Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (24.2 Kb) ] | 2016-11-02, 0:37 AM |
Способы активизации творческого мышления детей на уроках прикладной композиции и скульптуры. Педагог дополнительного образования Юрова. Л. Г. Многие исследователи детского творчества отмечают, что наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность. Итогом продуктивной деятельности является создание реального продукта. Дети на уроках ИЗО, создавая конкретный материальный объект, воплощают посредством рисунка, конструкции, объемного изображения свои представления о предметах, явлениях этого мира. Проблема развития художественного творчества детей в ДХШ решается через широкое разнообразие видов деятельности, перечислим лишь некоторые: рисование с натуры и по представлению, лепка, конструирование, моделирование, декорирование, сочинение изображения на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов творчества, изучение художественного наследия. Такие предметы, как «Прикладная композиция» и «Скульптура», которые изучаются в ДХШ на протяжении 4 лет, являются одними из любимых предметов для большинства учеников. На уроках прикладной композиции и скульптуры в детской художественной школе дети получают опыт взаимодействия с различными художественными материалами, развивают моторику рук, гибкость мышления. Ученики получают богатый опыт комбинирования материалов и техник - это и глина и пластилин и соленое тесто и папье-маше, пластика, гипс, природные материалы, бумага, картон, и многое другое. Занятия прикладными видами творчества не только дают ребенку необходимые знания, чтобы он мог полноценно выражать свое видение, но и делают его более счастливым человеком. Следует отметить, что дети любят создавать конкретные предметы, вещи - это помогает детям почувствовать себя самостоятельным, сближает детей в группе и с педагогом, позволяет ощутить радость творчества. И это вполне объяснимое явление, так как на занятиях прикладным творчеством и лепкой дети получают большую степень свободы для самовыражения, фантазирования и что особенно важно для самореализации. Но необходимо отметить, что на таких занятиях иногда бывает, что дети не стремятся быть самостоятельными и не пытаются придумывать что-то своё, не ищут способов внести в свою работу что-то новое. Есть категория детей, которая предпочитает работать по четко заданной инструкции или образц. Бывает и такое, что дети иногда начинают избегать каких-то видов деятельности, требующих особой аккуратности, терпения, тщательности и кропотливости труда. Сталкиваясь с таким отношением к работе, хочется каким-то образом изменить ситуацию, разбудить у ребенка интерес к работе и помочь сформироваться активной творческой позиции учащегося. Что можно сделать, чтобы воспитывать у наших детей такие качества творческой личности как самостоятельность, активность, умение размышлять, проявлять инициативу, пытливость, смекалку, воображение, фантазию? Педагог как организатор процесса отвечает за то, чтобы увидеть ростки творческого мышления и поддержать их рост, помочь развиться индивидуальности и предложить варианты деятельности, не загоняя учеников в жесткие рамки, а напротив, расширяя границы творчества. Роль педагога в данном случае заключается в том, чтобы понять, что интересно будет выполнять конкретным ученикам, ведь как известно, творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Хорошая мотивация - это топливо для активной деятельности. Однако актуальной остается проблема выбора тематики и методов работы для занятий по ДПИ и скульптуре. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий ДХШ . Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям , требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и должны быть доступны школьникам по своим художественным, технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Важным условием является также доступность материалов и качество и количество инструментов, применяемых для создания изделий. Данным требованиям отвечаю немного традиционных и нетрадиционных видов декоративно-прикладного искусства. Одними из наиболее подходящих и интересных можно назвать декоративную и художественную лепку и ее современную разновидность – треш-арт и тестопластику. Поделюсь своими наработками в этой области. Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие учебно-творческие задания: Уже не первый год я предлагаю учащимся поэкспериментировать в области создания крупных (около 70- 90 см) объёмных фигур (животных, сказочных персонажей). В итоге получается забавные круглые декоративные скульптуры, которые могут украсить помещение, сад. Я заметила, что работа с большими объёмами, вызывает у детей какие-то особые чувства, больший интерес и удовлетворение. Используемые в работе нетрадиционные материалы (гипсовые бинты, туалетная бумага, пластиковая тара, шарики воздушные, газеты, скотч, гипсовая штукатурка, клей пва) так же необычны и вызывают интерес учащихся, оказывается, используя незамысловатые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни можно создать какие-то яркие удивительные предметы. Конечно, такие задания под силу только подготовленным ученикам. А подготовка начинается в 1 классе ДХШ, на уроках скульптуры. Идея появилась в результате неудовлетворенности итогами работы детей на уроке скульптуры. Дети приносили цветной пластилин, и он очень быстро заканчивался, и из него можно было слепить только миниатюрную скульптуру, которая выглядела достаточно примитивно и не давала нужного развития навыков лепки. Как сэкономить на пластилине, и при этом сделать что-то более объемное и выразительно? В скульптуре существует конструктивный способ лепки, образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становиться доработка. Профессиональные скульптуры в качестве конструктивной основы используют каркас, который делается из проволоки, дерева. А что если основу сделать из чего-то другого, например кукольники в целях экономии такого дорого материала, как пластика, используют в качестве основы смятую в шарик фольгу. Так в качестве основы я предложила детям использовать различные бросовые материалы вроде киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки, детали от сломанных игрушек, крышек от дезодорантов, флаконов от духов, лампочек накаливания, старые компьютерные и виниловые диски, и т.д. В итоге, комбинируя различные формы, удалось получить более новые крупные и интересные по форме и выразительности декоративные формы. И вот тут я увидела, насколько это конструирование увлекло детей, играя, ребята стали придумывать способы скрепления частей в одно целое, стали рождаться неповторимые индивидуальные скульптурные образы, как в объеме, так и в рельефе. Пластилина теперь хватало, и он использовался рационально для улучшения формы модели и декора. А самое главное этот способ оказался очень полезным и эффективным для развития воображения. Конструируя из готового «строительного» материала, учащиеся знакомятся не только с геометрическими объемными формами, но и получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску и декор). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны руководителя. Тестопластика еще одна прекрасная техника для лепки. Из соленого теста можно изготавливать как панно, так и круглую скульптуру, так и декоративные элементы, например, для украшения декоративных ваз и бутылок. Получив хорошие результаты, этот принцип далее был применен в дальнейшей работе со старшими учениками, только за основу были взяты воздушные шары, а вместо пластилина гипсовые бинты, и газеты. Использование гипсовых бинтов я увидела в журнале «Художественная школа». Результат превзошел все ожидания, и вдохновил на новые поиски и эксперименты. Так родились на свет декоративные тематические вазы, «Сказочные коты, гномы», из пластиковой тары, бумаги и клея «пва». Ребята с большим увлечением выполняли эту работу, несмотря на трудоемкость и длительность процесса и неудачи, в ходе которого рождались новые идеи по технологии создания скульптуры. Сильной мотивацией в работе было желание детей порадовать и удивить родителей, каждый мечтал, где он поставит свою скульптуру, кто-то хотел на даче, кто-то дома. Чем же ценна эта идея работы с нетрадиционными материалами для скульптуры? Конечно, тем что дети почувствовали, что они могут своими руками создать что-то удивительное, стоящее, ценное. Они почувствовали себя мастерами. Важно и ценно, что использование нетрадиционных техник и материалов, направленно на умение отходить от стандартных решений. И еще один важный момент: В детстве важной ведущей деятельностью является игра. Подобные творческие задания ценны тем, что в них присутствует элемент игры и новизны. Поэтому они так нравятся детям, многие из которых не доиграли в своем раннем детстве. Таким образом, с помощью сочетания разных видов деятельности в одном проекте, конструирования, лепки и художественного труда удалось достичь следующих результатов: • Развитие нестандартности мышления; • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика; • Расширились представления об окружающем мире и о материалах для творчества; • Исследовались свойства различных материалов; • Активизировалось желание экспериментировать с ним; • Научила создавать художественные композиции из бросового материала; • Совершенствовалось умение владеть инструментами, развитие глазомера, ловкости движений пальцев и рук. • Повысилась познавательная активность обучающихся; • Развились навыки самостоятельного труда; • Развивалось умение принимать решение; • Развивалось умение планировать свою деятельность; • Развивалось умение контролировать и оценивать свою деятельность; Работу по развитию творческих способностей через конструирование и художественный труд я продолжаю с заинтересованными детьми, что значительно облегчает работу: у детей развивается воображение, изобретательность и чувство пластики формы, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы. | |
Просмотров: 676 | Загрузок: 13 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|