Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2015-05-08, 9:18 AM | |
Цель: обогатить знания педагогов о роли развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития воспитанников. Задачи: 1. Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания предметно- развивающего пространства. 2. Изучение и оценка профессиональных качеств личности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности. 3. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации. 4. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок. План: № Содержание деятельности 1. Доклад 2. Деловая игра 3. Справка по итогам тематического контроля 4. Проект решения Доклад: «Понятие и сущность развивающей среды» В педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т.Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П.Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). По мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель: обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Эта цель достигается за счет решения следующих задач: 1. создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; 2. предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; 3. ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; 4. активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; 5. ориентироваться на активные методы воздействия на личность. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: 1. гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; 2. непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов; 3. вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения; 4. интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур; 5. открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия; 6. установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога. Структура развивающей среды На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: - принцип дистанции, позиции при взаимодействии; - принцип активности, самостоятельности, творчества; - принцип стабильности — динамичности; - принцип комплексирования и гибкого зонирования; - принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; - принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; - принцип открытости — закрытости; - принцип учета половых и возрастных различий детей. Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств: 1. интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра; 2. физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей; 3. игрового развития; 4. экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм; 5. компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение. Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности. Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности. Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования. Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка. Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. 2. Деловая игра. Психолог: Леушина Н.Л. 1) «Мозговой штурм» Дайте определения следующим понятиям: • Безопасность материалов и оборудования • Детская игра • Сюжетная игра • Игрушка • Предметно-развивающая среда Педагоги высказывают свои мнения, отстаивают свою точку зрения. С этим заданием мы справились. 2) Участники игры делятся на две группы по цветным жетонам. Задание: создайте новую предметно-развивающую зону для своей группы. Оборудование: фломастеры, 2 листа А4. 3.Анализ состояния предметно – развивающей среды в ДОУ В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. развивающая предметная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Проведя анализ, я сделала следующие выводы: 1. Педагоги уделяют много внимания созданию предметно - развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с программой. В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. 2. В достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Почта», «Магазин», «Больница», «Аптека». Сюжетно – ролевая игра для мальчиков только одна «Шофёры» в старшей и подготовительной группе. 3. Мастерская представлена материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления, совершенствования навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. В младших группах –это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозаика, пирамиды разных размеров. В старших и средних группах строительный материал состоит в основном из крупногабаритных деревянных и пластмассовых напольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). 4. Оборудована в соответствии с возрастными особенностями учебная зона. Имеются столы для занятий, доски висят на уровне глаз детей. Для занятий по развитию речи есть наборное полотно с буквами, веера, алфавиты, зеркала. Для занятий по математике имеются цифры, тетради для индивидуальной работы, счётные палочки и др. 5. Не во всех группах есть уголки уединения. 6. Рекомендуется со второй младшей группы отводить место для игр с песком, водой, глиной; экспериментирования. 7. В уголке творчества размещены: наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, кисти, банки для промывания кисточек, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, пластилин, краски, простые карандаши, доски, клеёнки, салфетки. 4.Проект решения педсовета. Проект решения педсовета №_ от _______2015 Заслушав доклад на тему «Понятие и сущность развивающей среды», приняв участие в деловой игре на тему «Применение умений и навыков в работе по созданию предметно-развивающей среды в детском саду», которую провела Леушина Н.Л., а также заслушав анализ состояния предметно – развивающей среды в ДОУ , педагогический совет принял решение: 1. продолжать применять и осваивать нововведения, способствующих обновлению содержания предметно-развивающего пространства, воспитателям, 2. повышать уровень профессиональных качеств личности и профессиональной компетентности, 3. продолжать поиск и выявление оригинальных находок. 4. рекомендуется со второй младшей группы отводить место для игр с песком, водой, глиной; экспериментирования. | |
Просмотров: 4082 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|