Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

ВИДЫ ВНЕКЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
2016-03-30, 3:09 PM
ВИДЫ ВНЕКЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Сегодня перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене общественных ценностей.
Трудности в процессе воспитания относятся сегодня к самым актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество, оказывают негативное воздействие, прежде всего на подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В подтверждение этого факта можно привести растущие цифры преступности, особенно среди учащихся.
Нравственное воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой не-возвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, те-лесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой колледжа накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. Однако важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления.
Классные занятия проводятся обычно с постоянным составом учащихся, но заранее оп-ределенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учеб-ными занятиями, вне рамок учебного дня в колледже используются разнообразные формы внеклассной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удов-летворять их познавательные и творческие запросы. К формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
Ведущими формами творческой деятельности являются предметные кружки, творческие объединения, факультативы, спортивные секции.
Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и спо-собностей учащихся – факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. [1, с.528; 2, с.574]
Организационная структура кружков, факультативов весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним отно-сится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается преподавателем или самими учащимися как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает учащихся новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.
Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на заняти-ях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся.
Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические заня-тия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности учащихся: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации. [3, с.479; 4, с.519]
Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в се-бя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся уче-ных, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы, организацию встреч с исследователями и т. д.
В последнее время получило распространение создание научных обществ учащихся, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, по-священные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний.
Предметные кружки, секции позволяют сочетать решение учебных и творчески разви-вающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляю-щих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные спо-собности.
Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные конферен-ции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки учащиеся внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.
Выставки посвящаются результатам ученического творчества в области труда, изобра-зительной деятельности. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подгото-вительная работа, к которой привлекаются все учащиеся. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами учащиеся: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организу-ют на месте обмен опытом творческой деятельности.
Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. [5, с.450]
Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.
Экскурсии могут проводиться почти по всем предметам. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в колледжах, об-ластях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие учащиеся, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы преподавателей, их умении искать и развивать таланты.
Конкурсы рисунков, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по ма-тематике, физике, химии - действенная форма развития талантов, выявления творческих воз-можностей учащихся и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.
Внеурочные формы организации обучения дают возможность учащимся посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной дея-тельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью они приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.
К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:
- они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщен-ными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию лич-ности;
- в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и доб-ровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием посте-пенного включения учащихся в деятельность как необходимость;
- введение игры, романтики буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состя-зания, сравнения и взаимопомощи;
- осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становле-нию творческой личности учащегося и индивидуальности;
- обеспечение нравственного воспитания, оберегающего учащихся от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве. [6,7]

Список используемой литературы.
1. Каджаспирова Г.М. Педагогика - М.:Гардарики, 2007, -528с.
2. Подласный И.П. Педагогика - М.: Владос, 2005, -574 с.
3. Скалеренко А.Б. Общая педагогика - М.: Юнити-Дана, 2006, -479 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Гардарики, 2000, -519 с.
5. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.
6. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.
7. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный ру-ководитель. 2001. № 6.
Категория: Педагогика | Добавил: alfia31011982
Просмотров: 831 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru