Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (36.7 Kb) ] | 2015-05-29, 4:19 PM |
Семинар-практикум для учителей "Деловая игра "Кафе «Экономическое» Минасипова Алмагуль Цель семинара: раскрыть методы и приемы работы для развития экономической компетентности учащихся с ОВР на уроках математики и во внеурочное время через деловую игру . Задачи: ---- развивать экономическую компетенцию учителей , формировать развитие ключевых компетенций, умения принимать и находить пути решение при возникновении экономической ситуации, повысить восприятие информационного содержания экономических понятий; Развитие познавательной активности; развитие слухового и зрительного восприятия; логического мышления; развитие устной связной речи, пополнение активного и пассивного словарного запаса; развитие мыслительной деятельности: аналитических способностей, умение выявлять главную мысль; ---формировать навыки умения решений экономических задач; развить элементы экономического мышления на основе математического аппарата и информационных технологий и обработки экономической информации, осуществлять экономические расчеты; ---- способствовать совершенствованию навыков сотрудничества; воспитанию жизненной активности, ответственности при принятии важных решений, доброжелательности к другим. ,способствовать развитию социального кругозора личности , интереса к изучению предмета, воспитание толерантности Тип семинара: Деловая игра Форма семинара: -групповая. Методы и приемы проведения семинара: -объяснительный: работа с дидактическим материалом; -продуктивный: деловая игра, самостоятельная и практическая работа; -наглядно-иллюстированный: работа с наглядностью; -индуктивный: от простого к сложному. -словесный; -наглядный; практический; -проблемно-поисковый. Межпредметная связь: экономика Математика Материально-техническое оснащение: 1.Плакат - "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя); 2.Набор карточек с заданиями; 3.Тесты, листочки . 4.Ручки, калькуляторы. Ход семинара: 1. Вступительное слово 2. Деловая игра « Экономическое кафе» 3. Релаксация «Синквейн» Вступительное слово. Перемены в социально-экономической жизни общества получили отражение в системе образования, внесли коррективы в ее содержание, обусловили повышенный интерес современной общеобразовательной школы к экономической подготовке учащихся. Актуальность экономического образования и воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики - их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности. Проблеме экономического образования и воспитания учащейся молодежи посвящено немало публикаций и исследований, которые проводились и проводятся на разных уровнях: (слайд1)экономическом (Н.Я Клепач, , Л.Е.Эпштейн, Л.Н.Пономарев, С.Е.Урванцева), философском (И.Б.Иткин, Н.Н.Калинина, В.Д.Попов, В.Н.Семеньков, А.К.Уледов, В.П.Фофанов),психологическом (А.В.Бояринцева, А.И.Китов, С.В.Малахов,А.П.Сидельковский, В.М.Соколинский, Д.В.Ярцев), педагогическом (И.Г.Агапов, Л.Б.Азимов, А.Ф.Аменд, Ю.К.Васильев, И.И.Зарецкая, В.А.Кальней, Л.Н.Кураков, З.А.Литова, Т.М.Матвеева, А.С.Прутченков,Т.И.Пуденко, В.К.Розов, И.А.Сасова, И.Б.Соловьева, С.Л.Чернер,Б.П.Шемякин и др.). Один из авторитетных специалистов в этой области В.Д.Попов определяет экономическое образование как процесс передачи людям и усвоения ими экономических знаний и умений, а также навыков экономического мышления. Под экономическим воспитанием ученый понимает формирование отношения к экономическим знаниям в целях их глубокого усвоения, осмысления, превращения в убеждения, поступки, мотивы, установки, ценностные ориентации личности. В исследованиях последних лет предпринимаются попытки определить цели, задачи, принципы экономического образования и воспитания школьников с учетом кардинально изменившихся социально-экономических условий жизни (Б.И.Мишин, Л.Л.Любимов, И.А.Сасова, И.Б.Соловьева, Т.С.Терюкова и др.). В то же время единого понимания задач школьного экономического образования пока нет, соответственно нет и единого подхода к его практическому осуществлению. Слайд 2. В разработке содержания экономического образования школьников выделяется два преимущественных направления: теоретическое и практическое. Представители первого направления (В.С.Автономов, Л.Б.Азимов, С.И.Иванов, И.В.Липсиц, Л.Л.Любимов, Н.А.Раннева, Е.В.Савицкая и др.) полагают, что школьников следует учить, прежде всего, основам экономической теории (знаниям надо уделять больше внимания, чем навыкам). По мнению Л.Л.Любимова, А.К.Самохиной, старшеклассников необходимо готовить к принятию и переработке значительных потоков экономической информации, учитель должен лишь ориентировать ученика в большом объеме сведений, развивать его способности к использованию знаний в соответствующих обстоятельствах. В условиях информационного общества и возрастающей интеллектуализации обучения теоретический подход в известной мере актуален для старшеклассников средней школы. Однако этот подход не может быть реализован в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (СКОПІ) в силу особенностей интеллектуального развития учащихся этой школы. Они не могут принимать большие массивы даже доступной для них информации, поэтому специальная дидактика рекомендует дробное введение учебного материала и его проработку малыми порциями. Умственно отсталые школьники способны освоить лишь экономическую информацию, содержащую сведения о реальной социально-экономической среде, в которой непосредственно протекает их жизнедеятельность. Для СКОШ VIII вида наиболее приемлем практический подход к экономическому образованию. Его сторонники (Ю.П.Маркин, Т.И.Пуденко, В.Л.Тамбовцев, Т.С.Терюкова, С.Л.Чернер и др.) считают, что теоретическое содержание предмета и, как следствие, академический стиль обучения не способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, не обеспечивают достаточного уровня их мотивации к овладению материалом и его понимания. По их мнению, акцент в социально-экономической подготовке учащихся общеобразовательных школ следует делать на формирование конкретных знаний и навыков, необходимых в жизни. Однако в большинстве программ и учебников по предмету не уделяется достаточного внимания развитию социально-экономического опыта школьников. На сегодняшний день проблема разработки практического подхода к экономическому образованию в школе решается преимущественно на уровне построения педагогических технологий, направленных на подготовку учащихся к предпринимательской деятельности и организации бизнеса. В научных работах определены пути и способы формирования у школьников практических навыков предпринимательской деятельности, культуры деловых отношений в процессе производительного труда и производственного самоуправления детскими акционерными обществами, реальными и имитационными ученическими предприятиями в сфере малого бизнеса, школьными компаниями (Н.В.Бударина, В.И.Ерошин, В.М.Казаков, В.А.Кальней, З.А.Литова, Т.И.Пуденко, И.А.Сасова, И.Б.Соловьева, А.Ф.Стенина, Т.С.Терюкова, М.Умутбаев, Н.Ф.Фомина, В.З.Черняк и др.). Применению метода проектов при обучении школьников основам экономики и предпринимательства посвящены труды М.А.Зятькова, Е.Н.Карпова, Т.М.Матвеевой, А.К.Самохиной и др. Игровые технологии экономического образования, предусматривающие формирование у учащихся предприимчивости и организационно-производственных умений, разработаны И.Г.Агаповым, Е.В.Вагиной, Ю.Н.Корлюговой, М.П.Ларионовым, А.С.Прутченковым. В работах В.Я.Матюшок, Ю.А.Щеглова рассматриваются возможности использования компьютерных технологий в качестве тренажера для имитационного применения экономических знаний и умений. Слайд 3.Использование математического аппарата во взаимосвязи с конкретными экономическими проблемами, а также использование знаний организации информационных процессов обработки экономической информации позволяет: • повысить восприятие учащимися информационного содержания экономических понятий; • сформировать навыки умения решений экономических задач; • развить элементы экономического мышления на основе математического аппарата и информационных технологий обработки экономической информации. Слайд 4. По опыту работы можно утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты: значительно увеличивает активность детей на уроке; развивает внутреннюю мотивацию к учению; усиливает познавательные мотивы; расширяет личный опыт учеников; преодолевает оторванность математики от реальной жизни; повышает качество и прочность знаний; повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);приучает к бережливости, экономии, предприимчивости. Семинар - Деловая игра "Экономическое кафе" Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Дамы и господа! Мы рады видеть Вас сегодня в нашем экономическом кафе "ЭКОНОМ". Разрешите представиться: администратор данного заведения , Обслуживающий персонал (помощники)-официантки. Уважаемые гости, здесь Вы можете попробовать наши фирменные блюда, приготовленные специально для Вас. Но Вы обязаны своевременно оплачивать блюда, то есть ответить на предложенный вопрос. Помните! 