Киприянова Инна Александровна ГУ «СОШ№18» Город Семей Восточно-Казахстанская область Родительское собрание «Права ребёнка» Идея о парвах человека - не нова. Человечество размышляет над этой проблемой уже давно. Общество не сможет существовать если в нем не будут ограничены использованеи силы , жестокость и насилие . Во всех религиях мира, философских учениях затрагивается вопрос прав человека. Каждое общество подходит к этой проблеме по- разному, с учетом своих особенностей. Основная идея создания прав человека состоит в понимании человеческого достоинства , она основана на принципах равенства и свободы. Не должно существовать различий по принципу расы, цвету кожи , пола , языка, религий, политических или иных мнений, национального и социального происхождения, имущественному положению, месту рождения или какому другому признаку. В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации - Как же защитить ребенка? И какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество? * Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. * После Второй Мировой Войны ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. * Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов , оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация (лат. Declaratia - провозглашение) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания , ее подписала 61 страна. 1 слайд На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 16 февраля 1994 года, т.е. РК ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. 2 слайд Как следствием этого стало принятие Закона РК «О правах ребенка» от 8 августа 2002 года , в котором закрепляются основные права, обязанности и особенности ответственности детей. Соблюдение прав человека можно определить по тому , как общество относиться к своим детям. 3-4 слайд 5-6 слайд Детство – пора когда происходит становление личности (т.е. гражданина, социально зрелого человека , дееспособного и правоспособного субъекта, полностью ответственного за свои поступки и дела )Различные этапы или периоды детства связаны с приобретением жизненного опыта , знаний о мире . Детство нуждается в специальной поддержке со стороны общества , государства , взрослых людей. Детство – один из самых ответственных периодов жизненного пути человека, потому что в этот период ребенок формируется как личность , взрослеет в физическом , интеллектуальном , духовном отношении. Ребенок в силу своих естественных свойств незащищенности , слабости отсутствия жизненного опыта – нуждается в особом отношении государства. 7 слайд Статья 1 конвенции о правах ребенка , которую ратифицировали почти 200 стран гласит ( см стр. 7) В статье1 Закона РК о браке и семье определено : «Детство – правовое состояние лиц, не достигших совершеннолетия». Закон РК « О правах ребенка»статья 1 ребенок лицо не достигшее 18летнего возраста . Обсуждение ситуаций ребенок или нет (см стр. 18пособие для ученика «Права человека для всех) Асанбаев Мурат – ребенок Сабитова Ира – ребенок Киркорова Ася – ребенок Ким Александр и Малинина Саша взрослые, т.к. вступившие в брак несовершеннолетние имеют права взрослого кроме права избирать и быть избранными. Становятся дееспособными в полном объеме со времени вступления в брак. Храпанюк Виктор ребенок. Совершенное им преступление считается совершенном присмягчающих обстаятельствах , так как ему нет 18 лет. Конвенция о правах предусматривает основные принципы которые должно обеспечить общество в отношении детей 8 слайд Работа со слайдами 9, 10, 11, 12 Возврат к 8 слайду обсуждение ситуаций и соотношение с основными принципами. 3 ситуации 1. Ребенок родился 950 граммов , врачи предупредили мать что у него мало шансов выжить, ей нужно искать другу платную больницу. (Право на жизнь , выживание , развитие) 2. Зачитать ситуацию об отдыхе детей. (Наилучшее обеспечение интересов ребенка.) 3. Ученик 7 класса Болат был назначен ответственным за подготовку клипа к выступлению на КВН. Он сделал клип под песню группы «МЕТАЛЛИК», но заместителю директора по УВР не понравился клип, он не разрешил выступать . ( Уважение взглядов ребенка) Каждый ребенок имеет право … Слайды с 14-по 26 14 7-бап Бала туылған бетте тіркеуге алынады және туылған сәттен бастап оның есімі қойылып, азаматтық алуға құқығы бар, сондай-ақ мүмкіндігінше өзінің ата-аналарын білуге және олардың қамқорлығына ие болуға құқылы. 15 слайд 16 слайд 16 статья Дети имеют право на защиту от от вмешательства в их личную жизнь , семейную и домашнюю жизнь, а также в их переписку . на защиту от клеветы и оговорок. 17 слайд 17-бап Қатысушы мемлекеттер бұқаралық ақпарат құралдарының маңызды рөлін таниды және баланың әр түрлі ұлттық және халықаралық материалдар көзіне, әсіресе баланың әлеуметтік, рухани және моралдық тұрғыдағы рухани ізгілігіне, сондай-ақ тән және психикалық жағынан салауатты дамуына жәрдемдесуге бағытталған материал көздеріне деген бостандығын қамтамасыз етеді. 18 слайд .19 статья Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых 19 слайд 20-бап Отбасы ортасынан уақытша немесе біржола айырылған немесе өзінің ең қажетті мүддесі үшін мұндай ортада қала алмаған бала, мемлекет тарапынан көрсетілетін ерекше қорғау мен көмекті пайдалануға құқылы. 20 слайд 24 Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания 21 слайд 22 слайд 30 Статья Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию 23 слайд 31-бап 1. Қатысушы мемлекеттер баланың тынығуға және мәдени демалуға, өз жас мөлшеріне лайық түрлі ойындар мен көңіл көтеру шараларына қатысуға, мәдени өмірге еркін араласып, өнер мен айналысуға құқығы бар екенін мойындайды. 1. Қатысушы мемлекеттер әр баланың мәдени және шығармашылық өмірге жан-жақты қатысу құқығын құрметтеп қолдайды және оның мәдени шығармашылық қызметімен айналасуына, тынығуына, мәдени демалуына тиесілі және тең дәрежелі мүмкіндік туғызуға жәрдемдеседі. 24 слайд 25 слайд 33 статья Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить использования детей в производстве и торговле наркотиками 26 слайд 34-бап Қатысушы мемлекеттер баланы нәпсіқұмарлық қанаудың және нәпсіқұмарлық азғырудың барлық түрінен қорғауға міндеттенеді. Осы мақсатта қатысушы мемлекеттер, ішінара: а)баланы кез келген нәпсіқұмарлық қатынастарға көндіруге немесе мәжбүр етуге; ә)бала еңбегін жезөкшелік немесе басқа да заңсыз нәпсіқұмарлық тәжірибесіне қанап пайдалану мақсатына; б)бала еңбегін порнография мен порнографиялық басылымдарда қанап пайдалану мақсаттарына жол бермеу үшін ұлттық, екі жақты және көп жақты деңгейде барлық қажетті шараларды қабылдайды. 27 слайд Помните ,пользуясь своими правами , надо уважать права других Мини концерт с участием детей «Родителям о правах детей…»
|