Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура |
2013-02-19, 8:33 PM | |
Министерство образования и науки Республики Казахстан КГКП "Геологоразведочный колледж" управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата. Методическое пособие по легкой атлетике «Прыжки в длину с разбега» Преподаватель Кузнецов В.В. Рассмотрено на заседании ПЦК физвоспитания и НВП Протокол №____ от _____ 2013г. Председатель ПЦК ____________________Пилипчук С.И. 2013 г. Методическое пособие составлено преподавателем физического воспитание геологоразведочного колледжа г. Семей Кузнецовым В.В. _________________________ В методическом пособии по обучению прыжку в длину с разбега рассматривается сущность основных элементов техники прыжка в длину и методика обучения, дан комплекс основных подготовительных и специальных упражнений, необходимых для повышения качества и эффективности процесса обучения Методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК ФВ и НВП геологоразведочного колледжа г. Семей «____»_______2013 г. Протокол № _______ Председатель ПЦК ____________________Пилипчук С.И. СОДЕРЖАНИЕ Введение Стр.4 Историческая Справка Стр.5 Основные Правила Стр.6 Техника Прыжков В Длину Стр.8 Методика Обучение Стр.11 Литература стр.10 ВВЕДЕНИЕ Овладение основами методики обучения технике прыжка в длину с разбега является, на мой взгляд, одним из основных аспектов, вхо-дящих в программу по физической культуре колледжей . Поэтому важно, чтобы уже на первых этапах специализации в прыжках в длину с разбега применялись более целесообразные методы обуче-ния в освоении техники, которые позволят добиться определенных результатов. Методическое пособие рассчитано на учащихся колледжей и преподавателей физкультуры средних специальных учебных заведений. I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Прыжок в длину — упражнение, которое можно отнести к есте-ственному для человека движению. Вероятно, это послужило осно-ванием для включения прыжков в длину в программу пентатлона на олимпийских играх в Древней Греции. В 1860 г. прыжок был включен в программу легкоатлетических со-ревнований Оксфордского университета в Англии. Победитель — англичанин Пауэл показал результат 5,28 м. Однако отсчет рекордов в этом виде легкой атлетики начался с результата 6,40 м, показанного англичанином А. Тосуэллом в 1868 г. В 1874 г. впервые был преодолен семиметровый рубеж Д. Лейн (7,05 м). На первой Олимпиаде в Афинах в 1896 г. победитель в прыжках в длину Э. Кларк (США) показал результат 6,35 м. Наибольший рост результатов в прыжках в длину пришелся на начало XX в. Американец М. Принстейн довел мировой рекорд до 7,50 м. Однако уже в 1901 г. ирландец П. О'Коннор показал результат 7,61 м, который никому не удавалось улучшить в течение 20 лет. Рубеж 8 м впервые перешагнул американец Д. Оуэне (8,13 м) в 1935 г. Мировой рекорд Д. Оуэнса продержался до 1960 г.! Многолетнее соперничество двух выдающихся атлетов Р. Бостона (США) и И. Тер-Ованесяна (СССР) в конце 1950-х — начале 1960-х годов привело к ряду мировых рекордов, последний из которых был равен 8,35 м. В 1968 г. на Олимпиаде в Мехико американец Б. Бимон установил феноменальный рекорд — 8,90 м. Только в 1991 г. другой америка-нец М. Пауэлл превысил этот результат на 5 см — 8,95 м. До настоя-щего времени этот результат остается непревзойденным. История развития прыжков в длину свидетельствует о том, что первый мировой рекорд у женщин был зафиксирован в 1928 г. и принадлежал японской спортсменке К. Хитоми (5,98 м). В 1939 г. его улучшила немка К. Шульц (6,12 м), в 1943 г. — голландка Ф. Бланкерс-Коэн (6,25 м) и в 1954 г. — новозеландка И. Уильяме (6,28 м). Впервые в 1955 г. мировой рекордсменкой становится советская спортсменка Г. Попова-Виноградова (6,31 м); затем с 1961 по 1964 г. Т. Щелканова, которая довела мировой рекорд до 6,70 м. В дальней-шем авторами мировых достижений были англичанка М. Рэнд (6,76 м), румынка В. Вискополяну (6,82 м), X. Розендаль (6,84 м) из ФРГ, спортсменки из ГДР А. Фойг (6,92 м) и 3. Зигль (6,99 м). Рубеж 7 м покорился в 1978 г. советской спортсменке В. Бардаускене (7,07 и 7,09 м). С 1982 по 1985 г. рекордсменками мира становились две ру-мынские спортсменки А. Станчу-Кушмир и В. Ионеску, внесшие пять поправок в таблицу рекордов (7,15; 7,20; 7,21; 7,23 и 7,43 м). Последний мировой рекорд А. Станчу-Кушмир превысила немецкая спортсменка X. Дрехслер — 7,44 и 7,45 м. На рубеже 7,45 м останови-лись три спортсменки — X. Дрехслер (ГДР), Д. Джойнер-Керси (США) и Г. Чистякова (СССР). С 1988 г. Г. Чистякова становится единоличной мировой рекордсменкой — 7,52 м. Рекорд Казахстана у мужчин установил Сергей Василенко 18.06.1988 г с результатом 8.16 м.на соревнованиях в городе Алма-Ата. У женщин рекорд республики установила Елена Хлопотнова с результатом 7.31 м 12.09.1985 в городе Алма-Ата История совершенствования техники прыжка в длину показывает, что характер движений определяется тремя факторами: скоростью разбега, мощностью отталкивания, эффективностью приземления. II.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ Соревнования по прыжкам в длину при большом числе участников разделяются на квалификационные и основные. Спортсмены долж-ны выполнить квалификационную норму, что дает им право на участие в основных соревнованиях. Каждому участнику квалификационных соревнований предоставляется три попытки. В случае невыполнения квалификационной нормы спортсмен не может участвовать в основных соревнованиях. Если ни один спортсмен не выполнил установленный квалификационный норматив или его выполнили меньше спортсменов, чем требуется, то группа финалистов будет расширена до восьми за счет добавления спортсменов в соответствии с результатами, показанными в отборочных соревнованиях. При равенстве результатов в определении последнего отборочного места в квалификационных соревнованиях следует руководствоваться общим правилом опре-деления победителя. Соревнования по прыжкам в длину проводит бригада судей, состо-ящая из старшего судьи, судей-измерителей и секретаря. Спортсмен, попавший в финал основных соревнований, должен, как правило, принять в нем участие. При неявке одного из финалистов освободившееся место не может быть занято другим спортсменом, не попавшим в финал. Отказ прыгуна от участия в основных соревнованиях или финале лишает его права на личное место, и показанный результат не учитывается в командном зачете. Исключением может быть случай, связанный с заболеванием, или другой уважительной причиной, признанной главным судьей. Перед прыжковой ямой (шириной не менее 2,75 м, длиной не менее 6 м и глубиной 0,5 м) заподлицо с поверхностью дорожки устанав-ливается брусок для отталкивания из дерева или другого материала (шириной 19,8-20,2 см, длиной 1,21-1,23 м, толщиной 10 см), окрашенный в белый цвет. Для ограничения места отталкивания вдоль всей длины бруска обозначается контрольная полоса шириной 10 см, которая превышает уровень бруска для отталкивания на 7 мм и передний край которой имеет наклон 30°. Ширина дорожки для разбега должна быть не менее 1,25 м. На последних 13-15 м перед ямой она должна увеличиваться до ширины ямы (в некоторых случаях до 2 м). Во время проведения соревнований по прыжкам в длину участники должны выполнять каждую попытку поочередно по вызову судьи. С момента вызова на выполнение очередной попытки прыгуну дается не более 1 мин. Если спортсмен выполняет попытку после истечения времени, отпущенного на ее выполнение, попытка не засчитывается. Если он начал выполнять разбег в момент окончания отпущенного времени, то его действия не прерываются и результат фиксируется. Все прыжки засчитываются после команды старшего судьи «Есть». В случае неудачного прыжка подается команда «Нет». Одновременно с командами при правильном выполнении прыжка судья поднимает вверх белый флаг, при не засчитанном — красный. Прыжок не засчитывается, если прыгун: 1. пробежал через брусок или сбоку от него; 2. оттолкнулся сбоку от бруска или за ним; 3. в процессе приземления коснулся земли вне ямы; 4. оттолкнулся, наступив на контрольную полосу; 5. оттолкнулся двумя ногами; 6. во время разбега или прыжка коснулся земли любой частью тела за линией измерения до ямы; 7. применил в прыжке любой вариант сальто; 8. после приземления прошел обратно через сектор приземле-ния; 9. выполнил прыжок с разбега, превышающего ограничение 45 м. В соревновании по прыжкам в длину могут участвовать восемь и менее спортсменов, а также более восьми. В первом случае всем предоставляется право на выполнение шести попыток, во втором — для выявления финалистов проводятся предварительные соревнования, в которых участнику дается три попытки. Между участниками финала (после предварительных трех попыток) места распределяются по лучшему результату, среди не вошедших в финал — по результатам предварительного соревнования. В том случае, если несколько спортсменов показали одинаковые лучшие результаты, места между ними распределяются по лучшему результату из остальных попыток (с учетом результатов предварительных соревнований и финала). Это положение распространяется и на тот случай, когда равны и вторые результаты и т.д. Если равенство сохраняется во всех попытках и касается определения первого места, спортсмены, имеющие одинаковые результаты, будут соревноваться в порядке записи в протоколе до тех пор, пока не будет определен победитель. Результаты прыжков измеряются в целых сантиметрах с округлением в сторону уменьшения. Измерение производится рулеткой от ближайшей к бруску точки следа, оставленного в яме любой частью тела прыгуна, нулевая отметка приставляется к колышку, фиксирующему эту точку, по прямой линии, перпендикулярно к бруску или его продолжению. III.ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ Прыжки в длину относятся к ациклическим упражнениям. Наибольших успехов в этом виде легкоатлетических прыжков до-стигают спортсмены высокого роста с относительно небольшим весом и хорошо развитыми скоростными и силовыми физическими качествами. Движения спортсмена в прыжках в длину принято условно подраз-делять на четыре основные фазы: разбег, отталкивание, полет, при-земление. Разбег: в настоящее время ведущие прыгуны используют длиной от 36 до 44 м (18-24 беговых шага). Длина разбега определяется рядом факторов: полом, ростовыми показателями, степенью подготовленности специальных физических качеств. В конце разбега (последние 6-4 беговых шага) длина и темп дости-гают предельных величин. Это позволяет приобрести скорость в конце разбега до 11,0 м/с и начать полетную фазу со скоростью до 9,7 м/с. Именно на этом участке разбега можно получить объектив-ный показатель ритмовой структуры прыжка, исходя из расстояния и времени выполнения последних 6-4 беговых шагов. Не менее важным показателем ритмовой структуры следует считать разницу между длиной последнего и предпоследнего шага, которая не должна превышать 3/4 длины стопы. Данный показатель свидетельствует о развитии спортсменом максимальной скорости движения перед отталкиванием. Отталкивание: Сложность в прыжках в длину состоит в способности спортсмена выполнить отталкивание на высокой скорости с последующим вылетом под углом 19-24°. Характер постановки толчковой ноги на брусок во многом опреде-ляет степень проявления реакции опоры, величину потери скорости и угол вылета. Наибольшие усилия в отталкивании развиваются в момент постановки ноги на опору (до 700-850 кг) при общей продолжительности всего толчка 0,11-0,13 с. Далекая постановка толчковой ноги при небольшой амортизации вызывает существенное возрастание усилий, направленных против вектора движений тела вперед, и продолжительности времени взаимодействия с бруском. Тем самым создаются условия для увеличения угла вылета и высокой траектории полета со значительной потерей горизонтальной скорости (1 м/с и более). В случае близкой постановки толчковой ноги разгибание ее запаз-дывает, сокращается время опоры и снижается усилие. Это отрица-тельно влияет на траекторию полета прыгуна. Эффективная организация движений