Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»
2015-01-10, 5:01 PM
Доклад
«Самообразование – одна из форм повышения профессионального
мастерства педагога»
Учитель: Науменко Е.Г.

Всякое настоящее образование
добывается только путем
самообразования.
Н.А. Рубакин
Педагог XXI века … Личность, стремящаяся к творческому росту,
к самосовершенствованию. Профессионал, прекрасно знающий свой предмет, педагогику и психологию, обладающий инновационным типом мышления.
Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.
Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.
Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.
Эта деятельность предполагает:
• постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
• изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм занятий;
• ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;
• изучение нормативных документов в образовании;
• изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
• изучение передового опыта работы;
• изучение и введение компьютерных технологий.
Задачей методической службы нашей школы является организация непрерывного педагогического образования, которое представляет собой процесс постоянного развития способностей и потребностей педагога на протяжении всей его деятельности. При этом, задача заключается не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился делать это сам, то есть овладел общей культурой интеллектуальной деятельности.
Значит, главным источником профессионального роста педагога является самообразование.
С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию:
«Приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
А.Я.Айзенберг отмечает, что это систематическая и целенаправленная познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личностными потребностями.
Б.Ф. Райский пишет, о том, что данная деятельность осуществляется по инициативе самой личности.
М.Г.Кузьмина отмечает, что в самообразовании цели, содержание, условия и средства определяет сам субъект.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование педагога эффективно тогда, когда оно становится его внутренней потребностью, стремлением к самореализации в профессии, когда оно становится постоянной и личностно-значимой частью работы.
«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает (он) от других людей или книг», - говорил известный русский писатель Н.Д. Рубакин. С этими словами перекликаются высказывания немецкого педагога и мыслителя А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает:
1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
3. Участие в педсоветах, методических объединениях (заседаниях отделов), городских семинарах методических центров и объединений, конкурсах;
4. Посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
5. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
У каждого педагога должно быть в наличии методическая копилка, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, анализы посещенных занятий и мероприятий; учебно-методический комплекс к программе: конспекты занятий, внеклассные мероприятия, дидактические и методические разработки к программе и др.
Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на протяжении ряда лет.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию, имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Виды деятельности в процессе самообразования:
• - систематический просмотр определенных телепередач;
• - чтение педагогических периодических изданий;
• - чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• - обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
• - решение тестов, упражнений, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
• - посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
• - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• - изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
• - систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• - организация внеклассной деятельности по предмету;
• - изучение информационно-компьютерных технологий;
• - посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
• - общение с коллегами в школе, регионе, городе и в Интернете;
• - ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над совершенствованием профессиональной культуры. Учитель должен иметь ясное представление об организации педагогического труда, о психолого-педагогической культуре, о том, что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности и как его совершенствовать.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
• По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Система самообразования позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной среде, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации учителя.
Таким образом, самообразование – это одна из эффективных форм повышения квалификации педагога, которое даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Категория: Педагогика | Добавил: LelkaNau
Просмотров: 6981 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-24, 8:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru