Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2014-11-05, 7:25 AM | |
Будущее детей зависит от нас. Мир стремительно меняется. Происходят изменения во всех сферах деятельности: в политике, экономике и в социальной жизни. Каждый день происходят существенные перемены в отношениях между государствами, где то происходят политические революции, сменяется власть, гибнут мирные жители, а некоторые государства переходят из одного этапа развития в другой, более совершенный, демографические изменения в мире тоже по- своему корректируют курс и отношения между государствами помогая развиваться и идти по новому пути, экологические угрозы, перевороты. произведенные цифровыми технологиями, политическая нестабильность и угроза безопасности , все эти изменения носят глобальный характер . И динамичность происходящих в современном мире этих перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования. Насколько будет образован человек на столько будет ощущаться прогресс во всех сферах его жизнедеятельности. Человек –движущая сила прогресса, человек –творец будущего. А вот каким должен быть человек будущего зависит от образования; поэтому в условиях современного меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сферах образования, и для школы в целом и для учителей в частности являются: что будет актуально для учащегося 21 века и как учителя подготовят учеников к 21 веку. В настоящее время признана равная значимость процессов формирования у учащихся актуальных знаний и соответствующих практических навыков. Приоритетом в образовании является готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний. Моделью навыков 21 века является проект “Определение и отбор ключевых компетенций”, разработанный организацией экономического сотрудничества и развития(ОЭСР). Разнообразные и сложные требования, предъявляемые современной жизнью индивидам и обществу делают насущным развитие критического мышления, рефлексивного и целостного понимания жизни. Исследователи в области образования М.Барбер, М.Муршед изучили 25 мировых систем образования для того, чтобы понять, с чем связаны различия в качестве и динамике развития. Чтобы найти ответ на вопрос, что, в конечном счете, объединяет лучшие школьные системы, какие инструменты используются для постоянного улучшения результатов учащихся. Для меня интересно было узнать, что к наиболее распространённым способам улучшения результатов обучения в период реформ в разных странах, относятся: финансирование школ (почти все страны ОЭСР), децентрализация управления и структурные изменения (Великобритания, США, Новая Зеландия), уменьшение размеров школ (США, Англия), сокращение численности учащихся в классах (все страны ОЭСР). Более важным представляется следующее обстоятельство: абсолютно все исследования показали, что при тех размерах классов, которые характерны для стран ОЭСР, «большие различия в уровне преподавания безусловно перекрывают все эффекты, связанные с уменьшением классов.»( М.Барбер, М.Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.3) Это доказывают исследования, проведённые в штате Теннеси, когда двум 8 летним ученикам средних способностей дали разных по уровню преподавания учителей, а через несколько лет результаты их обучения сравнили. Они разошлись на 50 с лишним пунктов. «Исследования показали, что учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем те дети, которые попали к учителям низкой квалификации» (М.Барбер, М.Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.13). Учёные пришли к выводу, что все мировые системы в области образования в своём стремлении повысить качество преподавания, делают ставку на повышение качества преподавательского состава школ. «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» ( М.Барбер, М.Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.17) Международные исследования оценки качества образования PIRLS , PISA и другие показывают, что все высокоэффективные школьные образовательные системы отличаются тем, что привлекают к учительской профессии все более качественные человеческие ресурсы. Я согласна с утверждением, что умение привлечь таланты к учительской профессии является решающим условием повышения качества обучения. Например, наиболее успешные системы школьного образования нанимают учителей из высшей по успеваемости трети выпускников школ. Например, Сингапур и Финляндия особое внимание уделяет академическим достижениям кандидатов, их коммуникативным навыкам и мотивации к учительской работе. По оценкам экспертов, в этих же странах имеются наиболее эффективные процедуры многоступенчатого отбора претендентов на учительскую профессию. Например: В Сингапуре-первый этап – Просмотр резюме: - Соответствие минимальным квалификационным требованиям -Академическая успеваемость соискателя в верхних 30% среди выпускников своего возраста -Адекватное среднее и высшее образование -Доказательства интереса к детям и образованию Второй этап - Оценочные тесты: -Проверка грамотности Третий этап - Собеседование -Проверка отношения, пригодности и личностных качеств -Проводится советом, состоящим из трех опытных педагогов -Может включать тесты и задания Четвертый этап - Мониторинг в Национальном институте образования (NIE): -Проверка отношения, пригодности и личностных качеств -Мониторинг ведется в NIE в период начальной практики учителей -Кандидаты, не проявившие требуемые качества, отчисляются А в США-в Чикаго, Бостоне и Нью-Йорке созданы специальные программы для привлечения в учителя лучших выпускников престижных вузов, кроме этого в Чикаго и Бостоне учителя не зачисляются в штат , пока не проработают три или четыре года соответственно и это позволяет руководству уволить их если они оказались не на своем месте. Интересно было узнать, что во многих странах существенным