Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (30.0 Kb) ] | 2015-02-25, 2:37 PM |
Развитие творческого потенциала ребенка путем использования нетрадиционных техник рисования. Благо, даруемое нам искусством, - не в том чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему становимся. О. Уайльд. По словам ученых, очень немногие люди, повзрослев, достигают в своих навыках изобразительной деятельности больше того, что умели к 9-10 годам. Если такие навыки умственной деятельности как устная и письменная речь, память, мышление по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, прекращается в раннем возрасте. Большинство взрослых тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не добились в других сферах деятельности. Предложение нарисовать что-нибудь вызывает у них панику. Это не удивительно, ведь в нашем обществе умение читать и писать намного важнее, чем умение рисовать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что взрослые не умеют рисовать. Дети же активно занимаются изобразительной деятельности в период обучения в начальной школе, а после ее окончания развитие изобразительных навыков, как правило, прекращается. А ведь творческие способности играют в жизни человека очень важную роль. Они влияют как на формирование личности в целом, так и на позиционирование себя в разных сферах жизни: как семьянина, профессионала в своем деле, гражданина своей страны. По данным все тех же ученых, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 % , а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Все это заставляет задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, заинтересовать, научить реализовывать свои возможности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, формируется духовность. Изобразительная деятельность – один из немногих видов деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь в изостудии с детьми 5-8 лет, я вижу, что изобразительная деятельность дает богатые возможности отразить окружающий мир, с которым они знакомятся, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. В настоящее время книги о «художественных проектиках » продаются сотнями: напечатан зайчик, картинку надо раскрасить, вырезать из книжки, да еще иногда ватный хвостик можно приклеить. Такие книжки бывают забавными и часто радуют ребенка. Но, они не стимулируют эмоциональное, социальное, физическое, эстетическое, лингвистическое и когнитивное развитие (развитие познавательных навыков), проистекающее из хорошо продуманного творческого процесса. Родители интуитивно понимают это и стремятся отдать ребенка туда, где его научат самостоятельно справляться с изобразительными задачами, разбудят тягу к прекрасному, и ребенок уже никогда не будет смотреть на этот мир равнодушными глазами. Современные ученные полагают, что следует расширить основу педагогики раннего детства: дошкольники и ученики начальной школы должны располагать достаточно богатой базой, предоставляющей возможности для использования всех интеллектов, а не только одного или двух. В этой перспективе занятия пластическими искусствами обретают особую ценность, поскольку детское творчество позволяет задействовать интеллекты, не затрагиваемые традиционной педагогикой. Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Целью занятий с детьми в изостудии я считаю создание наиболее благоприятных условий для обучения малышей основам изобразительной грамоты и развития творческих способностей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, а так же уровня подготовки. Не всегда возможно выразить все детские впечатления от окружающего мира при помощи традиционных изобразительных средств и материалов. Расширить возможности позволяют нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, колпачки от фломастеров; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки. Использование на занятиях этих предметов пробуждает в детях любопытство, как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Для работы с детьми в изостудии я выбрала наиболее интересные и приемлемые приемы нетрадиционного рисования и хочу поделиться некоторыми из них. Приемы нетрадиционного рисования Приемы декорирования. « Брызги красками!». Кроме простого набрызгивания красок на лист кисточкой, можно использовать еще один интересный прием. Растворяем в воде пищевой краситель, наполняем этой подкрашенной водой пульверизатор, делаем набрызг на лист бумаги, даем высохнуть каплям, повторяем то же другим цветом. Для усиления эффектов можно посыпать лист крупной солью и оставить до полного высыхания. Рисование восковым мелком. Белым восковым мелком (или белой свечой) наносим узоры на лист бумаги, сверху делаем цветной набрызг пульверизатором, который проявляется только в тех местах, где не было воскового покрытия. Такое проявление потайного узора вызывает у детей восторг. Рисование сухой кистью. Сухой кистью с жесткими щетинками растираем на бумаге густую краску. Можно также применить метод наслаивания - на высохший первый слой краски наносится второй слой другого цвета, в пробелах которого становится видна первая краска. Создание различных фактурных поверхностей. 1. Сначала вырежем из белого картона различные геометрические фигуры. 2. Покроем их толстым слоем гуаши или акрила. 3. При помощи стеков, зубочисток, старой зубной щетки, расчески создаем различные фактурные поверхности. 4. Составляем из полученных фигур дома и приклеиваем их на подготовленный лист А- 3. Получается настоящий сказочный город. Пластилинография. 1. Вырезаем из картона основу той формы, которая необходима для вашей композиции. При работе с пластилином используем плотный картон, так как тонкие листы бумаги могут деформироваться и рваться при выполнении приёмов примазывания, придавливания, сглаживания и расплющивания пластилина. 2. Карандашом рисуем нужный контур. 3. Чтобы получить красочное и рельефное изображение, будем выполнять его из маленьких шариков, скатанных из пластилина разных цветов. Ряд за рядом выкладываем их и примазываем к поверхности картона. Граттаж. 