Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Методическое пособие по легкой атлетике "Прыжки в длину с разбега"
2013-02-19, 8:33 PM
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГКП "Геологоразведочный колледж" управления образования
Восточно-Казахстанского областного акимата.

Методическое пособие по легкой атлетике
«Прыжки в длину с разбега»

Преподаватель Кузнецов В.В.
Рассмотрено на заседании ПЦК физвоспитания и НВП
Протокол №____ от _____ 2013г.
Председатель ПЦК
____________________Пилипчук С.И.

2013 г.

Методическое пособие составлено преподавателем физического воспитание геологоразведочного колледжа г. Семей
Кузнецовым В.В. _________________________
В методическом пособии по обучению прыжку в длину с разбега рассматривается сущность основных элементов техники прыжка в длину и методика обучения, дан комплекс основных подготовительных и специальных упражнений, необходимых для повышения качества и эффективности процесса обучения

Методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК ФВ и НВП геологоразведочного колледжа г. Семей

«____»_______2013 г.
Протокол № _______

Председатель ПЦК
____________________Пилипчук С.И.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Стр.4

Историческая Справка Стр.5

Основные Правила Стр.6

Техника Прыжков В Длину Стр.8

Методика Обучение Стр.11

Литература стр.10

ВВЕДЕНИЕ
Овладение основами методики обучения технике прыжка в длину с разбега является, на мой взгляд, одним из основных аспектов, вхо-дящих в программу по физической культуре колледжей . Поэтому важно, чтобы уже на первых этапах специализации в прыжках в длину с разбега применялись более целесообразные методы обуче-ния в освоении техники, которые позволят добиться определенных результатов. Методическое пособие рассчитано на учащихся колледжей и преподавателей физкультуры средних специальных учебных заведений.

I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Прыжок в длину — упражнение, которое можно отнести к есте-ственному для человека движению. Вероятно, это послужило осно-ванием для включения прыжков в длину в программу пентатлона на олимпийских играх в Древней Греции.
В 1860 г. прыжок был включен в программу легкоатлетических со-ревнований Оксфордского университета в Англии. Победитель — англичанин Пауэл показал результат 5,28 м. Однако отсчет рекордов в этом виде легкой атлетики начался с результата 6,40 м, показанного англичанином А. Тосуэллом в 1868 г. В 1874 г. впервые был преодолен семиметровый рубеж Д. Лейн (7,05 м).
На первой Олимпиаде в Афинах в 1896 г. победитель в прыжках в длину Э. Кларк (США) показал результат 6,35 м.
Наибольший рост результатов в прыжках в длину пришелся на начало XX в. Американец М. Принстейн довел мировой рекорд до 7,50 м. Однако уже в 1901 г. ирландец П. О'Коннор показал результат 7,61 м, который никому не удавалось улучшить в течение 20 лет. Рубеж 8 м впервые перешагнул американец Д. Оуэне (8,13 м) в 1935 г. Мировой рекорд Д. Оуэнса продержался до 1960 г.!
Многолетнее соперничество двух выдающихся атлетов Р. Бостона (США) и И. Тер-Ованесяна (СССР) в конце 1950-х — начале 1960-х годов привело к ряду мировых рекордов, последний из которых был равен 8,35 м.
В 1968 г. на Олимпиаде в Мехико американец Б. Бимон установил феноменальный рекорд — 8,90 м. Только в 1991 г. другой америка-нец М. Пауэлл превысил этот результат на 5 см — 8,95 м. До настоя-щего времени этот результат остается непревзойденным.
История развития прыжков в длину свидетельствует о том, что первый мировой рекорд у женщин был зафиксирован в 1928 г. и принадлежал японской спортсменке К. Хитоми (5,98 м). В 1939 г. его улучшила немка К. Шульц (6,12 м), в 1943 г. — голландка Ф. Бланкерс-Коэн (6,25 м) и в 1954 г. — новозеландка И. Уильяме (6,28 м).
Впервые в 1955 г. мировой рекордсменкой становится советская спортсменка Г. Попова-Виноградова (6,31 м); затем с 1961 по 1964 г. Т. Щелканова, которая довела мировой рекорд до 6,70 м. В дальней-шем авторами мировых достижений были англичанка М. Рэнд (6,76 м), румынка В. Вискополяну (6,82 м), X. Розендаль (6,84 м) из ФРГ, спортсменки из ГДР А. Фойг (6,92 м) и 3. Зигль (6,99 м). Рубеж 7 м покорился в 1978 г. советской спортсменке В. Бардаускене (7,07 и 7,09 м). С 1982 по 1985 г. рекордсменками мира становились две ру-мынские спортсменки А. Станчу-Кушмир и В. Ионеску, внесшие пять поправок в таблицу рекордов (7,15; 7,20; 7,21; 7,23 и 7,43 м). Последний мировой рекорд А. Станчу-Кушмир превысила немецкая спортсменка X. Дрехслер — 7,44 и 7,45 м. На рубеже 7,45 м останови-лись три спортсменки — X. Дрехслер (ГДР), Д. Джойнер-Керси (США) и Г. Чистякова (СССР). С 1988 г. Г. Чистякова становится единоличной мировой рекордсменкой — 7,52 м.
Рекорд Казахстана у мужчин установил Сергей Василенко 18.06.1988 г с результатом 8.16 м.на соревнованиях в городе Алма-Ата. У женщин рекорд республики установила Елена Хлопотнова с результатом 7.31 м 12.09.1985 в городе Алма-Ата
История совершенствования техники прыжка в длину показывает, что характер движений определяется тремя факторами: скоростью разбега, мощностью отталкивания, эффективностью приземления.

II.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования по прыжкам в длину при большом числе участников разделяются на квалификационные и основные. Спортсмены долж-ны выполнить квалификационную норму, что дает им право на участие в основных соревнованиях. Каждому участнику квалификационных соревнований предоставляется три попытки. В случае невыполнения квалификационной нормы спортсмен не может участвовать в основных соревнованиях.
Если ни один спортсмен не выполнил установленный квалификационный норматив или его выполнили меньше спортсменов, чем требуется, то группа финалистов будет расширена до восьми за счет добавления спортсменов в соответствии с результатами, показанными в отборочных соревнованиях. При равенстве результатов в определении последнего отборочного места в квалификационных соревнованиях следует руководствоваться общим правилом опре-деления победителя.
Соревнования по прыжкам в длину проводит бригада судей, состо-ящая из старшего судьи, судей-измерителей и секретаря. Спортсмен, попавший в финал основных соревнований, должен, как правило, принять в нем участие. При неявке одного из финалистов освободившееся место не может быть занято другим спортсменом, не попавшим в финал. Отказ прыгуна от участия в основных соревнованиях или финале лишает его права на личное место, и показанный результат не учитывается в командном зачете. Исключением может быть случай, связанный с заболеванием, или другой уважительной причиной, признанной главным судьей.
Перед прыжковой ямой (шириной не менее 2,75 м, длиной не менее 6 м и глубиной 0,5 м) заподлицо с поверхностью дорожки устанав-ливается брусок для отталкивания из дерева или другого материала (шириной 19,8-20,2 см, длиной 1,21-1,23 м, толщиной 10 см), окрашенный в белый цвет. Для ограничения места отталкивания вдоль всей длины бруска обозначается контрольная полоса шириной 10 см, которая превышает уровень бруска для отталкивания на 7 мм и передний край которой имеет наклон 30°. Ширина дорожки для разбега должна быть не менее 1,25 м. На последних 13-15 м перед ямой она должна увеличиваться до ширины ямы (в некоторых случаях до 2 м).
Во время проведения соревнований по прыжкам в длину участники должны выполнять каждую попытку поочередно по вызову судьи. С момента вызова на выполнение очередной попытки прыгуну дается не более 1 мин. Если спортсмен выполняет попытку после истечения времени, отпущенного на ее выполнение, попытка не засчитывается. Если он начал выполнять разбег в момент окончания отпущенного времени, то его действия не прерываются и результат фиксируется.
Все прыжки засчитываются после команды старшего судьи «Есть». В случае неудачного прыжка подается команда «Нет». Одновременно с командами при правильном выполнении прыжка судья поднимает вверх белый флаг, при не засчитанном — красный.
Прыжок не засчитывается, если прыгун:
1. пробежал через брусок или сбоку от него;
2. оттолкнулся сбоку от бруска или за ним;
3. в процессе приземления коснулся земли вне ямы;
4. оттолкнулся, наступив на контрольную полосу;
5. оттолкнулся двумя ногами;
6. во время разбега или прыжка коснулся земли любой частью тела за линией измерения до ямы;
7. применил в прыжке любой вариант сальто;
8. после приземления прошел обратно через сектор приземле-ния;
9. выполнил прыжок с разбега, превышающего ограничение
45 м.
В соревновании по прыжкам в длину могут участвовать восемь и менее спортсменов, а также более восьми. В первом случае всем предоставляется право на выполнение шести попыток, во втором — для выявления финалистов проводятся предварительные соревнования, в которых участнику дается три попытки.
Между участниками финала (после предварительных трех попыток) места распределяются по лучшему результату, среди не вошедших в финал — по результатам предварительного соревнования. В том случае, если несколько спортсменов показали одинаковые лучшие результаты, места между ними распределяются по лучшему результату из остальных попыток (с учетом результатов предварительных соревнований и финала). Это положение распространяется и на тот случай, когда равны и вторые результаты и т.д. Если равенство сохраняется во всех попытках и касается определения первого места, спортсмены, имеющие одинаковые результаты, будут соревноваться в порядке записи в протоколе до тех пор, пока не будет определен победитель.
Результаты прыжков измеряются в целых сантиметрах с округлением в сторону уменьшения. Измерение производится рулеткой от ближайшей к бруску точки следа, оставленного в яме любой частью тела прыгуна, нулевая отметка приставляется к колышку, фиксирующему эту точку, по прямой линии, перпендикулярно к бруску или его продолжению.

