ГУ «СОШ №18» Учитель: Киприянова Инна Александровна Учитель: Лихачёва Галина Ивановна Г. Семей Восточно –Казахстанская область Тема: Природа - источник вдохновения. ( самопознание ) Выполнение картины в технике коллаж «Времена года» (технология) (1 час) Цель: расширить представления учащихся о значимости природы как общечеловеческой ценности, создание на занятии атмосферы доброжелательности, сотрудничества, сотворчества. Задачи : - раскрытие ценностного отношения к природе как источнику вдохновения; формирование навыков изложения своих мыслей в творческой форме, интереса к декоративно - прикладному искусству; - развитие умения понимать красоту природы, развивать художественный вкус; - воспитание бережного отношения к природе, аккуратности и усидчивости при творческой работе; Оборудование : ножницы, клей, кисточки, картон цветной, бумага, копировальная бумага, природный материал, цветной лоскут, кукла « Мудрец»,П.И. Чайковский «Времена года», слайды «Природа родного края», фотографии «Явления природы» Круг радости учитель предлагает прослушать стихотворение под музыку Есть просто храм, Есть храм науки, С цветами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт, для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Беседа Природа – неисчерпаемый источник вдохновения , и надо научиться видеть , слышать , понимать её. Когда человек осознает себя частью природы, она открывает ему все свои тайны. Иоган Гете говорил: « Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая высокое содержание». Очень важно что бы человек научился читать и понимать эту книгу 1. Как вы понимаете смысл выражения « человек – часть природы». 2. Является ли природа источником творческого вдохновения человека? Почему? Читаем «Монолог Природы» С. Викулов Я – Природа. Я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, подарить тебе- в моей все это власти!- гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и захода, иву над рекой … И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый хлебный колос! Как всему венец… Только ты мой дар мое ученье не прими за дань: я не раба. Не забудь: ты сам – мое творенье! И у нас с тобой одна судьба! Да, ты вырос. Ты простился с детством. Шире – что ни год - твои шаги… Мы с тобой дорогою одною Мчимся – ни часу врозь, ни дня… И не можешь быть ты надо мною, как не можешь быть и вне меня. - В чем смысл этого стихотворения? ( Человек – часть природы и постигая ее красоту человек постигает красоту жизни, она вдохновляет его) И тема нашего занятия сегодня « Природа - источник вдохновения». Минута тишины и созерцания. Каждая группа получает для созерцания на минуту тишины свой пейзаж природы, проникаясь необходимо определить тему. - Рассмотрите, ребята, фотографии и определите тему. А) знойный полдень Б) снегопад В) пробуждение листка Г) листопад - Какая тема , назовите ? Обобщите. ( Явления природы в разное время года) Художник пишет картину, фотограф мгновения красоты может запечатлеть на фотографии, поэт напишет строки, композитор - музыку, а музыкант ее исполнит. Мы тоже будем с вами творцами. Творческая деятельность Природа – наш вдохновитель ,поможет нам стать творцами. (Сообщение темы по технологии) 1. Мы выполним с вами коллаж на тему « Времена года », а каждая группа уже знает какое время года у нее в гостях . 2. Определение необходимых материалов в соответствии с темой. 3. Подготовка сюжета и эскиза. 4. Повторение техники безопасности • С ножницами • С клеем • Спецодежда 5. Работа в технике «коллаж» выполняется следующим образом. 1) Подбор размера картины соответственно сюжету. 2) Вырезание шаблонов по эскизу. 3) Раскрой по шаблонам из подобранных в соответствии с материальностью деталей эскиза. 4) Определение общего фона по цвету в соответствии с сюжетом. 5) Выполнение дальнего плана картины. 6) Выполнение ближнего плана картины. 7) Выполнение рамочки. 8) Демонстрация – защита. - Сократ говорил: «Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили» А чем еще нас наделила природа? - Двумя руками, дабы мы творили. Через работу рук человек растет и совершенствуется, а продукт его деятельность есть результат, вдохновения его и природы… 6. Работа в группе по подбору материала. Домашнее задание 1. Подпор материала рамочки к коллажу «Времена года» 2. Подготовить защиту ( подобрать стихотворение, пословицы, поговорки , загадки, песни , пятистишие и т.д.) - Вдохновения вам и творчества. От сердца к сердцу. Природа - свет…, гармония…, учитель…, и т.д. ( Каждый учащийся продолжает , называя имя существительное – ассоциацию со словом природа) Тема: Природа - источник вдохновения. ( самопознание ) Выполнение картины в технике коллаж «Времена года» (технология) (2 час) Цель: расширить представления учащихся о значимости природы как общечеловеческой ценности, создание на занятии атмосферы доброжелательности, сотрудничества, сотворчества. Задачи : - раскрытие ценностного отношения к природе как источнику вдохновения; формирование навыков изложения своих мыслей в творческой форме, интереса к декоративно - прикладному искусству; - развитие умения понимать красоту природы, развивать художественный вкус; - воспитание бережного отношения к природе, аккуратности и усидчивости при творческой работе; Круг радости Я люблю природу, потому что …. (Продолжите) Цитата Пойми живой язык природы,- И скажешь ты: прекрасен мир! - Сегодня мы продолжим постигать красоту , гармонию, единство природы и человека . 1. Для чего человеку нужно познавать мир природы? 2. что человек может сделать что бы сохранить природу? Просмотр видео слайд на тему «Красота родного края » под классическую музыку и слушание текста « Источник вдохновения». (Стр . 98 5 класс учебник « Самопознание») 1. Почему автор сравнивает красоту природы с искусством. 2. Почему природа является источником вдохновения для человека? Разыгрываем сценку Прослушайте диалог и завершите его обсудив в группе. (Используется при инсценировке кукла «Мудрец») Юноша: Раньше человек зависел от природы, а сейчас он ее хозяин! Мудрец: Не хозяин, а ученик. Природа – великий учитель. Она открывает человеку тайны мироздания, пробуждает его творческие силы, дарит ему здоровье. Юноша: Но сейчас многие люди большую часть своей жизни проводят в домах и офисах. Мудрец: И все- таки природа каждого может научить чему- то важному . Юноша: Интересно, чему же природа может научить меня? Мудрец: … Каждая группа получает сердечко, на котором пишет ответ мудреца юноше, после его зачитывает. Творческая деятельность Организация групповой работы по принципу конвейера. После коллективного обсуждения и выбора размера картины, рамки, цвета основного фона в соответствии с сюжетом работы работа учащихся организуется следующим образом. 1. 1 ученик – переносит с эскиза необходимые для раскроя детали на бумагу, при помощи копировочной бумаги. 2. 2 ученик – вырезает шаблоны. 3. 3 ученики - раскраивает детали по шаблонам. 4. 4- ученик - раскладывает и наклеивает дальний план картины. 5. 5- ученик – раскладывает и наклеивает ближний план картины. 6. 6- работает по изготовлению рамочки. Обсуждение группой необходимости в дополнении элементов, чтобы передать материальность или живость природного явления. Защита коллажа « Времена года » Используется выполненная работа и подобранный материал по теме коллажа : стихи , песни, загадки и т.д. При защите звучит соответствующая по теме каждой группы музыка П. И. Чайковского « Времена года» Домашнее задание Прочитать «Слушайте песню перьев» и составить рассказ мое «Любимое время года» От сердца к сердцу Игра «Снежок» - снежок по кругу со словами «Я благодарю природу за…»
|