Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Рекомендации по организации и проведению игр на лыжах в 1-11 классах общеобразовательных школ.
2015-01-10, 2:14 PM
Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы
«Щучье қаласы, педагогикалық колледж»
«Педагогический колледж, г.Щучинск»
при управлении образования Акмолинской области

Учаев Н.И.

Методическое пособие.

Рекомендации
по организации и проведению игр на лыжах
в 1-11 классах общеобразовательных школ.

г. Щучинск, 2012 г.

Рецензент:
Холкин В.Г. – преподаватель высшей категории ШГ №1 г. Щучинск.

Введение
Игры универсальное средство физического воспита¬ния. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх уча¬щиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью спе¬циально подобранных игр можно направлено развивать дви¬гательные качества, закреплять и совершенствовать техниче¬ские навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, кол¬лективизм, товарищество, другие нравственные черты чело¬веческой личности.
Все сказанное выше целиком и полностью относится к играм, используемым на уроках лыжной подготовки. Игры на уроках лыжной подготовки помимо прочего избавляют занятия от монотонности, повышает эмоциональность уроков, вносят в них разнообразие, элемент соревнования, снимают напряже¬ние.
При совершенствовании лыжной техники или ее эле¬ментов важно соблюдать условия, при которых она легче вы¬полняется и контролируется. Например, если проводить игру "Самокат" на мягкой, не укатанной лыжне, на которой при отталкивании лыжа будет проваливаться, эффекта в этих ус¬ловиях от нее ждать не придется. Есть определенные условия и в проведении иг8р с оценкой качества выполнения элемен¬тов техники в баллах. Здесь ученики должны точно знать, ка¬кой элемент хода оценивается, каковы критерии оценки. То¬гда выполнение этих элементов будет лучше контролировать¬ся самими учениками, что, в свою очередь, поднимает эффек¬тивность обучения. Оценка элемента кратко и громко объяв-ляется учителем.
При работе над развитием в играх определенных дви¬гательных качеств нужно следить за соблюдением тех усло¬вий, при которых они развиваются наилучшим образом. Так, в играх на развитие быстроты длина отрезка, преодолеваемая школьниками 1-4 классов, не должна быть более 25м, а для учащихся 5-8, 9-11 классов - соответственно 60-100м. Про¬должительность отдыха между прохождением отрезков или этапов эстафет не менее 2-3 мин. Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств юного лыжника должны вносить четко выраженный силовой характер, но не быть слишком продолжительными. Они могут проводиться на пологом или крутом подъеме, по глубокому снегу, с сопротивлением. Пау¬зы отдыха в таких играх должны давать возможность зани¬мающимся восстановить свои силы, снизить ЧСС до опти¬мальных величин - 110-120 ударов в минуту.
В играх для развития выносливости следить за тем, чтобы напряженность, вносимая ими, была не слишком высо¬кой. Регулировать нагрузку можно, увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя ее условия.
Контроль за интенсивностью игры следует периодиче¬ски осуществлять путем подсчета пульса учеников в игровых паузах. Плохое восстановление пульса - сигнал к окончанию игры. Даже если
урок спаренный, не следует давать более двух игр: это пере-возбуждает учащихся. В зависимости от задачи урока лыжной подготовки игра может быть включена в ту или иную его часть. К примеру, игры, соответствующие технику юного лыжника, можно включать в первую половину основной час¬ти урока, пока внимание учащихся высоко и не ослаблено утомлением. Однако игру с той же целью можно предложить занимающимся и в конце урока для закрепления техники ка¬кого-то элемента лыжного хода при утомлении. В настоящее время доказано, что активизация внимания учащихся к техни¬ке движений в состоянии утомления помогает быстрее, лучше и качественнее овладеть ею.
Игры, развивающие силовую и скоростную выносли¬вость лыжника, надо проводить после выполнения упражне¬ний или игры, совершенствующих технику. Игры на развитие ловкости и равновесия могут быть включены как во вводную
так и в конец основной части урока. Игры, развивающие об¬щую выносливость лыжника, чаще всего включают во вторую половину основной части урока.
Из вышесказанного учитель может выбрать те, кото¬рые лучше всего способствуют решению задач того или иного урока лыжной подготовки, наиболее соответствуют условиям, в которых этот урок проводится.
Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть, уверен, что эти параметры соот¬ветствуют возрасту и уровню физической подготовленности учеников. Чем меньше возраст занимающихся, тем короче каждая отдельная игра. Не следует слишком быстро прекра¬щать начатую игру, но и не надо затягивать ее, пусть она про¬должается до появления у учеников первых признаков утом¬ления. С наступающей усталостью внимание играющих сла¬беет, рассеивается, и они начинают отвлекаться.
В настоящем методическом пособии систематизирова¬ны и приведены игры по лыжной подготовке для учащихся 1- 11 классов. Содержание игрового материала направлено пре¬имущественно на развитие двигательной координации и ос¬новных физических качеств. Классифицированы игры с уче¬том преимущественного проявления физических качеств, ре¬шения общеобразовательных задач.
На основании обобщений определенного опыта в организа¬ции, проведении игр и апробации в школе-гимназии № 1 г. Щучинска Акмолинской области, раскрываются методиче¬ские и организационные вопросы использования игр в прак¬тической работе.
Объяснение игры учителем должно быть кратким, точным, логичным и, по возможности, образным. Учитель называет цель игры, указывает на размещение играющих, объясняет правила игры, подчеркивая, что разрешается делать в игре, а что запрещено.
Программой лыжной подготовки для учащихся 1-3 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и сколь-зящим шагом, попеременным двухшажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъемами и спусками. Эта задача решается не только по¬средством специальных упражнений, но и в играх и эстафе¬тах. Ниже предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся 1-11 классов по совершенствованию элементов техники лыжника, развитию быстроты, ловкости и выносли¬вости.

