РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ( из опыта работы) Петелина И.Н. преподаватель географии ГККП «Житикаринский политехнический колледж» Убеждена, что современному человеку, живущему в период активных миграций населения, в том числе трудовых, развития международного экономического сотрудничества и международного туризма, географические знания необходимы. В настоящее время возросла роль географии в воспитании гуманизма, в развитии нравственного сознания молодёжи, в её ориентации на приоритет общечеловеческих ценностей. В условиях, когда мир становится всё более взаимосвязанным и взаимозависимым, перед географией встают задачи изучения нашей планеты во всех её быстро меняющихся аспектах и территориальном многообразии. Поэтому одна из целей, которые я ставлю перед собой, преподавая курс экономической и социальной географии мира в группах политехнического колледжа и лицея – формирование у учащихся интереса к географическим знаниям вообще и к предмету в частности. Наличие интереса - важное условие формирования хороших и прочных знаний и залог продолжения познания в будущем. Именно учитель часто становится для учащихся тем человеком, который пробуждает появление интереса к какой-либо области знаний (при условии, конечно, что учитель сам хорошо знает и любит то, чему учит и сам постоянно учится , умеет увязать теорию предмета с современной практической жизнью). Мотив интереса – один из основных мотивов учения. Своеобразными «ключами к двери познавательного интереса» можно назвать стимулы новизны содержания, занимательности и эмоциональности содержания. Уже с первого урока привожу примеры интересных фактов, событий в мире, объясняю перевод некоторых географических названий и терминов. Так как учащиеся сейчас в большинстве своём читают мало, а телевизионные передачи смотрят всё больше развлекательные, а не познавательные, то у подавляющего большинства это неизменно вызывает удивление и любопытство и как следствие – заинтересованность. Начало положено. Далее нужно этот интерес развить и закрепить. Преподавание предмета общеобразовательного цикла, каким является география, в колледже и лицее имеет ряд особенностей по сравнению со школой. Это и меньшее количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета, и приоритетность предметов профессионального цикла, а также то, что учащиеся приходят после 9 класса из разных школ с разным уровнем преподавания и соответственно знаний. Мой опыт показывает, что учащиеся из большинства школ нашего города и района, приходящие в колледж и лицей, не отличаются хорошим знанием географии, особенно экономической, за курс 9 класса. В большинстве своём недостаточно хорошо знают географическую номенклатуру за курс 6 и 7 класса и плохо ориентируются по карте. Не умеют работать с тематическими картами, читать и анализировать картографическую информацию. Всё это несомненно снижает интерес учащихся к предмету, затрудняет изучение большинства тем курса. Поэтому свою работу я планирую, учитывая эти обстоятельства. Содержание обуче- ния строится на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок. Но учебный материал одновременно должен быть и в оптимальной мере сложным, трудным для учащихся, иначе снижается их интерес к учению. Психологи отмечают, что человек обычно максимально усваивает 10% того, что он слышит, 50% того, что видит и 90% того, что делает сам. Основной путь повышения эффективности урока обусловлен такой его организацией, при которой учащиеся активно работают. На уроке географии это в том числе и работа с картой. На моих уроках учащимся разрешается пользоваться картами всегда, даже на контрольных работах (об этом сообщаю сразу на первом уроке). Но чтобы воспользоваться картой, её надо знать и уметь работать с картографическим материалом. Формированию таких знаний и умений уделяю внимание на каждом уроке. При изучении тем «Политическая карта мира» и « Типология стран современного мира» учащиеся знакомятся с политической картой мира, с различными типами стран по географическому положению, величине территории, численности населения, форме государственного правления, административно - территориальному устройству, уровню социально-экономического развития. Объяснение нового материала сопровождаю обязательным показом называемых стран на карте, а учащиеся находят их на политической карте в атласе ( на каждой парте обязательно есть хотя бы один атлас). Затем прошу учащихся пролистать остальные карты атласа и убедиться, что на всех других тематических картах атласа границы стран обозначены, но названия стран не указаны, то есть работать с этими картами можно лишь при условии хорошего знания политической карты мира. И сообщаю, что в течении месяца, наряду с изучением теоретического материала по темам, каждый должен выучить положение стран на карте мира и сдать 4 зачёта – по странам Европы, Азии, Америки и Африки. На это выделяю по 15-20 минут на уроках. Случается, что на первом зачёте бывают «тройки» и даже «двойки». Но потом, видя как хорошо ориентируются по карте их товарищи, многие стараются пересдать зачёт. Тем более, что находясь в классе невозможно не запомнить больше стран. Слушая ответы у доски, видя как справа и слева от них все вполголоса работают - принимают, сдают, консультируют, они невольно «заражаются» общей атмосферой и настроем большинства. Тем более замечено, что отличное знание карты воспринимается во всех группах очень уважительно, а мнение большинства имеет большое значение в молодёжной среде. Иногда, впрочем, попадаются такие учащиеся, которые категорично заявляют, что они «никогда по карте не работали», «страны не запоминаются» и «такой зачёт сдать не смогут никогда». Тогда я прошу кого-нибудь из ребят, сдавших зачёт, подготовить их. Или объявляю, что тому, кто сможет их подготовить «удовлетворительно», я поставлю «отлично». Желающие обычно всегда находятся. В общем, если и бывают небольшие накладки, то только вначале, а потом всё проходит быстро и организованно. Когда сданы все четыре зачёта, начинаю принимать общий зачёт - сдают 1-2 учащихся на каждом уроке. Но это уже больше для повторения и закрепления, так как главное достигнуто-преобладающее большинство учащихся хорошо знают политическую карту. Знают уже определённый объём теоретического материала, много интересных фактов ( и я продолжаю на каждом уроке сообщать что-нибудь интересное, увязывая с изучаемым материалом ). И неизменно наступает такой момент, когда многие сами начинают смотреть новости по телевизору. И уже ученики меня начинают спрашивать : «А вы видели (слышали, смотрели)?». На этом этапе уже возникает интерес к предмету, благоприятная и доброжелательная атмосфера сотрудничества на уроке, что очень важно. Я всегда стараюсь поощрять успехи учащихся не только хорошей оценкой, но и одобрением, не скуплюсь на слова «молодец», «умница», «прекрасный ответ» . Подключаю и элемент соревнования – кто лучше знает карту, кто быстрее всех ориентируется в картах атласа, кто озвучил самое значимое международное событие недели и т.п. В некоторых группах лучшим – аплодируем. И для ребят порой признание сверстников более значимо, чем оценка в журнал. Чтобы сформировать устойчивый интерес к предмету и прочные знания изучаемого материала, использую разнообразные формы, приёмы и методы работы на уроках. Особенно результативными являются те, которые требуют активизации мыслительной деятельности учащихся, т.е. предполагают работу разных отделов мозга и соответственно образуют прочные связи в клетках нервной системы, способствуют формированию умений и навыков. К таким можно отнести выполнение практических и самостоятельных работ, составление опорных конспектов, составление тестов и кроссвордов по изученному материалу, выполнение опережающих заданий, подготовку сообщений на заданную тему, постановку и решение проблемных вопросов, проведение уроков-диалогов, диспутов, конференций и семинарских занятий. Практикую также проведение своеобразных географических разминок. Они не занимают много времени на уроке и способствуют повторению фактического материала и географической номенклатуры. Проводить их можно по-разному. Иногда я раздаю учащимся на каждую парту листы с заданиями такого, например, содержания : 1. Название государства, расположенного на острове к юго-востоку от Индии. 2. Название государства, расположенного на крайнем северо-востоке Африки. 3. Самое многонациональное государство мира. 4. Самое многонаселённое государство мира. 5. Страна, занимающая 5 место в мире по площади и численности населения. 6. Какую страну называют «держава № 1»? 7. В какой стране демографическая политика проходит под лозунгом «1семья-1 ребёнок»? За 3-5 минут учащиеся должны записать только односложные ответы на 7-10 вопросов. Когда учащиеся уже владеют определённым объёмом теоретических знаний, лучше знают географическую номенклатуру, можно читать задания вслух, а учащиеся должны отвечать с места устно. Оценку получает тот, кто больше даст первым правильных ответов. Затраты времени – минимальные, а правильные ответы ещё раз услышат все. С интересом учащиеся выполняют практические задания по тематическим картам, требующие сравнения и анализа, например: 1. В каких странах Азии самая высокая плотность населения? 2. Какие европейские страны выделяются самым высоким уровнем урбанизации? 3. В каких странах мира самая высокая смертность? 4. В каких странах Африки самая низкая рождаемость? При работе с учебником использую такой приём – записываю на доске вопросы, на которые нужно найти ответы в указанном тексте и записать в тетрадь. При всей кажущейся простоте такого задания, оно развивает навыки работы с текстовым материалом, умения выбрать главное и сформулировать ответ на вопрос. И когда учащиеся сами находят ответы, формулируют и записывают их, они запоминают эту информацию лучше, чем если бы просто услышали или только прочли в учебнике. Кроме того - есть возможность оценить ответы учащихся. В разумных пределах смена заданий, методов, видов деятельности на уроке снижает утомляемость учащихся, даёт возможность многим учащимся проявить себя, получить оценку или даже две за урок, поддерживает интерес и внимание учащихся в течение урока. Особое место при изучении географии занимают практические работы с картами и справочными таблицами. Провожу их в системе. Начинаю с простых под моим контролем, с использованием репродуктивного метода (по образцу, по инструктивным карточкам). Затем всё более сложные, с элементами анализа информации. Степень сложности зависит от уровня подготовленности группы и цели проводимой работы. Первые практические задания учащиеся выполняют при изучении тем «Типы стран» и « Природные ресурсы мира». Они учатся определять по карте и оценивать географическое положение отдельных стран, обеспеченность теми или иными природными ресурсами стран и регионов мира. При изучении темы «Население мира» учащиеся определяют по картам в отдельных странах рождаемость, смертность, естественный прирост, плотность и размещение населения, долю и уровень урбанизации, крупнейшие агломерации, этнический, религиозный и половой состав населения, а затем самостоятельно составляют характеристику населения выбранной или предложенной страны по плану. При изучении темы «Мировое хозяйство» учащиеся также работают на уроках с картами отдельных отраслей промышленности, картами сельского хозяйства и транспорта мира. Определяют металлургические, машиностроительные, химические центры мира, развитые и депрессивные районы, промышленную и сельскохозяйственную специализацию отдельных стран, обеспеченность транспортом, крупнейшие транспортные узлы и морские порты. А затем составляют характеристику хозяйства одной страны по плану. И, наконец, при изучении регионального раздела выполняется итоговая практическая работа «Характеристика страны по плану» с использованием всех карт атласа. Эта работа позволяет выявить уровень формирования у учащихся умений и навыков работы с картами и справочными таблицами, умения анализировать, обобщать, формулировать полученную информацию, делать выводы. Лучшие работы потом зачитываются. Это ещё раз убеждает учащихся, что карты - источник разнообразной информации. В некоторых группах на завершающей стадии изучения предмета практикую творческие задания под названием «Приглашение к путешествию». Задача – найти интересную, с точки зрения потенциального туриста, информацию о стране, её особенностях, достопримечательностях, культуре, обычаях и традициях населения. Так как сейчас учащиеся зачастую просто «скачивают» информацию с сайтов Интернета, даже не читая, обязательное условие – защита своего туристического проспекта в течение 10 минут, в краткой, интересной форме, можно с видеоматериалами. Задание даётся за месяц. Учащиеся могут объединяться в группы по 2-3 человека. Достигается сразу несколько целей: в процессе подготовки учащиеся учатся находить дополнительные источники информации, работать с ними, отбирать главное, узнают немало нового и интересного, учатся рассказывать, слушать, оценивать. Ну и я сама узнаю новое, так как у учащихся зачастую более широкий доступ к современным электронным источникам информации, чем это могут себе позволить преподаватели. На последнем уроке часто провожу анкетирование, прошу ребят ответить на вопросы: 1. Изменилось ли ваше отношение к географии? 2. Что вам понравилось на уроках географии, а что нет? 3. Какая тема вызвала наибольший интерес? 4. Что нового вы узнали и чему научились? 5. Как сами оценивают свои знания по предмету? 6. Как вы считаете - пригодятся ли вам полученные знания и умения? Ответы учащихся свидетельствуют о том, что многие открыли для себя по-новому знакомый со школы предмет, узнали много нового и интересного. Все почти уверены, что знания географии пригодятся им в дальнейшей жизни. Многие пишут, что в будущем хотели бы побывать в других странах туристами и понимают, что предварительно надо больше узнать о стране, в которую собираешься поехать, чтобы поездка прошла интересно и чтобы не попасть в неприятную ситуацию в чужой стране. Многие пишут, что стали интересоваться международными новостями и смотреть по телевизору передачи с географической тематикой и даже объясняют иногда что-то родителям.
|