Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (65.4 Kb) ] | 2016-01-17, 5:52 PM |
Пояснительная записка к программе занятий по коррекции недостатков речи у учащихся 1-6 классов специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта. 1.Общая характеристика программы Логопедическая работа в школе для детей с нарушением интеллекта занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Контингент учащихся коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в школу - интернат, носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно: - нарушения звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; - несформированность связной речи; - выраженная дислексия; - дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. 2. Методологические и теоретические основы программы Как и любая программа, “Программа занятий по коррекции недостатков речи у учащихся 1-6 классов специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи 3. Цели и задачи программы Цель - разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов. Задачи: 1.Создать условия, для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей учащихся. 2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики. 4. Организация работы по программе Программа логопедической коррекции недостатков речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-4 классах отводится 4 часа в неделю, в 5-6 классах – 2 часа в неделю. Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся. На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Время занятий с подгруппой учеников 1-х классов – 25-30 минут, с подгруппой учеников 2- 6-х классов – 30 минут. Время индивидуальных занятий – 15 – 30 минут с каждым учеником. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В структуру занятия входит: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - массаж и самомассаж мышцев лица и языка; - упражнения на развитие мимических мышц лица; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения, постановка, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; - работа над предложением; - обогащение и активизация словарного запаса. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Поэтому программа состоит из следующих разделов: - коррекция звукопроизношения; - коррекция фонематических процессов; - коррекционная работа на лексическом уровне; - коррекционная работа на синтаксическом уровне; - совершенствование связной речи. Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии. Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов». На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью. | |
Просмотров: 1438 | Загрузок: 79 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|