Раздел 1

Что необходимо учесть при выборе игры?
1 .Возраст играющих
2. Место проведения:
а) если игра проводится в помещении, то нужно помнить, что здесь возможности ограничены. Лучше всего в данном случае организовать малоподвижные или сидячие игры. Под¬вижные игры тоже можно проводить, но только, если играю¬щих небольшое количество, а остальные - зрители. К тому же помещение должно быть проветрено и тщательно убрано.
б) проведение игр на свежем воздухе зависит от времени года, состояния погоды, температуры воздуха
3.Число участников игры.
4. Состав играющих, чем занимались до этого.
5. Цель, которую ставит перед собой организатор: поднять на-строение, расширить кругозор, воспитать волевые качества
6. Наличие инвентаря.
Как лучше объяснить правила игры?
1 .Руководитель игры должен стоять так, чтобы все дети его видели, и он видел всех - для этого ему лучше встать в круг вместе с детьми.
2.Объяснение правил должно быть коротким, логичным, по-следовательным, четким, придерживаясь лучше всего сле¬дующего плана изложения: название игры, роль играющих и место их расположения, ход, цель и правила игры.
3. Для лучшего усвоения рассказ рекомендуется сопровождать показом элементов игры.
4. Если правил много и усвоить сразу трудно, то некоторые из них можно умышленно опустить или сообщить дополнитель¬но по ходу игры.
Как подвести итоги игры?
1.Итоги должны быть подведены сразу после окончания иг¬ры. Руководитель должен дать оценку игре в целом, оце¬нить действия отдельных игроков. Необходимо обязатель¬но отметить лучших игроков, тех, кто играл хорошо, со¬блюдал правила, проявлял инициативу. А также указать на те ошибки и нарушения правил, которые были в игре.
2. К разбору игры следует привлекать самих ребят. Это спо¬собствует развитию их инициативы, укреплению товари¬щеских отношений.
Как поддержать интерес к игре?
1. Игра будет интересной для детей в том случае, если она за¬ставляет ребенка быть постоянно готовым к действию, если игра ставит перед ее участником то или иное препятствие, ко¬торое должно быть преодолено.
2.Интерес к игре во многом зависит от ее организатора, от то¬го, как он будет руководить игрой - придавая надлежащий темп и направляя в нужное русло. Нельзя забывать также, что участие взрослого человека в игре вызывает оживление среди играющих.
Таковы основные положения, которыми должен руководство¬ваться педагог при организации игр.

