Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2014-11-19, 12:34 PM | |
НОВАЯ ПАРАДИГМА В ОБРАЗОВАНИИ И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ. Н.Ю. Федорова Учитель информатики средней школы №5 Акмолинская область, г.Макинск Парадигма – удобное слово для определения суммы подходов, принципов и методологий какого-либо процесса. Образование, как процесс, если следовать этимологии самого слова, возможно, начался ещё в отсутствии личности, считавшей себя учителем: как подражание, перенимание чьего-то привлекательного образа. Потом кто-то почувствовал в себе такие знания, которые необходимо было передать детям или соплеменникам. Появились первые учителя. И уже тогда процесс образования включал в себя две составляющие: воспитательную и содержательную. Содержание образования просто не могло не меняться в процессе развития человека и общества. Так же менялись и меняются методы, и даже принципы образования. Но само смысловое значение слова образование показывает первородность и неотъемлемость воспитательной стороны этого процесса, нравственного преобразования личности. Образование это процесс, результат которого ощущает на себе как отдельная личность, так и социум, и мир в целом. Современная система среднего общедоступного образования не отвечает современным требованиям жизни. Необходимость применения новых технологий в образовании заключается в том, чтобы ученики научились тому, как учиться и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, проявляющие компетентность в цифровых технологиях. Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистских теориях, которые базируются на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний – с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников. А знания, приобретённые посредством « традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна и не используется в жизненных ситуациях. Цель новой методики преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечения успешности обучения учеников является учитель и от современного учителя требуется, чтобы он был сосредоточен на ученике, организовал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания. Независимо от используемого подхода важны две точки зрения для рассмотрения. Первая - перспективы ученика, как личности и социального объекта, вторая – обучение, как результат отношений между учителем и учеником. Применение новых технологий в обучении предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объём знаний, перестраивать своё понимание определённых тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремится расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для развития собственного понимания предмета. Качественное преподавание не только становится возможным при наличии условий для обучения; более того – оно зависит от них. Компетентный учитель «регулирует» элементы преподавания в соответствии с тем, что наиболее применимо в конкретный момент по отношению к учащимся, окружению и ресурсам. Таким образом, современный учитель должен отвечать следующим требованиям: Направлять, влиять, проявлять заботу и активно, с энтузиазмом заниматься преподаванием и изучением. Ставить цели обучения и вырабатывать критерии успешности урока. Развиваться от единой идеи до множества идей, синтезировать и затем пополнять и углублять их таким образом, чтобы ученики могли выстраивать восстанавливать эти идеи. В данный момент мной применяются новые подходы в обучении согласно, программы, пройденной на трёхмесячных курсах, в основу которой входит применение на уроках семи модулей: Новые подходы в преподавании и обучении. Обучение критическому мышлению Оценивание для обучения и оценивание обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании. Обучение талантливых и одарённых детей. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Управление и лидерство в обучении. Применяя данные модули на своих уроках ставлю перед собой следующие вопросы: с чего начать работать, как внедрить модули в обучение, с какими возможными трудностями я могу столкнуться в практической деятельности. Первый шаг, предпринятый мной, - пересмотр плана урока с целью реализации усвоенного материала на курсах. Изменила подходы к обучению. Стала больше практиковать групповую работу, создавать с ребятами мини- проекты, большое внимание уделяю диалогической беседе. Стараясь больше интересоваться мнением учащихся, даю возможность для развития внимания, умения мыслить, систематизировать, аргументировать свои доводы и предположения. Использую элементы критического мышления через создание кластера, таблицы ЗХУ, создание синквейна. Применяю листы самооценивания и взаимооценивания. Разработали с детьми листы взаимооценивания, критерии оценивания. Большое внимание уделяю работе с талантливыми и одарёнными детьми, стараясь как можно больше вовлечь их в учебный процесс. Применяя все эти методы, я ставила перед собой следующие цели: добиться • Позитивного отношения к школе и обучению • Формирование эмоционально позитивного отношения к учителям • Развивать критическое мышление • Формировать самооценивание и взаимооценивание • Повысить уровень мотивации к обучению • Повысить уровень коммуникативности • Повысить эмпатию каждого ребёнка и класса в целом • Развить интерес к предмету информатика В результате проведённой работы сделала следующие выводы: Работа в группах больше сплотила коллектив, у детей повысилась коммуникабельность, улучшился психологический климат коллектива, снизилась тревожность, повысилась эмпатия. На первом уроке, при делении детей на группы возникали проблемы такого плана как, желание быть в одной группе детей связанным общими интересами, дружескими отношениями. И не желание оказаться в одной группе с детьми считающимися «изгоями». На протяжении всех последующих уроков, сформировавшееся негативное отношение к определённым учащимся рассеялось. Наблюдая работу детей в группе, я смогла увидеть, как бурно они могут рассуждать, искать пути выполнения работы, чтобы смотреться с выигрышной стороны. При защите проектов, флипчартов вся группа пытается помочь докладчику, наблюдается переживание за каждого члена группы. В целом работа в группах проходила удачно, но были моменты, когда не все дети были вовлечены в работу. И, хотя работа была рассчитана на всех участников группы, и, казалось бы, что отметки должны быть одинаковые, оказалось необходимым всё же отслеживать работу и деятельность в группе каждого ребёнка в отдельности. При решении данной проблемы хороший результат даёт умение детей выполнять самооценивание и взаимооценивание. Работа в группе позволяет проявить лидерские качества, причём нет негативного отношения к явному лидеру. А наоборот, дети прислушиваются к мнению лидера, так как каждый член группы заинтересован в качественном выполнении работы, что свидетельствует о сплочённости коллектива независимо от собственного личного отношения к каждому из товарищей. Обсуждение выполнения работы внутри группы развивает диалогическую беседу. Наблюдения показали, что диалог типа ученик-ученик ведётся более активно и оживлённо, чем учитель – ученик. Данные уроки позволили в полной мере раскрыться ученикам, преодолеть барьеры в общении. Проходит боязнь оказаться неправыми, не понятыми товарищами и учителем. Неумение чётко высказать своё мнение, качественно передать имеющуюся информация, наличие небольшого словарного запаса - всё это, конечно, осложняет работу, но необходимо искать пути решения, а именно: продолжать работу с детьми. Стимулировать уровень мотивации. Способствовать их интеллектуальному росту, развитию речи, организовывая свои уроки таким образом, что бы каждый ребёнок был вовлечён в учебный процесс, был услышан и понят. Чётко продумывать вопросы, направляя детей через размышление и обсуждение к цели, поставленной перед ними. Создать доброжелательную и комфортную атмосферу внутри класса, чтобы дети не стеснялись говорить, обсуждать, спорить. При создание мини-проектов и защиты своей работы, дети высказывают своё мнение, выражают видение поставленной задачи через творческие способности и умение креативно мыслить. Таким образом развивается речь, ответственность за результат как самого докладчика, так и группы в целом. Дети показывают творческие способности, умение аргументировать и отстаивать свои позиции, пространственно мыслить. Оказалось, что для некоторых детей выполнение работы без заготовленного шаблона очень сложно, что говорит о низком креативном и творческом мышлении, а для кого-то наоборот дало возможность реализовать себя как творческую, разносторонне мыслящую личность. Использование мною на уроках элементов критического мышления позволило детям свободно и открыто думать. Они смогли осознанно проанализировать какими знаниями они обладали, до изучения новой темы, что они усвоили нового и что их интересует по данной теме подробнее, тем самым можно пронаблюдать был ли ребёнок вовлечён в работу в течение урока или был пассивным слушателем. Необходимо развивать память, концентрировать их внимание на этапах урока, постоянно вовлекать в учебный процесс, стимулируя желание быть более успешным. Составление синквейна и кластера выполнялось группами, поэтому здесь особых затруднений не возникало, так как дети, активно работают в группе, помогая и поддерживая друг друга. Применение модуля оценивание для обучения и оценивание обучения формирует в детях ответственный подход к выполнению собственной работы и работы товарищей. Применяя на уроках данный модуль, я смогла наблюдать, что у детей объективное оценивание получается лучше, если разработаны конкретные листы взаимооценивания или самооценивания. Иначе, дети делают общие вывода стараясь друг друга не обидеть. Что же касается самооценивания, то здесь играет роль уровень самооценки детей. Проведя анкетирование по выявлению самооценки и проанализировав её прихожу к выводу: Заниженная – 1 ученик Адекватная - 13 учеников Завышенная- 6 учеников. Листы взаимооценивания подтверждают, что дети оценивают себя согласно уровню самооценки. Необходимо работать над формированием у учащихся объективного оценивания своих знаний и качества выполненной работы. Модуль «оценивание обучения и оценивание для обучения» неотъемлемая часть каждого урока. В течение урока необходимо проводить формативное оценивание путём наблюдений за работой детьми, делать выводы о степени усвоения нового материала каждого ребёнка, чтобы видеть, что они усвоили лучше, что хуже, почему возникли недопонимания нового материала. В конце каждого урока раздаю детям стикеры, где они комментируют своё мнение о проведённом уроке и дают оценку как всего урока в целом, так и отдельных групп учащихся. Работа с талантливыми и одарёнными детьми необходима. Таким детям необходима помощь и усиленное внимание. Как правило, талантливые дети имеют более глубокие знания. Для вовлечения этих детей в учебный процесс я подбираю задания согласно их уровню знаний, создаю условия для дальнейшего развития мыслительных навыков, познавательного интереса, словарного запаса, умения аргументировать свои доводы и предложения. Урок информатики сам по себе подразумевает использование ИКТ. Применение модуля «Использование ИКТ в преподавании» неотъемлемая часть каждого урока. Специфика предмета предполагает выработать у учащихся умение самостоятельно работать за ПК. Проанализировав свою работу и работу детей. Пришла к мнению , что дети хотят учиться и получать новые знания. Просто нам педагогам надо видеть в детях не объект для закачивания информации, а личность. Ведь каждый ребёнок индивидуален, каждый хочет быть замечен и желает, чтобы его вклад в работу был оценен. Применяя семь модулей на уроках, я увидела у учащихся повышенный интерес к предмету. Литература: 1. Руководство для учителя третий (базовый) уровень. 2. Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы ХХI века. 3. Интернет ресурсы. 4. Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления. 5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. 6. Журнал « Информатика в школе». | |
Просмотров: 2914 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|