III.ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ
Прыжки в длину относятся к ациклическим упражнениям. Наибольших успехов в этом виде легкоатлетических прыжков до-стигают спортсмены высокого роста с относительно небольшим весом и хорошо развитыми скоростными и силовыми физическими качествами.
Движения спортсмена в прыжках в длину принято условно подраз-делять на четыре основные фазы: разбег, отталкивание, полет, при-земление.
Разбег: в настоящее время ведущие прыгуны используют длиной от 36 до 44 м (18-24 беговых шага). Длина разбега определяется рядом факторов: полом, ростовыми показателями, степенью подготовленности специальных физических качеств.
В конце разбега (последние 6-4 беговых шага) длина и темп дости-гают предельных величин. Это позволяет приобрести скорость в конце разбега до 11,0 м/с и начать полетную фазу со скоростью до 9,7 м/с. Именно на этом участке разбега можно получить объектив-ный показатель ритмовой структуры прыжка, исходя из расстояния и времени выполнения последних 6-4 беговых шагов. Не менее важным показателем ритмовой структуры следует считать разницу между длиной последнего и предпоследнего шага, которая не должна превышать 3/4 длины стопы. Данный показатель свидетельствует о развитии спортсменом максимальной скорости движения перед отталкиванием.
Отталкивание: Сложность в прыжках в длину состоит в способности спортсмена выполнить отталкивание на высокой скорости с последующим вылетом под углом 19-24°.
Характер постановки толчковой ноги на брусок во многом опреде-ляет степень проявления реакции опоры, величину потери скорости и угол вылета. Наибольшие усилия в отталкивании развиваются в момент постановки ноги на опору (до 700-850 кг) при общей продолжительности всего толчка 0,11-0,13 с.
Далекая постановка толчковой ноги при небольшой амортизации вызывает существенное возрастание усилий, направленных против вектора движений тела вперед, и продолжительности времени взаимодействия с бруском. Тем самым создаются условия для увеличения угла вылета и высокой траектории полета со значительной потерей горизонтальной скорости (1 м/с и более).
В случае близкой постановки толчковой ноги разгибание ее запаз-дывает, сокращается время опоры и снижается усилие. Это отрица-тельно влияет на траекторию полета прыгуна.
Эффективная организация движений в прыжках осуществляется при постановке ноги, почти выпрямленной в коленном (угол 175-178°) и тазобедренном (165-170°) суставах, под углом 65- 70° на расстоянии 30-40 см перед проекцией ОЦМТ.
Полет: Двигательные действия прыгуна в полете на высоте 50-75 см (по отношению к высоте расположения ОЦМТ спортсмена над опорой) должны обеспечить равновесие тела и далекое выбрасывание ног при приземлении. В спортивной практике известны следующие способы прыжка: «ножницы» (2,5 и 3,5 шага), «прогнувшись» и «согнув ноги». Прыжок в длину, выполняемый с сильно согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах, носит название «согнув ноги» (рис. 1). Прыжок «прогнувшись» можно рекомендовать спортсменам, не обладающим мощным отталкиванием. Для этого способа характерно опускание в начале полета маховой ноги вниз и назад с последующим прогибанием туловища. Положение тела позволяет растянуть мышцы передней поверхности туловища и создать предпосылки для хорошей группировки спортсмена и далекого выбрасывания ног вперед перед приземлением (рис. 2).
Наиболее рациональный способ прыжка — «ножницы»,( рис. 3) позволяет спортсмену сократить время подготовки к отталкиванию и создать устойчивое положение тела в полете. Этот способ характеризуется выполнением движений в полетной фазе, близких к движение при беге
Приземление: Эффективность этой фазы прыжка во многом опре-деляется характером выполнения группировки в конце полета. Вы-сокое поднимание колен вперед—вверх к наклоненному туловищу при слегка согнутых руках, двигающихся вперед, вниз и назад, дает возможность спортсмену затрачивать меньше усилий для удержа-ния ног при выбрасывании их вперед.
После группировки прыгун выводит стопы вперед, выпрямляет туловище и подает вперед таз. Перед касанием песка ноги практически выпрямлены в коленных суставах, а носки «взяты на себя». Обе ноги приземляются на одной линии. После касания ногами песка тело перемещается по прямой линии, чему способствует мах руками вперед, или же производится падение в сторону от нее.