1. Блюда изготовлены в единственном экземпляре. 2. За непристойное поведение в кафе будет взиматься штраф 3. Вежливо обращаться к обсл.персоналу (Будьте добры! Пожалуйста) 4. стоимость заказа 3000тг, в зависимости от ответов будут скидки от 15% до 30%. Для этого есть старшие менеджеры, которые и будут следить за этим. ( выбираются из числа гостей) В нашем меню 5 разделов: 1. Закуски скидки до 3 % 2. Первые блюда до 7% 3. Вторые блюда до 8% С соусом 1% 4. Десерт до 5% 5. Напитки до 7% В каждом разделе содержится 3 блюда. Вы можете выбрать по одному блюду из каждого раздела. Сейчас я предлагаю Вам приступить к самому важному моменту, ради которого мы здесь собрались - отведать наши экзотические блюда. Прошу все столики сделать свой выбор - заказать понравившееся блюдо из раздела "Закуски". (Посетители по очереди выбирают блюда. После выбора блюд они получают их и сразу отвечают на вопросы). 1.ГРЕНКИ "ПОТРЕБНОСТЬ" Сформулируйте определение "Потребность" и перечислите самые необходимые потребности для человека. (В пище, в одежде, в лечении, в жилье, в безопасности) 2..ВИНЕГРЕТ ИЗ ДЕНЕГ. Что такое деньги? Представьте себе, что деньги исчезли из нашей жизни. В обмен, на что приобретали бы вы необходимые вещи? (ДЕНЬГИ -это особый товар, который:1) принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги,2) позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета, а так же 3) дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.) 3.ФАРШИРОВАНННЫЙ КАПИТАЛ. Что такое капитал? Выберите среди предложенных слов те, которые относятся к капиталу: Слесарь, здание, станок, вода, деньги, предприниматель, компьютер, сырье. Капитал (средства производства)- (Весь производственно- технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ КАПИТАЛ: здание, станок, деньги, компьютер, сырье.) Переходим к следующему разделу меню "ПЕРВЫЕ БЛЮДА". Делаем свой выбор. 1. БОРЩ ИЗ ВАЛЮТЫ. Вопрос: Определите, каким иностранным государствам принадлежат следующие названия денег: злотый, рупия, донг, шекель, юань, иена. ( Польша, Индия, Вьетнам, Израиль, Китай, Япония) Злотый - Польша Рупия - Индия Донг - Вьетнам Шекель - Израиль Юань - Китай Иена – Япония Вопрос: Определите, каким бывшим союзным республикам принадлежат следующие деньги: Лит, Сом, Гривна, Манат, Лат, крона. ( Литва, Киргизия, Украина, Азербайджан,Туркмения, Латвия , Эстония ) Валюты стран СНГ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МАНАТ МОЛДАВСКИЙ ЛЕЙ АРМЯНСКИЙ ДРАМ ПРИДНЕСТРОВСКИЙ РУБЛЬ БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ ГРУЗИНСКИЙ ЛАРИ ТАДЖИКСКИЙ РУБЛЬ КАЗАХСКИЙ ТЕНГЕ ТУРКМЕНСКИЙ МАНАТ КИРГИЗСКИЙ СОМ УЗБЕКСКИЙ СУМ ЛАТВИЙСКИЙ ЛАТ УКРАИНСКАЯ ГРИВНА ЛИТОВСКИЙ ЛИТ ЭСТОНСКАЯ КРОНА 2.СУП -СЛОЕНКА ИЗ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА Распределите следующие слова по группам факторов производства (труд, земля, капитал): Строитель, кассовый аппарат, акция, мука, посуда, инженер, земельный участок, нефть, повар, деньги, ткань, бухгалтер, вода, доски, гараж, склад. (ТРУД: Строитель, инженер, повар, бухгалтер. ЗЕМЛЯ: земельный участок, нефть, вода. КАПИТАЛ: кассовый аппарат, акция, мука, посуда, деньги, ткань, доски, гараж, склад.) 3.ОКРОШКА ИЗ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. К какому типу экономических систем относятся следующие высказывания? 1.Люди , за которыми я наблюдал, питались только мясом тюленя и не делали никаких попыток охотиться на многочисленных оленей. Я подумал, что существует какое-нибудь табу, запрещающее убивать оленей+. Просто они никогда не охотились на оленей на льду и не думали, что это возможно+ 2. Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в стране прекращаются все виды банковских операции+.. 3.Ответы на вопросы "Что? КАК? Кто?" определяются путем взаимодействия покупателей и продавцов. (1.Традиционная 2. Командная 3. Рыночная) 4..ЩИ ИЗ АЛМАЗОВ. Адам Смит спрашивает: "Почему вода, которая настолько необходима, что без нее не возможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?" А теперь отведайте "ВТОРЫЕ БЛЮДА" 1. ЖАРКОЕ "ЭКОНОМИСТ" О каких деньгах идет речь в следующих изречениях: 1.В старину в германском городе Иохимстом чеканилась крупная монета , которая называлась иохимстале. Но это слово очень длинное , а монета в то время была очень ходкая, и ее сократили в толер. Измененные голландским, а затем американским произношением это слово превратилось в название валюты, имеющее хождение в некоторых странах. (доллар) 2.И сегодня в ходу такое название 50-копеечной монеты. В середине 17 века ее начали чеканить из меди , при Петре 1 - из серебра, а во второй половине 17 века выпускали золотые монеты такого достоинства. (полтинник) 2.МЯСНОЙ РУЛЕТ "БАРТЕР" Подберите каждому определению экономический термин : 1.Средство, с помощью которого можно оплатить покупку , измерить ценность чего-либо и даже сколотить состояние. (ДЕНЬГИ) 2.Дача денег в долг на определенный срок .(ССУДА, КРЕДИТ) 3.Любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. (БИЗНЕС, ДЕЛО) 4.Любой человек сталкиваясь с ним, испытывает неудобство. Он может касаться как материальных , так и духовных ценностей . Главная его причина- недостаток производства товаров .Произошла от латинского слова - недостаток чего-либо ОТВЕТ: (ДЕФИЦИТ) 5.. - Их источник- прибыль. Их размер зависит от величины и количества. Они могут быть как в денежной, так и в форме конкретных товаров .Их получают только владельцы акции ОТВЕТ. (ДИВИДЕНДЫ) 3.РАГУ ИЗ ФУНКЦИИ ДЕНЕГ . Зарплату выдали 11-ю 10 тысячными, 11-ю тысячными и 11 сотенными купюрами. Чему равна зарплата? ( 122100) Коллективная игра заморские соусы « Профессия» ( раздаются названия соусов -профессий , администратор читает ингредиенты соуса - профессиональные задачи и обязанности, а посетители должны назвать название соуса – профессию) правильный ответ 1 % Мерчердайзер - специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Контроль расположения товара на полках, поддержка имиджа товара, контроль рекламы и цен на товар - все это основные задачи мерчендайзера. Основные требования к профессии - коммуникабельность, работоспособность, презентабельная внешность, обучаемость. Желателен опыт работы, знание английского языка и наличие водительских прав. Этот человек отвечает за выкладку товара на полках магазина. А также за все, что вокруг: свет, музыку и даже запах. Мерчендайзер знает, как расставить товар так, чтобы купили как можно больше. Здесь нужно и знание психологии, и собственный вкус, и соблюдение определенных правил и секретов мерчендайзинга, которым обучают на специальных тренингах. Требования: желательно высшее экономическое образование, коммерческие курсы или тренинги. Промоутер - специалист по внедрению или продвижению какого-либо товара или услуг. Такая должность может быть в штате любой фирмы, занимающейся производством услуг (рекламных, творческих и т. д.). Профессия эта появилась в России в 1990-х на волне "маркетинговой революции". Промоутеры занимаются продвижением на рынок товаров и услуг. Наверное, теперь на улицах городов промоутеры встречаются чаще, чем работники милиции и дворники. Представителей этой профессии можно узнать сразу - они раздают листовки и рекламные материалы, стоят за промо-стендами в магазинах и крупных торгово-развлекательных центрах, проводят различные, порой весьма шумные акции. Задача промоутера не в том, чтобы создать шоу, насмешить или напугать потенциальных клиентов. Все "спецэффекты" его работы подчинены железной логике маркетинга - необходимо привлечь к рекламируемой продукции как можно большее количество людей, и не просто привлечь, а "помочь" им стать ее покупателями. Пожалуй, главное отличие работы промоутера от мерчендайзера - ориентация на рекламу продукции, причем как на территории магазинов, так и на улицах и площадях. Промоутер может работать напрямую с производителями продукции или сотрудничать с агентством-посредником. Одним из главных требований к промоутера является привлекательная внешность, коммуникабельность и хорошие манеры. Спичрайтер - специалист по написанию статей, речей, докладов. Достаточно редкая специальность. Супервайзер- специалист по контролю и надзору за деятельностью различных объектов: как производственных, так и торговых. Руководитель группы, звена. Трейдер- специалист по биржевым торгам (ценными бумагами, валютой, драгоценными металлами). Сомелье Современный сомелье-виночерпий - это работник ресторана, специализирующийся на винах - их приобретении, хранении и предоставлении их клиенту. В каком-то плане сомелье - это товаровед и повар-дегустатор "в одном флаконе". В обязанности сомелье входит составление винной карты ресторана, дегустация вин и рекомендации различных сортов вин посетителям. Атрибутом сомелье является специальный штопор, позволяющий открывать винные бутыли легко и изящно, не ломая пробку. В штопор встроен и специальный нож, для срезания фольги, закрывающей пробку. Загляните в следующий раздел меню "ДЕСЕТРЫ". Какими окажутся на вкус эти блюда? Давайте мы их попробуем. Это самые вкусные блюда. Задания вы должны сделать письменно. (Учащиеся получают задание. Время на обсуждение 5 минут.) 1.ПЕЧЕНЬЕ " РЕБУСИКИ". Составьте из букв слова. П О С С Р С П Р О С Ы З Т И Б К о И З Б Ы Т О К Н И Д Ь Е Г Д Е Н Ь Г и 2.СУФЛЕ "ДЕНЕЖНОЕ". Путем перегруппировки и объединения букв , составляющих слова, составьте экономические определения: 1.КАБАН+ ТОН= разновидность бумажных денег (БАНКНОТА) 2. ИОН+ ЦАРЕК= владелец акции (АКЦИОНЕР) 3. ВИД+ ДЕНДИ= доход акционера на каждую акцию, формирующийся за счет части при были предприятия выпустившего акции. (ДИВИДЕНД) 4. ТЕСТО+ МИР+ САН= набор одноименной продукции, конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и так далее (АССОРТИМЕНТ 3.ТОРТ "А- ЛЯ ЭКОТЕРМИН". Соедини части слов (в правом столбце расположены начала слов, а в левом их окончания). АУК ВЕННОСТЬ (АУКЦИОН) БАНК НОСТЬ (БАНКРОТ) СОБСТ ЮТА (СОБСТВЕННОСТЬ) ЛИКВИД ЦИОН (ЛИКВИДНОСТЬ) ТОРГ ЖЕНИЕ (ТОРГОВЛЯ) ВАЛ РОТ (ВАЛЮТА) ПРЕДЛО НОСТЬ (ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИ ОВЛЯ (ПРИБЫЛЬ) ПОТРЕБ БЫЛЬ (ПОТРЕБНОСТЬ) 4.МАРМЕЛАД "БАНКОВСКИЙ". Запишите слова , в которых встречается слог "БАНК" Пришло время отведать "НАПИТКИ" 1.КОФЕ С ТОВАРНЫМИ СЛИВКАМИ Из приведенного списка товаров выберите отдельно товары-заменители и отдельно товары - дополнители: 1. ЧАЙ-кофе, БОТИНКИ- сапоги, ПРОИГЫВАТЕЛЬ- диски, ПЛАЩ- куртка, СЕРЬГИ- клипсы, МАГНИТОФОН- кассета, КОРЗИНА- ведро, НИТКИ- иголка, ГАЗОВАЯ ПЛИТА- газ, КАЛЬКУЛЯТОР- счеты, ОБУВЬ- крем для обуви, МЫЛО- мыльница, СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА- рюкзак, ГАЗЕТА- журнал, ТЕТРАДЬ- блокнот, ПОВОДОК- ошейник. Товары-заменители: Чай -кофе, ботинки- сапоги, плащ- куртка, серьги- клипсы, корзина- ведро, калькулятор- счеты, газета- журнал, тетрадь- блокнот. Товары- дополнители: проигрыватель- диски, магнитофон- кассета, нитки- иголка, газовая плита- газ, обувь- крем для обуви, мыло- мыльница, спортивная одежда- рюкзак, поводок- ошейник. 2.ПУНШ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ. Выберите те утверждения, которые относятся к макроэкономике. 1. В результате банкротства ЧП "Надежда" закрыто. 2. На казахстанском рынке сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей в связи с тем, что были увеличены таможенные пошлины на их ввоз. 3. Магазин "Алина" продает женские блузки по цене 3000тг 4. Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения инфляции. Отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в некоторых районах Республики падение урожайности зерновых.(2; 4- относятся макроэкономике) 3.НАПИТОК "Производительность труда". Решите задачу: Три секретарши устроили конкурс профессионального мастерства. Первая напечатала 12 страниц за 2 часа ,вторая- 21 страницу за 3 часа, а третья- 25 страниц за 5 часов. Кто из них выиграл? ( ВЫИГРАЛА: вторая- за 1 час- 7 страниц) ИГРА дополн.. САЛАТ "Угадай, что съели." Переставляя местами буквы, составьте экономические слова . Т И Ц Д Ф Е И ДЕФИЦИТ А Н О Г Л НАЛОГ Ю А Л В А Т ВАЛЮТА Каждый столик подсчитывает свой заказ с процентной % скидкой, проверяется старшими менеджерами. -Рефлексия : Предложить каждому столику написать отзыв о работе « кафе» в виде синквейна Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам. 1 строчка – это название темы 2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях 3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы. 4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме. 5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи. Спасибо всем за поддержку и работу в группах. | |
Просмотров: 2219 | Загрузок: 26 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|