Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2015-01-10, 5:01 PM | |
Доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога» Учитель: Науменко Е.Г. Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н.А. Рубакин Педагог XXI века … Личность, стремящаяся к творческому росту, к самосовершенствованию. Профессионал, прекрасно знающий свой предмет, педагогику и психологию, обладающий инновационным типом мышления. Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя. Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: • постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин; • изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм занятий; • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка; • изучение нормативных документов в образовании; • изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся; • изучение передового опыта работы; • изучение и введение компьютерных технологий. Задачей методической службы нашей школы является организация непрерывного педагогического образования, которое представляет собой процесс постоянного развития способностей и потребностей педагога на протяжении всей его деятельности. При этом, задача заключается не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился делать это сам, то есть овладел общей культурой интеллектуальной деятельности. Значит, главным источником профессионального роста педагога является самообразование. С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «Приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». А.Я.Айзенберг отмечает, что это систематическая и целенаправленная познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личностными потребностями. Б.Ф. Райский пишет, о том, что данная деятельность осуществляется по инициативе самой личности. М.Г.Кузьмина отмечает, что в самообразовании цели, содержание, условия и средства определяет сам субъект. Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Самообразование педагога эффективно тогда, когда оно становится его внутренней потребностью, стремлением к самореализации в профессии, когда оно становится постоянной и личностно-значимой частью работы. «Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает (он) от других людей или книг», - говорил известный русский писатель Н.Д. Рубакин. С этими словами перекликаются высказывания немецкого педагога и мыслителя А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Самообразование как постоянная деятельность педагога включает: 1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; 2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; 3. Участие в педсоветах, методических объединениях (заседаниях отделов), городских семинарах методических центров и объединений, конкурсах; 4. Посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; 5. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов. У каждого педагога должно быть в наличии методическая копилка, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, анализы посещенных занятий и мероприятий; учебно-методический комплекс к программе: конспекты занятий, внеклассные мероприятия, дидактические и методические разработки к программе и др. Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на протяжении ряда лет. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога. Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию, имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений. Виды деятельности в процессе самообразования: • - систематический просмотр определенных телепередач; • - чтение педагогических периодических изданий; • - чтение методической, педагогической и предметной литературы; • - обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий; • - решение тестов, упражнений, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; • - посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; • - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; • - изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; • - систематическое прохождение курсов повышения квалификации; • - организация внеклассной деятельности по предмету; • - изучение информационно-компьютерных технологий; • - посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету; • - общение с коллегами в школе, регионе, городе и в Интернете; • - ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над совершенствованием профессиональной культуры. Учитель должен иметь ясное представление об организации педагогического труда, о психолого-педагогической культуре, о том, что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности и как его совершенствовать. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: • название темы • цели • задачи • предполагаемый результат • этапы работы • сроки выполнения каждого этапа • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой • способ демонстрации результата проделанной работы • форма отчета по проделанной работе • По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. Система самообразования позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной среде, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации учителя. Таким образом, самообразование – это одна из эффективных форм повышения квалификации педагога, которое даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство. Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. | |
Просмотров: 6981 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|