в прыжках осуществляется при постановке ноги, почти выпрямленной в коленном (угол 175-178°) и тазобедренном (165-170°) суставах, под углом 65- 70° на расстоянии 30-40 см перед проекцией ОЦМТ. Полет: Двигательные действия прыгуна в полете на высоте 50-75 см (по отношению к высоте расположения ОЦМТ спортсмена над опорой) должны обеспечить равновесие тела и далекое выбрасывание ног при приземлении. В спортивной практике известны следующие способы прыжка: «ножницы» (2,5 и 3,5 шага), «прогнувшись» и «согнув ноги». Прыжок в длину, выполняемый с сильно согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах, носит название «согнув ноги» (рис. 1). Прыжок «прогнувшись» можно рекомендовать спортсменам, не обладающим мощным отталкиванием. Для этого способа характерно опускание в начале полета маховой ноги вниз и назад с последующим прогибанием туловища. Положение тела позволяет растянуть мышцы передней поверхности туловища и создать предпосылки для хорошей группировки спортсмена и далекого выбрасывания ног вперед перед приземлением (рис. 2). Наиболее рациональный способ прыжка — «ножницы»,( рис. 3) позволяет спортсмену сократить время подготовки к отталкиванию и создать устойчивое положение тела в полете. Этот способ характеризуется выполнением движений в полетной фазе, близких к движение при беге Приземление: Эффективность этой фазы прыжка во многом опре-деляется характером выполнения группировки в конце полета. Вы-сокое поднимание колен вперед—вверх к наклоненному туловищу при слегка согнутых руках, двигающихся вперед, вниз и назад, дает возможность спортсмену затрачивать меньше усилий для удержа-ния ног при выбрасывании их вперед. После группировки прыгун выводит стопы вперед, выпрямляет туловище и подает вперед таз. Перед касанием песка ноги практически выпрямлены в коленных суставах, а носки «взяты на себя». Обе ноги приземляются на одной линии. После касания ногами песка тело перемещается по прямой линии, чему способствует мах руками вперед, или же производится падение в сторону от нее. IV.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ При обучении прыжкам в длину последовательно решаются приве-денные задачи с использованием ряда средств. Задача 1. Обучить отталкиванию в прыжках в длину Средства: прыжки с одного шага разбега; прыжок «в шаге», т.е. сде-лать фиксированное положение шага в полете, с 2-3 беговых шагов разбега с пробеганием через маховую ногу при приземлении; пры-жок «в шаге» с 4-6 беговых шагов разбега с пробеганием через махо-вую ногу при приземлении; прыжок «в шаге» с 2-3 беговых шагов разбега с приземлением в положение выпада; прыжок в длину с 3-4 беговых шагов разбега через невысокое препятствие. Методические указания: отталкивание следует выполнять с про-извольного места, постановки ноги на дорожку с активным ее опусканием практически выпрямленной во всех суставах. Следить за сохранением вертикального положения туловища, соблюдением махового движения свободной ногой, сгибаемой в коленном суставе, энергичным выпрямлением всего тела вверх вперед. Последний шаг разбега выполняется быстрее, чем предыдущие. Задача 2. Обучить сочетанию разбега с отталкиванием Средства: многократные прыжки, имитирующие выход «в шаге» с различной скоростью движения; пробегание по разбегу 6-8 беговых шагов с обозначением отталкивания; прыжок в длину с 3-5 беговых шагов с постепенным набором скорости; прыжок в длину со среднего разбега. Методические указания: при разбеге отдавать предпочтение рав-номерному набору скорости до уровня, позволяющего контролиро-вать движения во время всего выполнения упражнения. Следить за постепенным наращиванием темпа беговых шагов. Постановку ноги на отталкивание выполнять беговым «загребающим» движением впереди себя. Свести к минимуму подготовку к отталкиванию, что выражается в незначительном подсевании на маховой ноге и соблюдении активности движения в последнем шаге разбега. Задача 3. Обучить движениям в полете Способ «согнув ноги» Средства: имитация полетной фазы — прыжок вверх с места с двух ног с активным подтягиванием коленей к груди; имитация полет-ной фазы — в положении неглубокого выпада, маховая нога впере-ди. Подтянуть толчковую ногу к маховой; прыжок в длину способом «согнув ноги» с ходьбы; прыжок в длину способом «согнув ноги» с короткого разбега; прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по величине разбегов. Методические указания: обратить внимание на почти вертикаль-ное положение туловища в полетной фазе, активное подтягивание коленей при группировке перед приземлением. Способ «прогнувшись» Средства: имитация полетной фазы — прыжок вверх с места с двух ног с незначительным выведением таза вперед, легким прогибов туловища и подниманием голеней сзади; прыжок в дли-ну способом «прогнувшись» с ходьбы; прыжок в длину способом «прогнувшись» с короткого разбега (возможно с небольшого возвышения); прыжок в длину способом «прогнувшись» с различных по величине разбегов. Методические указания: выполнять прогибание туловища без резкого движения тазом вперед, следить за сохранением свободы движений в полетной фазе. Способ «ножницы» Средства: имитация полетной фазы — прыжок вверх с места с од-ной ноги с попыткой выполнить беговые движения в полете с по-следующим приземлением на обе ноги; прыжок в длину с несколь-ких шагов разбега с пробеганием маховой ноги при приземлении; прыжок в длину с нескольких шагов разбега с пробеганием через толчковую ногу при приземлении; прыжок в длину с короткого разбега со сменой положения ног в полете и приземлением на обе ноги в положении «выпада» (впереди толчковая нога); прыжок в длину с короткого разбега способом «ножницы» с небольшого возвышения; прыжок в длину с различных разбегов способом «ножницы». Методические указания: не затягивать удержание в полетной фазе положения «в шаге», что отрицательно сказывается на своевременности опускания маховой ноги вниз. Смена положения ног в полете должна соответствовать беговым движениям и согласовываться с работой рук. Задача 4. Обучить приземлению Средства: прыжок в длину с места; прыжок в длину с короткого разбега через невысокое препятствие; прыжок в длину с короткого или среднего разбега в обозначенные места приземления. Методические указания: основная двигательная установка для обучающегося — активная группировка перед приземлением с подниманием коленей к груди и отведением рук назад. В момент приземления соблюдать полное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах. Задача 5. Обучить определению длины и ритма полного разбега Средства: пробегание в секторе с 2-3 наращиваниями скорости, имитирующими набегание на место отталкивания; разбег с 5- 6 или 7-8 беговых шагов с обозначением отталкивания, соблюдая прямолинейный набор скорости; пробегание отрезков в секторе для прыжков с целью определения полного разбега. Методические указания: величина разбега определяется скорост-ными возможностями занимающихся. Основным критерием в ха-рактере набора скорости для начинающих является возможность равномерно увеличивать скорость до момента отталкивания. Обра-щать внимание на ведущее значение в конце разбега темпа движе-ний. Задача 6. Совершенствовать технику движений в прыжках в длину Средства: бег в ритме разбега без или с обозначением отталкива-ния; прыжок в длину с короткого разбега осваиваемым способом; прыжок в длину со среднего разбега осваиваемым способом; пры-жок в длину с полного разбега осваиваемым способом. Методические указания: проводить оценку и анализ выполненных движений преподавателем и занимающимся. Ритм прыжка должен строится на умении набегать на место отталкивания за счет повышения темпа беговых шагов. Положение туловища в конце разбега и в отталкивании должно быть вертикальным. V.ЛИТЕРАТУРА М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова Легкая атлетика Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспи-тания и спорта Макиенко В.В. Методика обучения технике прыжка в длину с разбега | |
Просмотров: 2881 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|