Раздел 2
Описание игр и методические указания к ним.
Кто дальше. Игра проводится на хорошо накатанной лыжне, без палок. После 4-5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, юный лыжник скользит другой; толч¬ковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. В та¬ком положении ученик скользит до остановки лыжи. На месте остановки лыжи в снег ставится флажок. Побеждает тот уча¬стник игры, флажок которого окажется дальше других.
Кто лучше. Лыжник должен пройти отрезок 25-30м по лыжне, без палок, следя за тем, чтобы скольжение было одноопорным, поочередно то на одной, то на другой лыже. Тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, т.е. не перейдет на двухопорное положение, получает наибольшее количество баллов. За каж¬дую ошибку снимается 1 балл. Выигрывает участник, на¬бравший в трех попытках наибольшее количество баллов.
Игры можно проводить и между командами. Лыжники каждой команды поочередно проходят перед учителем, его помощниками из числа наиболее подготовленных учеников, которые оценивают в баллах исполнение элемента хода. По¬беждает команда, члены которой набрали в сумме больше баллов.
Обе игры направлены на закрепление техники главно¬го элемента скользящего шага - одноопорного скольжения на лыже. Учитель может изменить задание и оценивать, напри¬мер, наклон туловища или точность разгибания ноги при от¬талкивании. Последовательное изменение заданий поможет отработать в игре все основные элементы скользящего шага.
Накаты. Две команды (каждая на своей лыжне) без палок выстраиваются на линии старта в колонны по одному. Первые номера каждой команды делают от линии старта 4-6 накатистых скользящих шагов по своей лыжне и в момент приставления маховой лыжи к опорной ставят в снег на уров¬не лыжного крепления флажки, которые они держали в руках. Затем ученики сходят с лыжни, уступая места вторым номе¬рам своих команд, которые, в свою очередь, начинают движе¬ния от этого флажка и, выполнив 6 накатистых скользящих шагов, ставят свои флажки. Побеждает команда, игроки кото¬рой пройдут по своей лыжне большее расстояние.
Самокат. Отрезок лыжни 25-30м юный лыжник дол¬жен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой. Выигрывает ученик, сделавший на установленном отрезке меньшее число отталкиваний. Игра прово¬дится и между командами: побеждает та из них, игроки кото¬рой в сумме сделали меньше отталкиваний. Игру можно про¬вести как эстафету команд. В этом случае в баллах может оцениваться быстрота преодоление отрезка командой или умение правильно отталкиваться (при задаче совершенство¬вания техники этого элемента скользящего шага)
Веер. Данная игра способствует освоению поворота переступанием на месте, в результате которого на снегу остается след, похожий на веер. На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются в одну или две шеренги на расстоянии 2-Зм друг от друга. По команде учителя все делают поворот переступанием на 90, 180 или 360 градусов стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Выставляются оценки - от 1 до 5 баллов - в зависимости от четкости и быстроты поворота.
Зигзаги. Игра способствует закреплению поворота пе-реступанием на месте. В ней могут участвовать две и более команд, для каждой из которых размечается своя трасса. ОТ линии старта до финиша - на дистанции 30-40 м - зигзагами на расстоянии 5-6м один от другого ставятся 4—6 флажков. Условия игры: пройти на лыжах всю трассу, выполняя у каж¬дого флажка поворот переступанием на месте. Дойдя до по¬следнего флажка, первые номера возвращаются на линию старта и передают эстафету вторым номерам.
Быстрый спуск Юные лыжники, стартуя поочередно от стартовой линии, спускаются в высокой, средней или низ¬кой стойке с пологого склона. Выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение, заданной учителем, стойки прокатит¬ся по лыжне дальше всех.
Быстрый лыжник Игра проводится на нескольких, параллельных лыжнях длиной 20-30мм, без палок. Класс раз¬бивается на группы по 8-10 человек. Каждая по сигналу стар¬тует, стараясь как можно быстрее пройти лыжную дистан¬цию. Два-три победителя каждого забега выходят в финал.
Победитель финала становится самым быстрым лыжником класса.
Круговая эстафета. 4-5 команд выстраиваются ко¬лоннами по одному спиной к центру круга, располагаясь, по¬добно спицам колеса, внутри круга, ограниченного лыжней. Первые номера каждой колонны по сигналу бегут по окруж¬ности влево. Пробежав по кругу, первые номера команд пере¬дают по "спице" второму номеру, который включается в гон¬ку по кругу. Пробежавший круг первый номер становится за¬мыкающим в своей команде. Побеждает команда, первой окончившая эстафету. Победитель может определяться после того, как все участники команды пробегут по 1-2-3 круга. Чтобы ожидающие старта игроки не мерзли, команды должны быть небольшими - по 3-5 человек.
Салки. Игра проводится на уплотненном снегу, без палок. Площадка ограничивается флажками, другими ориен¬тирами. Водящий имеет право осалить играющих, касаясь задников их лыж своими лыжами. Игрок, которого коснулся водящий, останавливается и громко объявляет: "Я-салка". Иг¬ра продолжается с новым водящим. Если группа большая, учитель назначает двух водящих или разбивает класс на группы, которые играют на разных площадках.
Прыжки через препятствия. Поперек пологого скло¬на проводятся 3-4 параллельные линии. Спускаясь вниз по склону, лыжники стараются перепрыгнуть через них. Тот, кто без ошибок перепрыгнул через все препятствия - победитель.
Лисий след. Соревнуются 2-3 команды каждая по сво¬ей размеченной флажками извилистой лыжне (500-600 м) с естественными и искусственными препятствиями (например: "змейка" из сухих веток, ворота из палок, бугор из снега и т.д.) Все их надо преодолеть, нагибаясь или перепрыгивая, обходя со стороны, поворачивая налево, направо, возвращаясь назад. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.
Скользи дальше. Предварительно сделав 3 шага раз¬гона, участник игры от стартовой линии выполняет одновременное отталкивание палками и скольжение на лыжах до их остановки. Проехавший дальше всех - победитель. Вариант. От стартовой линии, с места лыжник делает одно отталкивание палками, затем еще 3, передвигаясь одновре¬менным бесшажным ходом. Побеждает тот, кто, используя эти 4 отталкивания, уедет дальше всех. Игру можно провести между командами, отрабатывая технику одновременного бесшажного хода и развивая силу отталкиваний палками.
Повороты. Игра рекомендуется для совершенствова¬ния поворота переступанием в движении.* Лыжники, разо¬гнавшись на отрезке 15-20м, поточно выполняют поворот пе¬реступанием налево (направо). Учитель быстро и кратко оце¬нивают в баллах (1-5) правильность и быстроту поворота. По¬беждает ученик, набравший больше баллов в сумме 2-4 попы¬ток.
Слалом на равнине, (эстафета) Цель игры та же, чтои предыдущей. На дистанции 60-100м расставляются 5-6 флажков. Количество трасс зависит от числа участвующих в эстафете команд. По сигналу учителя первые номера команд стартуют по своим трассам, проходят их туда и обратно, вы¬полняя у флажков повороты в движении (переступанием). За¬тем передают эстафету второму номеру команды. Игрок, сбивший флажок, обязан поставить его на место и обогнуть вновь. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Карусель. Участвуют 2-4 команды по 4-8 игроков в каждой. На укатанной площадке флажками намечают центры "каруселей", вокруг которых надо проложить лыжню по кругу диаметром 6-10 м. По сигналу команды начинают движение вокруг флажков - каруселей, поворачивая переступанием на¬лево и постепенно убыстряя движение. Побеждает команда, участники которой сделают меньше ошибок за установленное учителем время. Затем игра повторяется в противоположную сторону. Победитель может определяться и по быстроте про¬хождения заданного количества кругов.
Эстафета с гандикапом. Проводится с целью разви¬тия быстроты и скоростной выносливости, когда остановить равные по силам команды из учеников класса невозможно, или тогда, когда при первом старте эстафеты одна команда значительно опередила другую. Старт лыжникам на первом этапе учитель дает в разное время: первым стартует участник из команды, которая послабее, затем представитель той, что несколько посильнее и т.д. Последним стартует ученик наи-более сильной команды. Гандикап (разрыв во времени старта) учитель определяет из своего опыта работы с данным клас¬сом, знаний о возможностях учеников. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой независимо от времени ее стар¬та.
Выручалки. Играют так же, как и в салки, но одно¬классникам дано право выручать преследуемого игрока. Для этого одному из них нужно пересечь след убегающего игрока перед водящим. Водящий обязан начать преследование игро¬ка, выручившего товарища. Игра развивает быстроту, лов¬кость, выносливость.
Елочкой. Для игры выбирается лыжня вначале с подъ¬емом 20-30м и затем с пологим спуском. В конце подъема ставится флажок. Лыжник должен со старта преодолеть подъ¬ем "елочкой" и, обогнув флажок, спуститься к финишу. По¬беждает тот, кто быстрее пройдет трассу. В игре совершенст¬вуется техника подъема "елочкой" и развивается силовая вы¬носливость.