IV.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
При обучении прыжкам в длину последовательно решаются приве-денные задачи с использованием ряда средств.
Задача 1. Обучить отталкиванию в прыжках в длину
Средства: прыжки с одного шага разбега; прыжок «в шаге», т.е. сде-лать фиксированное положение шага в полете, с 2-3 беговых шагов разбега с пробеганием через маховую ногу при приземлении; пры-жок «в шаге» с 4-6 беговых шагов разбега с пробеганием через махо-вую ногу при приземлении; прыжок «в шаге» с 2-3 беговых шагов разбега с приземлением в положение выпада; прыжок в длину с 3-4 беговых шагов разбега через невысокое препятствие.
Методические указания: отталкивание следует выполнять с про-извольного места, постановки ноги на дорожку с активным ее опусканием практически выпрямленной во всех суставах. Следить за сохранением вертикального положения туловища, соблюдением махового движения свободной ногой, сгибаемой в коленном суставе, энергичным выпрямлением всего тела вверх вперед. Последний шаг разбега выполняется быстрее, чем предыдущие.
Задача 2. Обучить сочетанию разбега с отталкиванием
Средства: многократные прыжки, имитирующие выход «в шаге» с различной скоростью движения; пробегание по разбегу 6-8 беговых шагов с обозначением отталкивания; прыжок в длину с 3-5 беговых шагов с постепенным набором скорости; прыжок в длину со среднего разбега.
Методические указания: при разбеге отдавать предпочтение рав-номерному набору скорости до уровня, позволяющего контролиро-вать движения во время всего выполнения упражнения. Следить за постепенным наращиванием темпа беговых шагов. Постановку ноги на отталкивание выполнять беговым «загребающим» движением впереди себя. Свести к минимуму подготовку к отталкиванию, что выражается в незначительном подсевании на маховой ноге и соблюдении активности движения в последнем шаге разбега.
Задача 3. Обучить движениям в полете
Способ «согнув ноги»
Средства: имитация полетной фазы — прыжок вверх с места с двух ног с активным подтягиванием коленей к груди; имитация полет-ной фазы — в положении неглубокого выпада, маховая нога впере-ди. Подтянуть толчковую ногу к маховой; прыжок в длину способом «согнув ноги» с ходьбы; прыжок в длину способом «согнув ноги» с короткого разбега; прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по величине разбегов.
Методические указания: обратить внимание на почти вертикаль-ное положение туловища в полетной фазе, активное подтягивание коленей при группировке перед приземлением.
Способ «прогнувшись»
Средства: имитация полетной фазы — прыжок вверх с места с двух ног с незначительным выведением таза вперед, легким прогибов туловища и подниманием голеней сзади; прыжок в дли-ну способом «прогнувшись» с ходьбы; прыжок в длину способом «прогнувшись» с короткого разбега (возможно с небольшого возвышения); прыжок в длину способом «прогнувшись» с различных по величине разбегов.
Методические указания: выполнять прогибание туловища без резкого движения тазом вперед, следить за сохранением свободы движений в полетной фазе.
Способ «ножницы»
Средства: имитация полетной фазы — прыжок вверх с места с од-ной ноги с попыткой выполнить беговые движения в полете с по-следующим приземлением на обе ноги; прыжок в длину с несколь-ких шагов разбега с пробеганием маховой ноги при приземлении; прыжок в длину с нескольких шагов разбега с пробеганием через толчковую ногу при приземлении; прыжок в длину с короткого разбега со сменой положения ног в полете и приземлением на обе ноги в положении «выпада» (впереди толчковая нога); прыжок в длину с короткого разбега способом «ножницы» с небольшого возвышения; прыжок в длину с различных разбегов способом «ножницы».
Методические указания: не затягивать удержание в полетной фазе положения «в шаге», что отрицательно сказывается на своевременности опускания маховой ноги вниз. Смена положения ног в полете должна соответствовать беговым движениям и согласовываться с работой рук.
Задача 4. Обучить приземлению
Средства: прыжок в длину с места; прыжок в длину с короткого разбега через невысокое препятствие; прыжок в длину с короткого или среднего разбега в обозначенные места приземления.
Методические указания: основная двигательная установка для обучающегося — активная группировка перед приземлением с подниманием коленей к груди и отведением рук назад. В момент приземления соблюдать полное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах.
Задача 5. Обучить определению длины и ритма полного
разбега
Средства: пробегание в секторе с 2-3 наращиваниями скорости, имитирующими набегание на место отталкивания; разбег с 5- 6 или 7-8 беговых шагов с обозначением отталкивания, соблюдая прямолинейный набор скорости; пробегание отрезков в секторе для прыжков с целью определения полного разбега.
Методические указания: величина разбега определяется скорост-ными возможностями занимающихся. Основным критерием в ха-рактере набора скорости для начинающих является возможность равномерно увеличивать скорость до момента отталкивания. Обра-щать внимание на ведущее значение в конце разбега темпа движе-ний.
Задача 6. Совершенствовать технику движений
в прыжках в длину
Средства: бег в ритме разбега без или с обозначением отталкива-ния; прыжок в длину с короткого разбега осваиваемым способом; прыжок в длину со среднего разбега осваиваемым способом; пры-жок в длину с полного разбега осваиваемым способом.
Методические указания: проводить оценку и анализ выполненных движений преподавателем и занимающимся. Ритм прыжка должен строится на умении набегать на место отталкивания за счет повышения темпа беговых шагов. Положение туловища в конце разбега и в отталкивании должно быть вертикальным.

V.ЛИТЕРАТУРА
М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова Легкая атлетика
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспи-тания и спорта
Макиенко В.В. Методика обучения технике прыжка в длину с разбега
Категория: Физическая культура | Добавил: fedya
Просмотров: 2881 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 6:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru