Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура |
[ Скачать с сервера (140.7 Kb) ] | 2015-01-12, 2:08 PM |
Введение. Актуальность Современное развитие общества предъявляет новые требования во всех сферах жизни и в частности в образовании. В связи с переходом школ на 12 летнее образование, необходимо изменить подходы к физическому образованию в 11-12 классах. В старших классах у учащихся теряется интерес к занятиям физической культурой, они считают, что заниматься на уроках не престижно и неэффективно. Для решения задачи повышения интереса к урокам физкультуры мы считаем проведения уроков по выбранным учащимися видам спорта и углубленного изучения данного вида. Гипотеза. В нашей работе мы исходили из предположения о том, что занятия учащихся по выбранному виду спорта повысит интерес к урокам физкультуры и, как следствие повысится посещаемость занятий и эффективность процесса обучения. Объект исследования. Объектом исследования нашей работы явился учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по выбранному виду спорта. Предмет исследования. В работе изучалась эффективность средств обучения 10 классов по выбранному виду спорта на уроках физической культуры. Научная новизна. Учитывая отсутствия данных о занятиях по выбору определенного вида спорта в школах, мы решили провести тестирование учащихся 10 классов для выявления уровня физической подготовленности и посещаемости уроков физической культуры. Практическая значимость. Считаем, что данные экспериментального исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора о целесообразности использования занятий по выбранному виду спорта в 10-11-12 классах. Глава №1 Литературный обзор. Физическая культура в школе в других странах. Физическая культура в школах Кубы Физическому воспитанию подрастающего поколения социалистической Кубы, развитию спортивного движения в стране уделяется большое внимание. Правительство республики рассматривает физическую культуру и спорт как одно из важнейших средств всестороннего развития нового человека. В частности об этом свидетельствует и большое количество часов, отводимых на физическое воспитание в программах школ и других учебных заведений. Так, в школах –десятилетках 3 урока физической культуры в неделю в школах продленного дня , в которых дети учатся с 8-00 до12.30 и затем с 14.оо до 16.30, на физическое воспитание отводится 5 часов в неделю. В учебных заведениях, готовящих кадры преподавателей на базе десятилетней общеобразовательной школы, - 5 уроков в неделю. А.Кусакин. 1974 Физическая культура в школах Швеции. В учебном плане гимназии, куда шведы поступают после окончания народных школ, еженедельно 1-3 урока физкультуры. Различия вызваны многообразием гимназических направлений. Учебные программы у них разные, сроки обучения тоже – от одного года до 3 лет. Кроме уроков физической культуры в школе предусматривается в год 8 « дней на лоне природы», которые принято использовать для занятий спортом или активного отдыха. Еще одна интересная особенность – уроки по интересам, введенные в последние годы для старшеклассников. В зависимости от желания учеников и возможностей школы учащиеся 2 часа в неделю занимаются спортом. К сказанному можно добавить, что из всех шведских школьников примерно каждый четвертый занимается спортом в спортивных секциях Школьной спортивной федерации. А Думов.1974 Спортивные игры в школах Англии. Физическое воспитание и в частности спортивные игры, преследуют цель – физически развить учащегося и воспитать у него такие качества, как смелость, целеустремленность, волю к победе и др. Спортивные игры являются базой, на которой воспитывается у учеников любовь к своей школе, к своему классу , к дому. Отсюда переплетение учебной и внеклассной работы и довольно высокий удельный вес внеклассных форм « секции, ассоциации, кружки, спортивные клубы, соревнования.» Воспитательное значение внеклассной работы усиливается тем, что ее организация часто находится в руках самих учащихся. В английских школах нет научно обоснованных программ и нормативов в соответствии с которыми учитель оценивал бы физическое развитие учеников их успехи. Естественно, что участие в спортивных играх и достигнутые результаты становятся единственными показателями успеваемости учащихся. Правда, некоторые учителя устанавливают свои собственные внутри школьные нормативы и с их помощью оценивают успеваемость учащихся. В Англии по физическому воспитанию, так же как и по другим предметам « за исключением религии», нет обязательных программ. Их обычно составляют сами учителя. Однако знакомство с работой школ в разных районах страны позволяет утверждать, что подобная независимость школ фактически ограничена, так как существует известная координация и унификация требований, осуществляемая различными школьными и спортивными ассоциациями с помощью многочисленных министерских методических инструкций. АА.Барбарига. 1974 г. Французская школа и спорт Огромное значение уделяется детскому физическому воспитанию. Во Франции с детьми начинают заниматься физкультурой с 4 лет, в детском саду ( 6 часов в неделю ). Их учат прыгать, лазать, бросать простой спортивный снаряд, держаться в воде, на льду или на снегу. Спорт, которым они занимаются, может быть индивидуальным или командным с использованием препятствий и спортивного инвентаря. К более углубленной форме преподавания физкультуры и спорта переходят в начальной школе. Особое внимание уделяется дисциплинам связанных с бегом и плаванием. Именно в этих двух видах спорта легче всего заметить прогресс ученика, и поэтому они более других подходят для обучения понятиям ускорения, скорости, ритма, траектории. Командные виды спорта позволяют детям организовать игру и ознакомиться с ее правилами. Около 3-4-х часов в неделю уделяется занятиям физкультурой в средней школе. Зачет по физической культуре обязателен для получения звания бакалавра (он включает в себя экзамен по плаванию ). Также регулярно устраиваются соревнования между классами, колледжами и т.д. Государственный комитет по школьному спорту организует 250 000 соревнований в год. Физическая культура и спорт в Швейцарии. Маленькая страна Население Швейцарии немногим превышает 6 млн. жителей, но любительским спортом охвачено почти все население. Складывается впечатление, что практически каждый швейцарец ведет активный образ жизни. Среди основных способов двигательной активности – велосипед, бег, оздоровительная прогулка по горам с лыжными палками «нордик-уокинг» (Nordic walking), теннис, горные лыжи. В стране создаются все условия для активных занятий спортом. В природных парках подготавливают трассы, размечают и оборудуют специальные стенды, где каждый занимающийся может найти нужные для себя рекомендации по разминке, методике оздоровительной тренировки и технике ее проведения. Существует также отлаженная система проката снаряжения, работают инструкторы, проводятся всевозможные соревнования и совместные спортивные занятия. Казалось бы, что в этом особенного? Подобные примеры есть и у нас в стране. Есть. Только у нас они выступают в качестве образцово-показательных баз, а не вводятся повсеместно. Без разминки - никуда Деньги на спорт? Это не выход Признаюсь: для меня полным откровением стало то, что в такой достаточно богатой и развитой стране отсутствует Министерство спорта! И это при том, что в Лозанне находится большое количество структурных подразделений МОК, а сам город неофициально считается олимпийской столицей мира. Трудно представить такое в нашей стране, где четко выстроена иерархия спорта высших достижений: от детского – к юношескому, затем – юниорские молодежные сборные и, наконец, сборная команды страны. Различные федерации по видам спорта находят поддержку со стороны Министерства спорта, величина которой зависит от того, является ли этот вид спорта олимпийским и каковы шансы наших спортсменов завоевать медали на ближайших Олимпийских играх. Почему в Швейцарии все организовано по-другому? Ведь страна маленькая, создать такую структуру проще, уровень спортивных сооружений и бытовых условий выше, медицинское обеспечение лучше. Судя по всему, правительство этой страны не ставит первоочередной задачей воспитание олимпийских чемпионов и не гонится в неофициальном командном зачете за Америкой и Китаем – как известно из истории, это ни к чему хорошему не приводит. Видимо, руководители государства просто задумались: что же все-таки важнее – количество олимпийских чемпионов или здоровье нации? И выбрали второе. Хотя известные швейцарские спортсмены участвуют в Олимпийских играх, завоевывают награды, и государство им в этом помогает, но лишь когда речь заходит о тех из них, которые будут представлять честь страны на международном уровне. При этом большую часть расходов покрывают спонсоры, заинтересованные в продвижении своего товара на мировой рынок. На тропе здоровья Согласитесь: в нашей стране ситуация совершенно иная – колоссальные деньги выделяются на спорт высших достижений, а массовый спорт развивается лишь отдельными «крупномасштабными» акциями («Кросс наций», «Лыжня России», «Русский азимут» и т.