостно не только тебе самому, но и тем, кто тебя окружает, ведь каждый из нас живет не в одиночестве. Кому не приходилось видеть такие сценки. В автобусе сидят две подружки и весело щебечут. Если вы прислушаетесь к их разговору, то услышали бы что-нибудь вроде следующего: -Ну, а ты что?... а я так, ничего… А ты как?... А вчера? А рядом стоит женщина с сумками. Она не бабушка, но очевидно, что очень устала. Перестали уступать место в транспорте женщинам. Только дожив до возраста «бабушки», она станет достойна этой привилегии. А пока пусть стоит. Или, скажем, в вагоне метро сидит, в развалку и положив ногу на ногу, парень. Он слушает плеер, глаза его полузакрыты и он ничего вокруг не хочет замечать. Но вагон полон других пассажиров. Вот, пробираясь к выходу, споткнулся о протянутую ногу и чуть не упал старик с палочкой. В вагоне прошла девушка в нарядном светлом пальто, не заметив, как пыльный ботинок перекинутой ноги оставил на нем грязный след. Может быть, и девушки в автобусе и парень в метро – не такие уж плохие люди. Но, согласитесь, жить с ними рядом не очень уютно. Как вести себя на улице? Улица в нашей жизни играет большую роль, как и другие общественные места, предъявляет серьезные требования к воспитанному человеку. И то, как вы одеты, и то, как вы шагаете по тротуару, – все сразу же подмечается тысячью глаз. Вспомните, что старые русские традиции требовали к выходу на улицу готовиться тщательно, неторопливо, ибо показаться неряхой перед земляками и перед заморскими или иностранными гостями считалось большим проступком. Иван Грозный нескольких московских богатеев за неряшество в костюме бил нещадно, т. к.. по его мнению, вид этих людей мог быть истолкован иностранными гостями превратно, они могли подумать. Что словяне – неряхи. Особенно тщательно должны следить за своим внешним видом девушки. т.к. они на улице постоянно в центре внимания. Женщинам и девушкам следует учитывать, что никакой косметический «ремонт» (подкраски) на улице никогда не производится. Также категорически запрещается (если вы хоть мало-мальски заботитесь о своей репутации) поправлять на улице чулки, причесываться, исправлять в одежде то, о чем не могли позаботиться заблаговременно. Вы встретились с друзьями. Но какая бы теплая и дружная компания, ни собралась, не ходите по улице толпой, во всю ширину тротуара. Внимательно разглядывать прохожих, так, словно ты намерен помочь милиции в розысках преступника, фотография которого лежит у тебя в кармане, по меньшей мере, некрасиво. Ни в коем случае не делай этого Бывает, что невоспитанные дети, увидев не улице инвалида, начинают обсуждать его недуг, шушукаться и даже смеяться. Это ужасно! Это уже просто хамство. А некоторые начинают пристально рассматривать человека, стоят, как парализованные, открыв рот от удивления. Конечно, не надо в обществе никоим образом выдавать свой интерес и возникшее любопытство к людям, у которых есть какие-то физические недостатки. Теперь поговорим о том, умеем ли мы говорить и слушать. Если нас внимательно слушают, то, порой начав сбивчивый поначалу рассказ, мы быстро справляемся с волнением. А если слушатель невнимателен, перебивает наш рассказ, то волнение увеличивается и слова путаются. Кто не знаком с такими ощущениями. Дурных манер мы можем привести множество. Например, дурная манера, разговаривая, хватать собеседника за руку, теребить пуговицы его пиджака, хлопать по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками. Чрезмерная жестикуляция всегда смешна. Не следует перебивать друг друга или говорить одновременно, так как вы все равно друг друга не услышите. Очень часто в детском доме я напоминаю детям следующее правило: Если, будучи в обществе, захочется сказать товарищу или подружке что-нибудь по секрету, невежливо шептать на ухо. Окружающие могут подумать, что вы злословите на их счет, и напрасно обидятся. Лучше отложить разговор. Порой и сама была в ситуации, когда рядом шептались. Действительно, порой без причины начинаешь испытывать обиду. Невежливо также говорить о присутствующих «он» или «она». Принято называть того, о ком идет речь только по имени. Еще хуже, когда иногда некоторые хорошие девушки говорят о своих подругах, как помещица о крепостных девках: Валька, Танька и т.д. Надо и в этом стать взаимно вежливыми. Не стоит коверкать язык бессмысленными выражениями, периодически изобретаемыми стилягами. Например, «железно», «лады», «закон». Или ненужными присловьями: «понимаете», «так сказать», «в общем», периодически нукать. Некоторые вообще любят бросаться грубыми выражениями, уничижающими собеседника: «Ишь ты, какой умный!», «Не на такого напал», «Держи карман шире», «Здрасьте-пожалуйста». А теперь разберем другой случай. Предположим, что ты идешь с приятелем или подругой. Кто-то, кого ты видишь в первый раз, кланяется твоему спутнику, что делать? Проходишь мимо, не поклонившись и не издав ни звука? Ни в коем случае. Если какой-то человек поздоровался с твоим спутником. Ты должен сказать себе: Друзья наших друзей – наши друзья» - и поздороваться с этим человеком. Иногда бывает необходимо поздороваться или попрощаться за руку. Как вести себя со взрослыми? Никогда первым не протягивай руку старшему. Будь внимателен и не пропусти момент. Когда взрослый человек сам подаст руку. Встреча со сверстниками. Первой подает руку девочка. Мальчик должен подождать пока она это сделает. Молодой человек не должен сжимать руку так сильно. Будто хочет раздавить. Пожатие должно быть коротким и в меру энергичным. Задания. Найдите ошибки в поведении героев маленьких рассказов. 1. Молодой человек зашел в столовую. На нем был модный красивый костюм «тройка» и роскошная шапка из ондатры. «Кто крайний?»» - спросил он и встал в очередь. Очередь была небольшая. Неожиданно молодой человек увидел в середине очереди видимо своего знакомого. Это был пожилой человек. Он о чем-то разговаривал с женщиной. Молодой человек подошел к нему и звонко, хлопнув его по плечу, воскликнул: «Привет, старина!» Женщина отвернулась. А молодой человек продолжил: «Я с тобой встану!» - утвердительно заявил он. Поставив на поднос суп, молодой человек вспомнил, что надо снять шапку. Он снял шапку, достал расческу и причесался. Взял второе блюдо. Зачем-то понюхал его и поставил обратно. Взял другую тарелку. Итак, сколько ошибок вы найдете в поведении молодого человека? 2. В цех пришла делегация. Среди мужчин была одна женщина. Они подходят к пожилому рабочему. Рабочий всем пожимает руку, подает руку и женщине. Но женщина поправляет: «Мужчина никогда первым руку не подает». Кто же из них воспитан? Ведущий: Дети не всегда видят свои отрицательные качества. С этой целью мы предложим вам инсценировку «Как не надо себя вести». Она поможет сформировать дисциплину, культуру поведения, чувства товарищества и дружбы. Поможет задуматься о самих себе, о своих недостатках, побудить у них самокритику. Открываем третью страницу «Как не надо себя вести» Слово предоставляется группе «Артисты» (инсценировки могут быть различные, по выбору детей) Ведущий: Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с места, бегают, дерутся на переменах. Посмотрите инсценировку стихотворения С. Маршака «Угомон». Он в своих стихах критиковал многие недостатки школьников и рекомендовал избавляться от них. 1.Что случилось нынче в школе, Нет учительницы, что ли? Расшумелся первый класс И бушует целый час. Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: «Ребята тише!» «Тише!» - крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет. «Тише! Тише!» - закричали Коля, Оля, Галя, Валя. «Тише! Тише!» Тишина» - Крикнул Игорь у окна. «Замолчите!» - на весь класс Басом выкрикнул Тарас. Тут учительница пенья Просто вышла из терпенья, Убежать хотела вон… Вдруг явился Угомон. Оглядел он всех сурово И сказал ученикам: « Не учи молчать другого, А молчи побольше сам!» 2. Ведущий: К сожалению, в школе очень часто можно наблюдать драки среди ребят. Давайте посмотрим инсценировку стихотворения «Мы – друзья» поэта Б. Заходера Первый ученик. С виду мы не очень схожи: Петька толстый, Я – худой. Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой!.. (Звучит куплет песни В. Шаинского «Все мы делим пополам».) Второй ученик. Дело в том, что он и я Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем. Даже вместе … Отстаем! Первый ученик. Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был , конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? Второй ученик. Что-то, Вова, Позабыл. Первый ученик. И я забыл! Ну не важно! Дрались честно, Как положено друзьям! Я как стукну! Второй ученик. Я как тресну! Первый ученик. А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Словом, скромничать не буду- Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! (обливает из ведра) Второй ученик. С нас вода ручьями льется, А она еще смеется: -Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя. (Звучит музыка В. Шаинского «Мы – друзья».) Табу, вето, запрет. Самые разные запреты сопровождают человека всю его жизнь. Например, «табу» -это обозначение на Полинезийских островах предмета священного, неприкосновенного запретного. «Вето» по-латыни «запрещено». Существуют такие «табу», «вето» в современной жизни. Прежде всего, в поведении человека в обществе. (Слайды, приготовленные учениками). Ведущий: Итак, подведем итог: Этикет- это внешнее проявление внутренней дисциплины людей, стремление к порядку и порядочности. Дисциплина требует усвоения и выполнения правил культуры поведения. Дисциплинированный человек не позволит грубости и бестактности, любое задание, общественное поручение или просто данное кому-либо слово он выполнит в срок и без напоминаний А теперь мы проверим, как вы усвоили правила поведения и проведем Мини–экзамен по этикету (презентация с тестированием) Литература: 1) А. Дорохов «О культуре поведения». Библиотечка профсоюзного активиста. Профиздат – 1968. 2) Цемме, Хана Вверена. Современный этикет на все случаи жизни\Ханна Вверена Цемме;[пер. с нем. М. Наумовой].- Москва: Гелнос, 2008.-256с. 3) Инсценировка «Как не надо себя вести 4) Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, праздники, тренинги). 5-11 классы: методическое пособие/ авт.сост. Ю. А. Матюхина; под ред. Т. К. Инусиловой. – М.: Глобус, 2007.-175 с. –(Классное руководство) 5) Лупоядова Л. Ю., Якимович И. Г. Копилка классного Л 85 руководителя. – Брянск: «Курсив», 2006. – 2-е. изд. -114 с. 6) Калейдоскоп школьных дел: [Методическая разработка]/ Авт. –сост. В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенкова.-вып.3.-Псков: ПОИПКРО, 2000.-96с. | |
Просмотров: 1581 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|