Буксиры. Играющие распределяются на пары, при¬мерно равные по силам. Каждой паре дается веревка длиной 5-6 м или резиновый бинт. Первые номера, положив веревку на шею и пропустив ее под мышками, свободные концы ве¬ревки передают в руки вторых номеров. Палки только у пер¬вых номеров. По команде учителя первые номера буксируют вторых по своим лыжням до флажка, обозначающего границу отрезка. У флажка лыжники меняются ролями и продолжают гонку в обратном направлении. Побеждает пара, сумевшая раньше других прийти к финишу. Вторые номера скользят на обеих лыжах, им запрещено делать шаги при буксировании. В игре активно развиваются силовые качества лыжника.
Гонка с выбыванием. На замкнутой круговой лыжне длиной 200-400м одновременно стартуют 5-8 лыжников. Ли¬ния старта является и линией финиша. После каждого круга лыжник, оказавшийся в данный момент последним выбывает из игры. Так, при 5 стартовавших учениках после первого круга продолжают гонку 4, после второго - 3, а после третье¬го - и после четвертого - 1, победитель.
Вариант: в игре может участвовать и больше лыжников, но, чтобы число пробегаемых кругов не стало чрезмерно боль¬шим, можно установить, что после, каждого, круга выбывают по два гонщика, оказавшиеся последними. Игра предъявляет серьезные требования к специальной выносливости лыжника, поэтому нагрузку в ней следует точно дозировать, исходя из возраста и подготовленности учеников.
Гонка с преследованием. Гонка проводится по круго¬вой лыжне 300-400 м. В ней участвуют 2-4 команды по 4-6 лыжников. Команды строятся в колонну по одному на проти¬воположных сторонах круговой лыжни. Устанавливается за¬четное число гонщиков и кругов. По сигналу команды начи¬нают гонку, стараясь догнать, друг друга. Задача команд: пройдя установленное число кругов быть на своем финише раньше других с зачетным числом участников.
Эстафета с преследованием. Условия игры те же, но от команды стартует только один лыжник. Пройдя один круг, он передает эстафету следующему участнику своей команды, пока все участники не пройдут свои этапы. Побеждает коман¬да, которая раньше других пришла к финишу.
Гонка за лидером. По кругу длиной 300-400м прокла¬дываются две параллельные лыжни. Две группы из 5-10 лыж¬ни ков передвигаются по наружной лыжне, начав движение с противоположных сторон круга. Темп передвижения может быть медленный или средний - его задает учитель. Лыжники обеих команд, идущие в колонне последними, по сигналу пе¬дагога выходят за внутреннюю лыжню и, делая ускорение по ней, выходят вперед и вновь, перейдя на наружную лыжню, становятся во главе своих групп. Сразу же после этого начинает ускорение следующий лыжник, ставший последним, по¬ка каждый в своей группе не побывает в роли лидера уста¬новленное число раз. Побеждает группа, участники которой раньше всех закончат смену лидеров. Последнему лыжнику в группе запрещается начинать ускорение до тех пор, пока его товарищ, завершающий ускорение, не встанет во главе груп¬пы. В этой игре совершенствуется скоростная выносливость, а также один из элементов тактики гонщика - обгон соперни¬ка на дистанции.
Попади в цель. Слева и справа, от лыжни, сбегающей со склона, устанавливаются цели снежная "баба", небольшой картонный щит. Школьники, спускаясь без остановки, долж¬ны попасть в них снежками. Выигрывает тот, кто сделает наибольшее число попаданий из 4-5 попыток. Игру можно проводить и между командами.

Литература:
1. Физическая культура в школе № 11 1987г.
2. Физическая культура в школе № 10 1987 г.
3. Гиззатулин И.Г., Лепешев Д.В. "Играйте вместе с нами"
4. Былаева J1.B., Григорьев В.М. Игры народов СССР ФИС- М. 1985г.
5. Былаева JI.B., Короткое В.Г. Подвижные игры ФИС- М 1982г.
6. Канеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР М. -Просвещение 1988г.
7. Якуб С.К. Вспомним забытые игры М,- Детская литерату¬ра 1990г.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт М.-Просвещение 1988г.
9. Физическая культура в школе №12 1988г.
10. Физическая культура в школе № 10 1990г.
11. Физическая культура в школе № 11 1990г.
12. Физическая культура в школе № 11 1988г.
13. Физическая культура в школе № 9 1982г.
14. Физическая культура в школе № 11 1989г.
Категория: Физическая культура | Добавил: kolia
Просмотров: 969 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 11:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru