Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2015-12-06, 5:19 PM | |
1 Современные технологии эффективного формирования ключевых компетенций. Главная задача школы в условиях компетентностного обучения научить детей мыслить и на основе мышления эффективно действовать в современном мире. Формы мыследеятельностного содержания образования содержит важнейшие типы деятельности, такие как исследование, проектирование, конструирование, управление, наиболее эффективно способствующие личностному самоопределению. Важнейшим условием выживания и работы человека в информационном мире станет овладение методом научного познания мира, или, так называемого, исследовательского стиля мышления. Выделять факты из окружающего мира, анализировать эти факты, сопоставлять должен уметь каждый человек XXI века независимо от выбранной профессии. На передний план выходит обучение детей принципиально новым технологиям работы со знаниями, прежде всего, связанными с процессами порождения и применения знаний. Обучающийся не просто должен запомнить – он должен понимать, как возникает знание и как его можно использовать. Формы организации занятий в условиях компетентностного образования должны быть различные, это и традиционные уроки и новые технологии обучения, отвечающие запросу на формирование ключевых компетентностей, как новых результатов образования – исследовательские и проектные. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связана с разрешением учащимися проблем с заранее неизвестным решением, и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, постановку проблемы, определение гипотетического результата, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Эта цепочка является нормой проведения исследовательской деятельности в любых областях наук. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно –познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата деятельности имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременное условие проектной деятельности заключается в наличии заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение цели и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов, создание плана, программы и организации деятельности) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно – исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение цели и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, отбор необходимых ресурсов, является организационной рамкой исследования. С 1999 года в стране официально создана система стимулирования исследовательской, поисковой, проектной деятельности учащихся. Сегодня эта методика оказалась особенно востребована в условиях компетентностного подхода к обучению, и применима непосредственно при обучении на уроках. В средней школе темы и проблемы проектных и исследовательских работ должны соответствовать личностным предпочтениям каждого обучающегося, находиться в области их самоопределения. Востребованы как индивидуальные, так и групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в выпускном классе может принимать форму в случае выдающихся успехов одаренных обучающихся, курсового проекта по профильному предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе рекомендуется выполнять работы на базе профильных научных организаций, социальных институтов, вузов, ресурсных центров, с привлечением специалистов. В дополнительном образовании. Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися в условиях дополнительного образования должна стать приоритетной, ввиду отсутствия классно – урочной системы, и широкого выбора содержания, тематики и проблематики проектов и исследований в процессе участия в работе кружков, секций, научных обществ, которые он посещает. В зависимости от уровня полученных результатов обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня. Опыт такой организации проектно – исследовательской деятельности школьников в нашей стране имеют давнюю традицию. Многие годы работают «малые академии» школьников, особое развитие эта работа получила в системе «Дарын», в частности создание научных обществ учащихся в школе, в частности создание научных обществ учащихся в школе, ресурсных исследовательских центров «Жас Галым» при РНПЦ «Дарын», проведение школьных, областных, республиканских соревнований научных проектов школьников, участие наших школьников в работе международных научных соревнований, конференций, выставок. В начальной школе темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна отражать познавательные интересы ребенка и находиться в зоне его ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками для учащихся 1-2 классов. 2 Конструирование компетентностно – ориентированных заданий. Современное понимание качества образования рассматривается как компетентность обучающегося в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована эта компетентность может быть в процессе решения конкретных проблем повседневной жизни. В связи с этим в содержании образования в новой парадигме особое место должно отводиться компетентностно- ориентированным заданиям, или, так называемым, ситуационным задачам. В основу реальных жизненных проблем должны быть положены учебные проблемы. Под учебной проблемой мы понимаем задачу, решение которой невозможно найти по готовому образцу или известному способу деятельности. Обучающийся здесь должен проявить самостоятельность и нестандартность в решении проблемы. Особенность компетентностно – ориентированных заданий заключается в том, что они носят практико – ориентированный характер, однако ее решение требует предметных знаний иногда даже нескольких учебных предметов. При решении ситуационной задачи учитель и ученик преследует разные цели: учащийся нацелен на поиск решения соответствующее данной ситуации, учитель – на основе обучающимся способов деятельности то есть – ключевых компетентностей. Решение компетентностно – ориентированных ситуационных задач часто связано с анализом конкретных происходящих в реальной жизни изменений в обществе, что является новым как для учителя так и для ученика. В этом случае изменяется характер взаимоотношений между учителем и учеником и они выступают выступают как равноправные партнеры. Компететностно-ориентированные задания, являясь, межпредметными, ннтегративными, способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе. При этом обучающийся, осваивая универсальные способы деятельности (ключевые компетентности) решает личностно значимые проблемы посредством предметных знаний. Компетентностно-ориентированные задания должны стать инструментом организации социальной практики обучающихся, так к как одной из важнейших задач современного образования < является создание условий для успешной социализации молодого человека. Использование в процессе обучения компетентностно-ориентированных заданий позволяет: - развивать мотивацию обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности, к решению возникающих проблем, освоению социокультурной среды; - актуализировать предметные знания в целях решения личностно значимых проблем на деятельностной основе; - создать возможность партнерских взаимоотношений ме¬жду учителем и обучающимся. Представим модель компетентностно-ориентированного за¬дания (задачи) КОЗ для самостоятельного конструирования учителем. Модель-схема КОЗ 1.Название задания. 2. Виды (аспекты) формируемых ключевых компетентностей. 3. Личностно значимый познавательный вопрос. 4. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (тексты, таблицы, графики, статистические данные и т.д.) 5. Задания (вопросы) по работе с данной информацией. 6. Модельный ответ. 7. Оценочный бланк. Понимая компетентность как универсальные способы дея¬тельности, позволяющие в конкретной ситуации добыть недос¬тающие знания и применить их в практической деятельности в контексте данной задачи, считаем важным подчеркнуть, что именно применение знаний в практической жизни является осо¬бенно важным в формировании компетентностно-ориентированных заданий. При формулировании вопросов (заданий) необхо¬димо четко обозначать преследуемые цели обучения. Понятие «цели обучения» не имеет единой трактовки. Как отмечает Т.И. Шамова - цель педагогической деятельности - мысленное предвосхищение результатов педагогического процесса. В своих формулировках педагогические цели отражают те качества, на развитие которых направлен педагогический процесс! Формулирование целей - одна из трудностей педагогической деятельности. По мнению Д. Г. Левитеса,4 выделяются две группы целей: Первая группа связана с познанием, освоением, адаптацией и разумным управлением внешней системой, другая направлена на развитие личностного потенциала ребенка. Иными словами, образовательные цели учебного занятия подразделяются на цели направленные на развитие ребенка, и предметные; Внутри каждой из лиц групп выделяются подгруппы уточняющего и дифференцированного характера. Цели, ориентированные на развитие личности ребенка: -ориентированные на развитие личностно-смыслового от ношения учащихся к изучаемому предмету; -ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности; -связанные с обеспечением развития у обучающихся интеллектуальной культуры; -ориентированные на развитие у обучающихся исследовательской кой культуры; -связанные с развитием у обучающихся культуры само¬управления учебной деятельностью; -ориентированные на развитие информационной культуры обучающихся; -ориентированные на развитие коммуникативной культуры обучающихся; -связанные с развитием коммуникативной культуры обучающихся. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету призваны актуализировать лич¬ностный смысл учащихся к изучению темы; помочь осознать со¬циальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности, содействуют осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; и ценности совместной деятельности. 3 Выполнение компетентностно – ориентированных заданий по типу Pisa. Ознакомление - запоминание и воспроизведение учебного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих требований. Понимание. Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного языка на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания материала может также высту¬пать интерпретация материала учащимся (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предвидение последствий, результатов). Такие учеб¬ные результаты превосходят простое запоминание материала. Применение — умение использовать изученный материал (правила, методы, понятия, законы, принципы, теории) в кон¬кретных условиях и новых ситуациях. Соответствующие резуль¬таты обучения требуют более высокого уровня владения мате-риалом, чем понимание. Анализ - умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, вычленять части целого, выявлять взаимосвязи между ними, осознавать принципы организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения. Синтез - умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или сово¬купность обобщенных связей (схемы для упорядочения имею¬щихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. Оценка - умение оценивать значение того или иною мате¬риала (утверждения, художественного произведения, исследова¬тельских данных) для конкретной цели. Суждения учащихся должны основываться на четких критериях, которые могут быть, как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях. | |
Просмотров: 802 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|