п.). Я не случайно взял слово «крупномасштабные» в кавычки. Потому что цифры, оглашаемые спортивными чиновниками, не соответствуют действительности. Например, на 50-километровую финальную гонку «Лыжня России» в прошлом году зарегистрировалось свыше 4000 участников – именно эти цифры звучали во всех средствах массовой информации по окончании праздника. Однако на старт вышло лишь чуть более тысячи, а до финиша дошли всего 900 человек. Куда делись остальные три тысячи спортсменов? Опоздали на старт? Заболели? Передумали? Сразу вспоминается бессмертный роман Н.В. Гоголя «Мертвые души». Да и среди участников, вышедших на старт, можно было услышать много не очень приятных слов в адрес одной газовой компании, буквально заставившей их принять участие в соревнованиях. Министерство спорта нашей страны планирует к 2015 г. добиться того, чтобы спортом занималась треть населения нашей страны? Уверен, что рапортовать о достигнутой цели начнут с удовольствием и заранее. Хочешь быть тренером? Будь им! Еще одним сюрпризом для меня стало то, что в Швейцарии в принципе не существует профессии тренера. Вернее, профессия есть, а специальных институтов и университетов, осуществляющих подготовку по такой специальности, нет. Тренером может стать практически любой человек с высшим образованием, окончивший специальные тренерские курсы. Но закончить их сложно, и к будущим тренерам предъявляются весьма серьезные требования. Тренер в Швейцарии может работать не в одном отдельно взятом виде спорта, а в нескольких сразу. Акцент при этом делается на оздоровительной программе. Задача будущего тренера – не только проводить занятия, но и научить своих воспитанников организовывать подобные тренировки самостоятельно. Все лучшее – детям Спортивная база школ и колледжей Швейцарии вызывает восхищение у коллег – преподавателей из России. У нас подобное можно увидеть только на олимпийских спортивных базах. В Швейцарии же не делается различий для большого и массового спорта: каждый желающий должен иметь возможность заниматься на хорошем оборудовании. В рамках школьной программы дети здесь изучают легкую атлетику, гимнастику (в спортивных залах есть все гимнастические снаряды и даже батут), теннис, плавание, спортивные игры и национальную игру – чукбол. Каждая школа или колледж имеет свой стадион, большой спортивный зал, который при помощи специальных опускающихся стен-перегородок легко преобразуется в два, три или даже четыре независимых помещения. При этом учителя и дети, работающие по разные стороны стены, не слышат друг друга и никому не мешают. Если у школы нет своего бассейна или теннисного корта, то не составит большого труда договориться об аренде нужного объекта в ближайшем микрорайоне: органы муниципальной власти помогут решить этот вопрос. Материалы интернета. Проведение эксперимента: В 10-х классах проведен опрос учащихся о виде спорта, которым хотели заниматься учащиеся. Учащиеся 10 Б класса выбрали баскетбол, как основной вид. 10 А класс занимался по программе для 10-х классов Министерства образования и науки РК. Программа физической культуры для 10 Б класса. Пояснительная записка Программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10Б класса разработана на основе официального документа. Главная задача проводимого эксперимента укрепления здоровья, формирование знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков. Отличие от общей программы в том, что разделы легкая атлетика, гимнастика являются средствами общей физической подготовки. Учебная программа для 10Б класса. Теория. 1 развитие баскетбола в Казахстане и Мире. 2.строение и функции организма человека 3. самоконтроль и профилактика травматизма. Практика 1Общая физическая подготовка. В раздел ОФП входят виды легкой атлетики – бег на короткие дистанции, на средние дистанции, кросс, прыжковая подготовка, метания. Гимнастика- акробатика и опорный прыжок. Виды легкой атлетики решают задачу развития быстроты, выносливости, силы, гимнастика развивает координацию и ловкость. 2. Обучение и совершенствование техники баскетбола. Перемещения, повороты и прыжки, передачи мяча различными способами на месте и с перемещениями одной рукой и двумя на точность сверху, снизу, сбоку. Ловля мяча на месте и в движении. Ведение мяча: высокое и низкое правой и левой руками. Обводка с высоким и низким ведением. Броски: в корзину с места, с разбега в прыжке, трехочковые броски, штрафной бросок. Элементы тактики игры. Действия нападающих при «позиционном» нападении, «быстрый прорыв». Защита: персональная , зонная. Индивидуальные действия игрока: выбивания, вырывания. План-график учебного материала 10 Б класса. Раздел программы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4четверть всего Спортивные игры - баскетбол 21 16 30 18 85 ОФП 1 лёгкая атлетика 2 гимнастика 6 5 6 12 5 Всего часов 27 21 30 24 102 Учащиеся 10 Б класса работали по новому плану обучения. На второй недели 2009- 2010 учебного года учащиеся 10 А и 10Б классов сдали контрольные нормативы обязательные для всех учащихся. 1.бег на 100 м. 2. бег 2000 м (девушки) и 3000м (юноши) 3.прыжок в длину с места. 4. «челночный» бег 5Х10 м. 5. метание набивного мяча сверху стоя. 6 прыжки со скакалкой 1 минуту 7 подтягивание (юноши) 8 подъем туловища из ип лежа на спине (девушки) Результаты контрольных нормативов в процентах от количества учащихся в классе ( сентябрь 2009 г начало 1 четверти) Виды испытаний и оценка 10 А 10 Б Бег 100 м 5 4 3 2 76% 18% 6% 78% 17% 7% Бег 2000 и 3000м 5- 4 3 2 58% 15% 17% 61% 11% 28% Прыжки в длину с места 5 4 3 2 86% 14% 87% 13% «челночный бег» 5Х10м. 5 4 3 2 64% 21% 15% 63% 28% 9% Метание набивного мяча с места сверху 5 4 3 2 57% 15% 28% 61% 18% 21% Прыжки со скакалкой 1 мин 5 4 3 2 72% 12% 16% 70% 16% 14% Подтягивание на перекладине 5 4 3 2 26% 42% 18% 14% 28% 44% 20% 12% Подъем туловища из ип лежа на спине 5 4 3 2 87% 23% 86% 24% По результатам контрольных нормативов сданных учащимися в начале учебного года видно, что физическая подготовка учащихся примерно ровна. Наиболее слабые показатели в беге на выносливость и в подтягивании на перекладине. В конце первой четверти проведён приём контрольных нормативов, добавлен ещё один показатель – посещаемость уроков. Результаты следующие: Виды испытаний и оценка 10 А 10 Б Бег 100 м 5 4 3 2 78% 17% 5% 82% 12% 6% Бег 2000 и 3000м 5- 4 3 2 61% 16% 13% 71% 19% 10% Прыжки в длину с места 5 4 3 2 88% 12% 91% 9% «челночный бег» 5Х10м. 5 4 3 2 68% 21% 11% 82% 18% Метание набивного мяча с места сверху 5 4 3 2 59% 18% 23% 72% 18% 10% Прыжки со скакалкой 1 мин 5 4 3 2 74% 14% 12% 78% 21% 1% Подтягивание на перекладине 5 4 3 2 29% 44% 18% 9% 30% 48% 19% 3% Подъем туловища из ип лежа на спине 5 4 3 2 88% 12% 89% 11% Посещаемость уроков 81% 92% Как мы видим из таблицы, показатели учащихся10 Б класса выше показателей учащихся 10 А класса. Учащиеся 10 Б класса стали серьёзнее относится к уроку, у них меньше пропусков занятий, что сразу отразилось на показателях физической подготовленности. Во второй четверти, не смотря на то что уроков гимнастики в 10Б классе на 5 часов меньше, учащиеся 10Б класса выполнили все требования по акробатике и опорном прыжке. Посещаемость уроков в 10А составила 79%, а в 10Б 91%. Учащиеся 10Б класса меньше пропускали уроки по болезни. В третьей четверти по учебному плану в обоих класса запланированы спортивные игры, только в 10А 15 часов – баскетбол и 15 часов волейбол. А в 10Б 30 часов баскетбола. Результаты контрольных нормативов в процентах от количества учащихся в классе третьей четверти Виды испытаний и оценка 10 А 10 Б Прыжки в длину с места 5 4 3 2 86% 14% 92% 8% «челночный бег» 5Х10м. 5 4 3 2 66% 23% 11% 88% 12% Метание набивного мяча с места сверху 5 4 3 2 58% 20% 22% 79% 11% 10% Прыжки со скакалкой 1 мин 5 4 3 2 7о% 17% 13% 82% 15% 3% Подтягивание на перекладине 5 4 3 2 28% 44% 18% 8% 32% 46% 19% 3% Подъем туловища из ип лежа на спине 5 4 3 2 86% 14% 93% 7% Посещаемость уроков 75% 93% Бросок мяча с штрафной линии 5 4 3 2 35% 26% 21% 64% 25% 11% Технические действия игроков 5 4 3 2 43% 34% 23% 76% 24% В третьей четверти наблюдался рост показателей в 10Б классе. Учащиеся приняли участие в первенстве города по баскетболу и заняли второе место, что стало дополнительным стимулом для серьёзного отношения к урокам физкультуры. В четвертой четверти учащиеся показали следующие результаты: Виды испытаний и оценка 10 А 10 Б Бег 100 м 5 4 3 2 77% 14% 9% 94% 6% Бег 2000 и 3000м 5- 4 3 2 60% 17% 13% 79% 15% 6% Прыжки в длину с места 5 4 3 2 85% 15% 94% 6% «челночный бег» 5Х10м. 5 4 3 2 68% 18% 14% 89% 11% Метание набивного мяча с места сверху 5 4 3 2 60% 19% 21% 82% 18% Прыжки со скакалкой 1 мин 5 4 3 2 75% 13% 12% 82% 18% Подтягивание на перекладине 5 4 3 2 45% 40% 10% 5% 42% 48% 10% Подъем туловища из ип лежа на спине 5 4 3 2 89% 11% 91% 9% Посещаемость уроков 79% 93% Итак, мы по таблицам видим, что учащиеся 10Б класса лучше освоили учебный материал, меньше пропускали уроков физической культуры, у них появился устойчивый интерес к физической культуре и к систематическим занятиям. Выводы и рекомендации. Исходя из полученного опыта, рекомендуем, проводить уроки физической культуры в старшем звене по выбранном учащимися виду спорта, с учётом спортивной базы школы и квалификации учителей физкультуры. | |
Просмотров: 2204 | Загрузок: 89 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|