Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2015-09-22, 7:37 AM | |
РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЙ АКТИВНЫХ ФОРМ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ» Масалимова К. К. магистр экономики Сервисно – технического колледжа № 1 г. Кокшетау masalimova74@mail.ru Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно бесполезно. Р. Киплинг Государственная программа развития образования в Республике Казахстан, дает понимание образование не только как вид услуги, но и как модели по развитию и поддержке конкурентоспособности населения и конкурентоспособных профессиональных ресурсов как одного из факторов социального прогресса, т.е. образование как социальный феномен, как результат. Что нужно современному выпускнику профшколы для того, чтобы чувствовать себя уверенно? Ведь ни для кого не секрет, что современный работодатель заинтересован в таком работнике, который: 1. Умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания); 2. Обладать творческим и критическим мышлением, генерировать идеи и использовать современные технологии, творчески мыслить; 3. Быть коммуникабельным и контактировать в различных социальных группах. А это напрямую зависит от педагога, его личности, компетентности, от его ведения всего процесса познания, изучаемой темы, и здесь необходима разработка стратегии обучения теме или вопросу программы, т.е. тому «кирпичику» содержания обучения, который может быть положен в «строительство всего здания». КГУ Сервисно-технический колледж №1г. Кокшетау готовит специалистов по следующим профессиям: модельер-закройщик, секретарь-референт, специалист коммунального хозяйства, автомеханик, парикмахер-стилист. Как преподаватель экономических дисциплин, я понимаю, что современный рынок производства требует высококвалифицированных специалистов, поэтому в учебный процесс я внедрила программу «Основы рыночной экономики», составленную на основе технологии активные формы обучения с использованием информационной технологии, которая помогает активизировать мыслительную и творческую деятельность студентов, дает творческий настрой на обучение. После окончания курса обучения студенты могут в зависимости от полученной специальности открыть свой бизнес, свободно ориентироваться на рынке, вести маркетинговые исследования. Я считаю, что применение технологии активные формы обучения в практике подготовки квалифицированных кадров – это прогресс в профессионально-техническом образовании вообще. Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств [1]. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Одной из приоритетных задач профессионального образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента, формирование активной позиции каждого в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной ко мпетентности студента. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда студент не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные. Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения Лекция 5% Чтение 10% Аудио-визуальный метод 20% Демонстрация 30% Групповые дискуссии 50% Активное обучение 70% Обучение других / немедленное применение 90% Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией преподавателя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с студентами, знанием реальных возможностей их. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов преподавательской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым. Для продуктивной деятельности студентов, безусловно, требуется: 1. сформированность ряда коммуникативных умений; 2. развитие мышления; 3. опыт оценочной деятельности. В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы: I этап Мотивационный: преподаватель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; студенты обсуждают, предлагают идеи. Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план. II этап Информационно-оперативный: студенты собирают материал, работают с литературой и другими источниками; преподаватель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником. III этап Рефлексивно-оценочный: студенты представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, преподаватель выступает участником коллективной оценочной деятельности. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания студентов. Алгоритм активной познавательной деятельности складывается из трёх основных «шагов»: выделение основных целей усвоения учебного материала; отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов; определение познавательных действий и результатов деятельности в целом. Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности студентов на уроках являются: 1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма). 2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора. 3. использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др. 4. использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов, фреймов и кейсов. 5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». преподавателем или же самими студентами составляются предложения или целые рассказы, содержащие фактологические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность. Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания студенты получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата. 6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы). 7. Реализация индивидуально — дифференцированного подхода к студентам, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава). 8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами: максимальное вовлечение студентов в активную деятельность на уроке; поддержка альтернативности и множественности мнений; педагогически обоснованная дифференциация студента по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления. 9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение преподавателей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие — предпочитают классические формы учебного процесса. Однако использование выше обозначенных активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий: активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций; переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между преподавателем и студентами; постоянный рост самостоятельной работы студентов; методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам; обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др. Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника колледжа. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Применяя технологию активные формы обучения мы получили следующие результаты. Обсуждение опыта применения данной технологии обучения на методсекции колледжа выявил мнение учителей о том, что большинство за полный переход к активном формам обучению в системе профессионального образования. Именно предмет «Основы рыночной экономики» поможет многим людям, которые после развала старых экономических отношений оказались «за бортом» жизни невостребованными. Работая по данной педагогической технологии, каждый преподаватель может достичь неплохих результатов, решить вопрос подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально деятельностными возможностями своего образования. Литература: 1. Кругликов В.Н. Методика обучения М. 1998 2. Максимова Е.А. Дидактические возможности сотрудничества // Школьные технологии, 2003, № 3, 125 с. 3. Журнал // «Основы экономики» 2004, № 4 4. Информационно-методический журнал // «Творческая педагогика» информационно-методический журнал, 2004, № 1 | |
Просмотров: 687 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|