Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2014-12-20, 9:59 AM | |
Карагугинская средняя школа НЕУСПЕВАЕМОСТЬ, ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Учитель физики и информатики: Гордова М.М. 2014-2015 учебный год «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». В.А. Сухомлинский В жизни каждый из нас хочет добиться каких-то высот, состояться как личность, в общем, стать успешным. Что же такое успешность? Я думаю, что успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья и др. Если мы попытаемся построить логическую цепочку достижения успешности в жизни, в частности получения интересной и престижной работы, она может выглядеть так: - Что бы получить профессию необходимо поступить и успешно учиться в ВУЗе. - Для поступления нужны знания и умения их применять. - А хорошие знания можно получить, если упорно и успешно учиться в школе. Казалось бы, нехитрая цепочка получается. Но следуют данной цепочке лишь некоторые. А где же остальные? Почему они учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются на улице в компании таких же ребят, которые ничего не знают и знать не хотят. Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). И как следствие школьной неуспеваемости школьная дезадаптация, т.е. состояние при котором не усваивается щкольная программа и как следствие трудности при взаимодействии со сверстниками, родителями и учителями. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние К внешним причинам 1. Социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. 2. Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях) 3. Влияние извне – улицы, семьи и т. д. К внутренним причинам 1. Главная внутренняя причина неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. 2. Низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников. 3. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. 4. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". Так же все причины неуспеваемости учащихся можно разделить на три группы: 1. Физиологические (физическое и психологическое здоровье, физиологические особенности развития мальчиков и девочек) 2. Социальные (отношения с родителями, неподготовленность детей к школьному обучению) 3. Психологические (индивидуальные особенности ребёнка, эмоционально-волевая сфера, конфликт «учитель-ученик» На практике мы лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый - перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. И вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. При отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение. Хочется отметить еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Требования к учителю, работающему с проблемными детьми • создавай в классе благоприятный психологический климат • не раздражайся, будь терпелив и настойчив • требуя, учитывай реальные возможности ученика • каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы • учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку • учи посильным приемам регуляции поведения • диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность – залог успешного обучения При подготовке к данному семинару я провела анкетирование наших учащихся с 7 по 11 класс. Это 96 учеников. Анкетирование учащихся (96 учеников, 7-11 классы) : Причины неуспеваемости 1. Лень 2. Скучные уроки 3. Очень сложная программа 4. Здоровье Предметы 1. Математика 2. Физика 3. Английский язык 4. География и биология 5. Химия Понимаете ли вы критерий оценки? 38 учеников –ДА 58 учеников - НЕТ Нуждаетесь ли в помощи учителя? Нет – 100 % учащихся Выполнение домашнего задания Нет - 51 учащихся Да – 19 учащихся Иногда – 26 учащихся Сможете пересказать услышанное на уроке? Да (частично) – 39 учеников Нет – 57 ученика Занимаетесь ли вы самообразованием ? Нет – 100 % учащихся Умеете ли вы контролировать поведение на уроке ? Да – 27 учащихся Нет – 69 учащихся Что вам мешает учиться только на 4 и 5 ? 1. Много всего и сразу 2. Сложность предметов 3. Спорт 4. Лень Нравится ли Вам получать хорошие оценки? Да - 100% Выводы каждый учитель сможет сделать для себя сам. Успеваемость наших учеников зависит не только от учителя, но и желания и возможности каждого ученика, только когда наши желания совпадают может получиться хороший и достойный результат нашего труда. Как итог – притча. Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. – Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий. – Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? – Верно! – удивился человек. – Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым. – Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек. – Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо. Прошли годы. Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они опустились перед стариком и поклонились ему. – Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника. Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: – Меня больше радуют твои перышки... | |
Просмотров: 843 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|