Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (247.0 Kb) ] | 2015-02-25, 9:05 PM |
4) Оценивание индивидуальных творческих результатов учащихся Портфолио как форма оценивания и учета достижений учащихся Портфолио (portfolio assessment)- оценивание по достоинству. Философия учебного портфолио - показать успех ученика. Формирование учебного «портфеля» - набора документов - является одной из современных методик оценивания и учета образовательных достижений учащихся. Для чего необходимо: - смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данному вопросу, по теме и данному учебному предмету; - интеграция количественной и качественной оценок; - развитие самооценочной деятельности ученика Портфолио выступает не просто альтернативным способом оценивания или собранием работ, идея портфолио связана с новыми целями образования – с новой культурой учения. Обычно портфолио формируется как собрание работ учащегося и позволяет фиксировать его личностный рост и развитие академической успешности в продуктивной форме. Однако накопленный опыт показывает разнообразие моделей портфолио и методик работы с ним. Нет необходимости описывать один из подходов, поэтому предлагаем список некоторых источников психолого-педагогического сопровождения использования портфолио как формы оценивания и учета достижений учащихся (табл. 4). В целом, метод портфолио обладает широкими возможностями по выявлению пробелов, трудностей, достижений, индивидуальных особенностей познавательной и творческой деятельности учащихся, стимулирует развитие критического мышления, способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Сундук регалий как форма оценивания и учета достижений учащихся В качестве еще одной методики учета и оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся используется методика «Сундук регалий». «Сундук» является коллекцией работ, которую составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения. «Сундук регалий» может включать: • документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах; • характеристики, данные педагогами; • самохарактеристика «моя уникальность»; • членские удостоверения учреждений и организаций; • рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы; • перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости); • образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.); • личные замечания и другие оценки; • спортивные свидетельства. Данный список может быть дополнен по усмотрению участников образовательного процесса. Шотландский аттестат как форма оценивания и учета достижений учащихся Следующая методика – шотландский аттестат - отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Великобритании. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором. Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным. В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения, т.е. уточняются: • темы, которые должны быть изучены; • умения, которыми необходимо овладеть; • практика, которую необходимо пройти и т.д. • описание личностных качеств ученика, сделанных, как учителем, так и в виде личного заявления, т.е. самооценки, сделанной учеником; • обобщение опыта работы ученика, выраженное в учебных достижениях (описывается как учителем, так и учеником); • учебная книжка с сообщениями по предмету (в которой фиксируются не только отметки, поведение, прилежание, посещаемость, полученные знания, заинтересованность в работе, но и рекомендации учителя, а также ответ родителей). Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован». Методика «Шотландский аттестат» может быть успешно адаптирована к российским условиям. Так, образовательное учреждение «Международный лицей» разработало подобный вариант аттестата образовательных достижений для лицеистов, обучающихся в течение четырех лет, то есть с 8 по 11 классы. В аттестат заносится следующая информация: • Учебные достижения, включающие четвертные, полугодовые, экзаменационные (только в 9 и 11 классах по экзаменационным предметам) и итоговые отметки по всем изучаемым предметам в 8-11 классах. • Творческие работы (перечень с краткой характеристикой каждой работы), выполненных по итогам занятий на факультативах и курсах по выбору. • Итоговые документы (сертификат, диплом, свидетельство и т.д.) или творческие работы, полученные и выполненные на дополнительных образовательных курсах. • Результаты выступлений на предметных олимпиадах. • Результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях. Примерами творческих работ, выполненных при изучении обязательных учебных предметов, могут служить: техническое творчество, углубленное изучение программных и непрограммных учебных материалов, работы по искусству, педагогическая деятельность, изобретательство, исследования. Подобный аттестат образовательных достижений позволяет учесть традиции отечественной школы, его внедрение не требует дополнительной разъяснительной работы с педагогическим коллективом и родителями, кроме этого, заполнять аттестат каждый ученик может самостоятельно. Творческая книжка школьника как форма оценивания и учета достижений учащихся В творческой книжке регистрируются все самостоятельные работы, выполненные учеником сверх учебной программы и соответствующие определенной норме. После выполнения работы в книжке делается запись. Например, 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменная работа (конспект, реферат) объемом не менее 15 страниц и т. д. Это норма по объему работы, но не по времени ее выполнения, дело ученика - работать несколько дней или несколько месяцев. Норма - не догма, а ориентир для учителя. Одно из условий успешной работы в масштабе школы - единство требований. Такое единство и создает нормы. Однако учитель имеет право записать работу и меньшего объема, исходя из интересов ученика. Записи выглядят примерно так: 1. Техническое творчество (машины, приборы, приспособления, модели, макеты). Указывается конкретная работа и дается ее краткое описание: количество деталей, размер. 2. Углубленное изучение программных и непрограммных учебных предметов. Указывается название изученной работы, количество страниц реферата, рисунков, фотографий и т. п. З. Работы по искусству. Фиксируются сданные работы (рисунки, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства и т. п.). 4. Педагогическая деятельность. Отражается работа в младшем классе, ведение кружка, уроков в начальных классах. 5. Изобретательство. Описываются изобретения, оформленные в виде простейшей схемы. 6. Исследовательская и опытническая работа. Фиксируется только та, в которой есть хоть и простейший, но самостоятельный вывод. 7. Участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Запись делается, если занято одно из трех призовых мест (на соревнованиях не ниже районного уровня), а также если присвоен спортивный разряд. 8. Факультативы. Запись делается при условии, что ученик занимался не менее полугода. Как видим, в самостоятельной работе сверх учебной программы для ученика нет никаких ограничений: делай что хочешь, когда, где хочешь и как угодно долго или быстро. Приведем примеры конкретных записей в творческих книжках: • Английский язык. Районная олимпиада, 1-е место. 6-й класс. • Кино. Слайд-фильм по собственному сценарию «Самооткрывающаяся дверь». 2 мин, черно-белый, 16 мм (сделал в школе). 7-й класс. • Фото. Сделал 14 фотографий на тему «Пейзаж» 9х12 см. 5-й класс. • Макеты. Сделал макет старинного амбара (из бревнышек), в котором 65 деталей. Размер 15х10х17 см. 8-й класс. • Литература. Переложила на стихи русскую народную сказку «Каша из топора»; 30 строк. 7-й класс. Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности учителя, создают условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формируют у них адекватную самооценку. Полный текст семинара с примерами и рекомендациями смотрите в приложении. | |
Просмотров: 1252 | Загрузок: 41 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|