Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2016-03-25, 9:00 AM | |
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу» Ричард Олдингтон Обучение – целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению. Учебные занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предложения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета. Коллаборативное обучение - образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. Коллаборативный класс- класс в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета обучения. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Учитель на каждом из уроков должен позаботиться о психологической подготовке учащихся, потому что не все дети, пришедшие на урок, психологически не готовы к включению и восприятию новой формы работы. Для этого на уроках нужно проводились тренинги, которые носят характер сотрудничества и снятия напряжения при общении. Все проводимые тренинги, какую бы цель они не несли, очень помогают создать благоприятную среду для проведения уроков. Дети стают, более раскрепощенные, и можно увидеть их внимательность и доброту друг к другу. Обучение и преподавание через диалогическое обучение , при котором диалог между учеником и учителем, учеником и учеником помогает учащимся развивать свое собственное мышление. Кумулятивная – беседа в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие; беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. Исследовательская – беседа в которой каждый предлагает уместную информацию; идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку; участники задают друг другу вопросы; участники группы стремятся достичь согласия. Беседа- дебаты – беседа в которой существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению; атмосфера, скорее, конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество. Чтобы правильно ставить цели в обучении, правильно формулировать проблемы и задания для учащихся, чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты, правильно проводить рефлексию по результатам обучения, полезно воспользоваться таксономией Б.Блума. Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий, до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней В современном обществе принято, считать, что ученики делятся на способных и не способных. Так ли это на самом деле? Каждый человек должен знать, что ему нужно и для чего? Поэтому в первую очередь учитель должен создать такие условия или ситуацию, чтобы ученик начал задумываться, нужен ли ему данный предмет. После того как ученик осознает все значимость обучения, возможно он изменит свое отношение. Постепенно учитель подводит учащихся к пониманию, обдумыванию, а только потом к обучению чего либо. Учащиеся в первую очередь должны чувствовать внимание и сотрудничество как со стороны учителя та и со стороны одноклассников. Перед нами, а так же перед учащимися жизнь ставит задачу, обучения через всю жизнь. Для этого учащиеся должны уметь добыть свои знания самостоятельно, уметь проанализировать добытую информацию. Большую роль играет правильное распределение своих знаний. Если учащиеся формируют позитивное отношение обучению, то процесс становится более успешным. Психологические исследования, показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью учителя, который излагает материал, а входе работы ученика с этими знаниями. Обучения должно быть направленно на способы приобретения знаний. Если цель обучения достигнута, то оно сыграет огромную роль в осуществлении общих целей и развитии личности каждого ученика. Диалог учитель - ученик и ученик - ученик играет важную роль в обучении. Совместная беседа учеников в классе приносит, большую пользу она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает осознавать разные идеи, содействует аргументированию, а учителям помогает понять на, какой стадии в процессе обучения находятся ученики. При традиционном обучении на уроке взаимодействие учителя и ученика не так уж разнообразно. Происходит оно, в основном, при объяснении нового материала, либо при опросе. Причем, ученику отводится пассивная роль объекта, даже при объяснении, выстроенном в вопросно-ответной форме, т.е. когда учитель задает вопросы, а ученики отвечают на них. Уроки, на которых ученики обучаются совместно: в группах или в парах решают задачи, обсуждают какую либо проблему, изучают новый материал. Уроки, на которых инициатором учебного диалога являются ученики, т.е. когда ученики озвучивают какую либо проблему или интересную идею для совместного обсуждения, встречаются редко. Таким образом, если правильно организовать обучение, то между учениками будет происходить не просто общение друг с другом, а прежде всего обмен учебной информацией. При созданных условиях для диалогового обучения, материал урока будет изучаться учениками совместно друг с другом, ученики будут помогать друг другу, научатся оценивать совместную работу. Психологи отмечают, что детям легче установить контакт между собой, нежели с учителем, так как понимают друг друга лучше, ближе психологически и по форме общения. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий. Вовлечь учеников во взаимодействие позволяет работа в малых группах по 4-5 человек. Групповая работа повышает уровень самостоятельности, объем, темп выполнения заданий. Взаимообучение и взаимопомощь исключают возникновение состояния тревожности, парализующей познавательные возможности детей, тем самым стабилизирует положительную мотивацию учения. Есть понятие формативного и суммативного оценивания. Формативное оценивание – это оценивание для обучения, это оценивание знаний и навыков ученика в основном в начале урока, оно формирует эффективность работы на уроке и можно наблюдать, как продвигается обучение. Думаю, определение первичных знаний, можно выполнить при помощи аналитического мышления(длительный период времени) или при помощи холистического оценивания( скоростное оценивание в короткие сроки) Суммативное оценивание – используется для обобщения на определенном этапе обучения. Этим оцениванием мы пользуемся постоянно, когда проводим контрольно-проверочные работы, но вопросы и задания в них должны быть на развитие навыков высокого уровня( анализ, оценивание, синтез), что предлагает нам таксономия Блума. Примером могут служить вопросы, разработанные на уроке, как в начале, так и в конце урока, при создании проблемной ситуации. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. В.А. Сухомлинский утверждал, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Поэтому я хочу видеть нашу школу успешной, наполненной здоровыми, радостными детьми и сильными, образованными учителями. Я хотела бы ощущать удовлетворение от принадлежности к этой школе, этому коллективу. Важно: уважение к традициям, нравственным нормам, готовность и способность к инновационной деятельности. Необходимо умение коллектива планировать ожидаемый результат и сообща решать проблемы школы, поощряя любое доброе начинание, приносящее позитив в учебно-воспитательный процесс. Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому своих учащихся, сделать их мыслящими людьми, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение учителя | |
Просмотров: 1217 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|