фактором привлечения к учительской профессии является достойная начальная зарплата. Оказывается, что во всех успешно функционирующих системах учителям назначается базовая заработная плата в размере средней по ОЭСР (относительно размера ВВП). В Сингапуре учительские зарплаты являются главной статьёй расходов, а с увеличеним размеров класса позволило этой стране тратить на начальное образование меньше средств, чем почти во всех странах ОЭСР. А так же для меня было интересно узнать , что важным шагом для привлечения студентов на педагогические профессии является повышение статуса профессии учителя. В Финляндии и Южной Корее профессия учителя всегда высоко ценилась. Там традиционно уважение к учителю и это позволяет привлекать к этой профессии квалифицированных людей. “Сравнительный анализ школьных систем свидетельствует то, что они не могут достичь высокого уровня (в плане качества обучения), если в них не заложены механизмы привлечения к учительской профессии лучших кадров; Во всех изученных нами системах образования способность школьной системы привлекать к учительской профессии ”правильных людей” было тесно связано со статусом этой профессии. В Сингапуре и Южной Корее опросы общественного мнения показывают: население в целом считает, что учителя вносят большой вклад в развитие общества, чем представители другой профессии.” (М.Барбер, М.Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.29) А в Финляндии пришли к выводу,что статус учителя -по крайней мере отчасти –зависит от его уровня образования: поэтому в финской системе образования было введено требование , чтобы все учителя имели степень магистра. Исходя из выше сказанного логичным будет вопрос: А как добиться того, чтобы качество работающих учителей было высоким? Один бостонский реформатор говорил, что образовательная реформа основана и держится на трёх китах: профессиональном развитии, профессиональном развитии, профессиональном развитии (М.Барбер, М.Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах») Лучшие образовательные системы мира вкладывают большие денежные средства именно на профессиональное развитие своих учителей. Решается этот вопрос с помощью курсов профессионального развития,( ежегодно100 часовой курс профессионального развития в Сингапуре) организация в школе наставничества для поддержки учителей ( в Англии опытным учителям, дают неполную нагрузку, чтобы предоставить им возможность уделять больше времени наставнической работе со своими коллегами, создание условий для того ,чтобы учителя учились друг у друга( в Китае, Японии, Финляндии учителя работают совместно, вместе планируют уроки, посещают классы друг друга и помогают друг другу совершенствоваться).создаются сообщества ( Сингапур -не только принимать но и создавать передовой опыт). Привлечение к учительской профессии подходящих людей и превращение их в квалифицированных педагогов предоставило школьным системам возможности для повышения качества обучения, что привело к улучшению результатов учебы, кроме этого «Высокоэффективные системы школьного образования внедряют такие процессы, которые гарантируют, что каждый ребёнок может воспользоваться плодами улучшений… В лучших системах принимаются меры на уровне отдельных учащихся..» (М.Барбер, М.Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах»,стр.47). Результат: всего за 6 лет увеличилось количество учащихся, соответствующих стандартам МСАS. Очень было интересно узнать о системе корректирующих мер на уровне школ для поддержки конкретных учеников рискующих попасть в разряд отстающих. Специальные учителя в рамках индивидуальных или групповых занятий оказывают помощь ученикам, рискующих попасть в число отстающих. Путем оперативного вмешательства на уровне отдельных учащихся в Финляндии научились предотвращать неудачи и связанные с ними тяжелые переживания; таким образом повышается стабильность результатов обучения в школах в соответствии с принципом равных возможностей (М.Барбер, М.Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах»,стр.55) Если у ребенка возникают учебные трудности (как правило, при изучении базовых предметов «родной язык» и «математика») или у него проявляется неадекватное поведение, то для таких детей в начальной школе организовывают отдельные группы (до 10 человек), как правило разновозрастные С такими детьми часть учебного дня работает учитель и 1–2 ассистента (помощника), которые в режиме индивидуальной работы помогают детям справиться с их учебными или поведенческими проблемами. А когда проблема сглаживается, ученик возвращается в свой обычный класс. По- моему было бы полезно применить этот опыт в школах Казахстана. Ведь мы переводим ученика со слабыми знаниями из класса в класс и этот ученик уже не может идти наравне со своими одноклассниками, он становится безразличным ко всему, что происходит вокруг него, он мешает другим, становится агрессивным. Намного полезнее «подтянуть» такого ученика и вернуть в свой коллектив и только тогда он станет достойным гражданином своей страны. Наша страна со дня приобретения независимости прошла нелегкий путь становления как независимое государство, много сделано и в сфере образования. Наш лидер нации и правительство уделяет много внимания развитию образования. В ежегодных посланиях президента отражаются приоритетные задачи и направления народного образования. Президент в своём Послании «Стратегия «Казахстан – 2050» подчеркнул «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией… Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей… Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» («Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана») Особая ответственность ложится на плечи молодого поколения, ровесников Независимости. По моему, именно их знания и профессионализм позволят нашей стране войти в тридцатку самых развитых государств мира. Президент ставит перед нашим образованием и всем обществом задачу обеспечить новые качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Какие же шаги предпринимаются нашим правительством в этом направлении? Опираясь на опыт мировых держав и лучших систем школьного и вузовского образования, в Казахстане приняты «Государственные программы развития образования на 2011-2020г»., «Закон об образовании», «О науке в РК». «Новые подходы в образовании предполагают развитие таких школ и вузов, которые сумеют эффективно влиять на позитивное социально-экономическое продвижение общества, главный акцент делается на развитие личности…уделяется внимание раскрытию творческого потенциала человека, его политической социализации, качеств, которые должны проявляться в любой сфере его профессиональной деятельности» (Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы // Образование в РК.) Информатизация системы образования в Казахстане стремительно набирает обороты. В настоящее время на один компьютер приходится 16 учащихся. К сети интернет подключено 98% школ, сельских — 97%. К широкополосному интернету имеют доступ 43,1% школ. В свою очередь, 459 школ оснащены лингафонными и мультимедийными кабинетами. Модернизировалась система оценки в сфере образования через внедрение ЕНТ и ПГК по аналогии с ведущими странами Запада. Новая Программа до 2020 года предусматривает следующие шаги. «Во-первых, совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам…Для педагогов будет вводиться подушевое финансирование повышения квалификации – ваучерно-модульная система… Запланировано создание государственной образовательной накопительной системы для педагогических кадров. Во-вторых, произойдет коренная реформа менеджмента образования… То есть, общество получит прямые рычаги управления образовательной сферой» Впервые в Казахстане, начиная с 2012 года, контроль качества образовательных услуг осуществляться государством на национальном уровне. Независимая внешняя оценка качества образовательных услуг является эффективным средством управления системой образования, как это принято в развитых странах. Один из видов мониторинга качества образования является ВОУД, который будет определять уровень усвоения учащимися учебной программы основного среднего, общего среднего образования. Школьники нашей страны участвовали в международных исследованиях в области образования TIMSS, PISA. Результат исследований показал, что, оказывается учителя общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применению их в повседневной жизни. Исходя из этого в системе переподготовки учителей происходят существенные изменения. «Система повышения квалификации учителей преобразована в многоуровневую. Проект предусматривает повышение квалификации учителей по программам соответствующим лучшим международным практикам» (Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 -2020 гг.) Трехуровневые программы повышения квалификации разработаны Центром педагогического мастерства Назарбаев¬ Интеллектуальных школ с участием экспертов факультета образования Кембриджского университета. Сертифицированный тренерский состав обеспечивает курсовую переподготовку базового, основного и продвинутого уровней для педагогических кадров региона и страны. А педагогов это обязывает к тому, чтобы все те идеи, инновации, которые заложены в программах повышения квалификации современного формата, внедрить в практику деятельности своих школ и тем самым повысить качество образования и повысить рейтинг национальной системы образования на мировой арене. Наша школа не стоит на месте и меняется вместе с меняющимся миром, чутко реагируя на все новшества в образовании. В школе внедряется поэтапный проект включения всего коллектива во взаимообучающую среду. Создана группа творческих учителей и фокус группа, которые проводят практические семинары по изучению модулей, функционирует школа молодого учителя. Уже третий год в школе проводится эксперимент по внедрению в педагогическую практику педагогических технологий.(Модульное обучение на уроках математики) Результаты эксперимента фиксируются, сравниваются с результатами контрольного класса. На каждом методическом совещании учитель – экспериментатор делится своими мыслями, опытом, анализирует свою работу. С сентября 2013-2014 учебного года школа перешла на электронную форму обучения. С 1 января 2014 года в школе внедрили подушевое финансирование Введение подушевого финансирования преследует две цели: Первая – выровнять условия получения качественного образования, вторая – поднять его качество. что позволяет попечительскому совету поощрять работу учителей - новаторов за счет стимулирующей и премиальной части. В период прохождения практики в школе мне очень помогло позитивное отношение администрации школы и учителей. Мои коллеги посещали коучинги, перестраивали уроки, при необходимости обращались ко мне за помощью. Они отмечали, что они готовы измениться и новые формы работы действительно необходимы не только для развития и самовыражения учеников ,но также и для самосовершенствования учителей. Учителя пришли к выводу о необходимости преобразования школы, потому что на практике во время проведения уроков и мероприятий они видели как изменяются ученики, изменяется их отношение к учебе, как они радуются своим успехам, им становится интересно работать на уроках, которые учат их самостоятельно добывать нужную информацию и совместно приходить к результатам ,правда пока не очень существенным, ребята перестают бояться высказываться и делиться своими мыслями. Я уверена, что наши учителя приложат все свои знания и умения, чтобы наши ученики были конкурентноспособными в ХХI веке. | |
Просмотров: 1461 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|