Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2016-04-03, 5:18 PM | |
Докладчик: мастер п/о Мукушев Б.А. Работа с неуспевающими студентами в системе профессионального образования «Мы пытаемся учить навыкам ХХI века, учителями ХХ века в образовательной системой XIX века» В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Инновационный подход к подготовке учебных материалов нового поколения, изменение их функций и способов использования в образовательной практике являются одной из составляющих модернизации образования. Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к обучающемуся. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами. Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин. В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Работа с неуспевающими студентами заключается: 1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ. 2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. 3. Педагогическое воздействие – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия). 4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента. Меры предупреждения неуспеваемости студента -Всестороннее повышение эффективности каждого занятия -Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов -Индивидуальный подход к студенту -Специальная система домашних заданий -Усиление работы с родителями -Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение. Работа с неуспевающими студентами в колледже можно начать с опроса студентов: Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться? 1. Неудовлетворение организацией учебного процесса, 2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам. 3. Неудовлетворительная работа администрации. 4. Нежелание учиться вообще. 5. Отсутствие условий для проведения досуга. 6. Возможные подработки во внеурочное время. 7. Престижно ли учиться в нашем колледже. 8. Другие проблемы. Из данного опроса мы можем выяснить причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Здесь мы можем предположить, что чаще всего это– отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта. 1. Деятельность преподавателя со слабоуспевающими студентами. 1.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента. 1.2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 1.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов). 1.4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем) 1.5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН. 1.6. Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. 1.7. Преподаватель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”) 1.8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. 1.9. При выполнении п. 1-9 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации колледжа о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе. 2. Деятельность классного руководителя 2.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести: -пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине) -недостаточная домашняя подготовка -низкие способности -нежелание учиться -недостаточная работа на занятии -необъективность выставления оценки на занятии -большой объем домашнего задания -высокий уровень сложности материала -другие причины 2.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная) 4. Деятельность родителей. 4.1. Родители обязаны явиться в колледж по требованию классного руководителя или заведующего отделением. 4.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение колледжа. 4.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам . 4.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат. 4.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации колледжа. 4.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того, чтобы сохранить контингент студентов необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент, поступивших в колледж. | |
Просмотров: 1888 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|