1. Взять лист белой бумаги и акварельными красками нарисовать цветной фон. Можно взять цветную бумагу, или бумагу с готовым ярким рисунком. Густо натираем основу восковой свечой. 2. Покрыть сверху лист густым слоем черной гуаши, смешанной с небольшим количеством жидкого мыла или геля (для того, чтобы краска легла на покрытый свечой первый слой). 3. Процарапать рисунок не пишущей ручкой, зубочисткой или любым другим острым предметом. Штампование. Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. “ Печатаем пробками” Использование бросового материала в художественно- творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов - приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов. Наносим краску на гладкую поверхность пробки, делаем круглый отпечаток нужного цвета, который можно превратить в тело божьей коровки, добавив косметической палочкой черные точки, тонкой кисточкой усики, глазки. Круглые отпечатки могут превращаться в шарики, мячики, птенчиков. Обратной стороной пробки или крышечки можно получить цепочку кругов, которые можно превратить в гусеничку. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. “Долговечные штампы”. Можно изготовить штамп из ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора. Использовать детали конструктора. Интересные штампы можно получить, если на плотный картон наклеить клеем ПВА толстую веревку в виде красивого завитка, узора, контурного изображения предмета. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. “Недолговечные штампы”. В качестве штампов используем разрезанные вдоль или поперек фрукты, овощи. Можно печатать всей поверхностью или вырезать какой- то элемент узора, воспользовавшись ложкой, карандашом, тупыми ножницами или пластмассовым ножом с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампика смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге. Очень красивый отпечаток оставляет разрезанный перец. “Печатаем листьями на бумаге” Опавшие осенние листья различной формы и размера намажем гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его за черешок. Можно получить изображения цветка, бабочки, дерева. Можно работать на белой или цветной бумаге, сочетать с техникой «по - сырому». Рисунок на фольге. 1. На картоне рисуем карандашом крупный рисунок. 2. Выдавливая густой клей из тюбика, обводим готовый рисунок по контуру. Ждем до полного высыхания клея. 3. Накладываем на высохший контур алюминиевую фольгу. Загибаем ее края и углы под заднюю сторону картона. Обведем выпуклые "клеевые" контуры - они стали объемными. Чтобы рисунок на фольге был более различимым нужно промазать густой черной (или темной цветной) гуашью весь рисунок, а потом, не дожидаясь ее высыхания - протереть панно мягкой тряпочкой. Гуашь останется только в углублениях, рисунок станет более четким. Тканевые изображения. Интересные коллажи получаются при использовании вырезанных из ткани изображений. Собираем кусочки тканей интересные по цвету, фактуре, с орнаментами, изображениями цветов, фруктов, животных. Рисунок на ткани может помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко или стать основой композиции. Вырезав из ткани аккуратно по контуру цветы, можно наклеить их на бумагу и дорисовать красивую вазу. Использование кружевных кусочков ткани придаст работе изящество. Кружево так же можно использовать как трафарет для создания кружевного узора набрызгом или при помощи губки. Разрисовка маленьких камешков. Плоскостное изображение предметов на бумаге не так впечатляет, как создание объемных собственных творений. Очень подходят для этой затеи морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка подскажет ребенку, в кого его лучше превратить, в лягушку, божью коровку, цветочек или гриб на толстой ножке. На камешек наносится яркая, густая краска - и образ готов. После того, как камешек высохнет, его лучше покрыть бесцветным лаком, чтобы работа оставалась яркой и блестела. Кляксография. Поставим большую, яркую кляксу. Учим видеть в цветных кляксах различные образы, развивая ассоциативное мышление и воображение ребенка. Найдя образ, обводим и дорисовываем его. Замечательно, если получится целый сюжет. Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию, фантазию. Капнем на бумагу цветную каплю и пока она не впиталась, возьмем трубочку и осторожно подуем на нее… Побежала капля и оставила за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно поставить еще одну каплю, но другого цвета. Пусть встретятся и посмотрим, на что похожи их следы. Монотипия. Лист согнем пополам. Нарисуем половину бабочки на правой половине листа. Пока краска не высохла, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист. Получилась целая бабочка с загадочным рисунком на крыльях. Этот метод хорошо демонстрирует, что такое симметрия. Радость творчества. Все дети любят рисовать. Рисование для малышей - это радостный процесс. К нему не нужно принуждать, но очень важно вдохновлять, поддерживать интерес, постепенно открывая перед ребенком новые возможности изобразительной деятельности. Понятно желание детей отобразить на листе бумаги красоту и гармонию окружающего мира, испытав восторг и восхищение от соприкосновения с чем-то необыкновенным. Творчество для ребенка- это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Нетрадиционные техники рисования привлекают своей доступностью и простотой, раскрывают возможности использования обычных предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что оригинальное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Беседуя с родителями, объясняю, что самым ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: стремления создать что-то совершенно оригинальное, формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. | |
Просмотров: 543 | Загрузок: 25 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|