Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура |
2016-02-29, 4:13 AM | |
На сегодняшний день система высшего образования выдвигает учащимся новые стандарты и множество новых дисциплин для освоения ими учебной программы выбранной специальности. Все это повышает интенсивность процесса обучения и требует от студента выдерживать большие психо–эмоциональные нагрузки. За последние годы физическую культуру в высших учебных заведениях отодвинули на второй план и вследствие этого около 50% студентов казахстанских вузов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, 20% имеют избыточный вес, а интенсивность заболеваний непрерывно увеличивается. Давно известен факт: физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки. Физическая культура имеет все средства для воспитания у студентов таких способностей, а значит, есть необходимость обратить на эту дисциплину должное внимание. Цель статьи: Рассмотреть роль дисциплины «Физическая культура» в образовательном процессе высшего профессионального образования. Для достижения поставленных целей необходимо дать ответы на следующие вопросы: Какую роль и какое место должна занимать данная дисциплина, и из каких условий должна исходить физическая культура в высших учебных заведениях? Как физическая культура влияет на духовно-нравственное воспитание студентов? В чем заключается роль специалистов в сфере ФК? При ответе на первый вопрос, хочется заметить, что содержание современного образования в сфере физической культуры нацеливает не только на то, чтобы студент высшего учебного заведения стал физически подготовлен, но и на то, чтобы он был действительно образованным в этой дисциплине. Для этого необходимо: владеть методологией работы со своим телом; владеть средствами и методами укрепления и сохранения здоровья; повышать функциональные возможности основных систем организма. Для нынешнего поколения нашей страны подобная ориентация крайне необходима как противодействие растущей наркомании, алкоголизма и прочих негативных зависимостей. Занятия физической культурой в ВУЗах учат студентов самоконтролю, самокритике, т.е. организовывать распорядок дня, ценить собственное время без чего невозможна нормальная жизнь любого человека. Содержание предмета физической культуры в учебном заведении высшего образования должно исходить из следующих условий: - физическая культура должна соответствовать интересам общества во всестороннем физическом развитии студентов; - физическая культура должна направлять студентов на постоянное поддержание здорового образа жизни; - физическая культура должна способствовать развитию культуры собственного тела и направлять на участие в спортивной жизни университета; - физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, навыков и умения организовывать и проводить занятия спортивного содержания; - физическая культура должна способствовать развитию мыслительной деятельности, развить уважение к себе и окружающим, помочь самоопределиться; Анализируя все вышеперечисленное, стоит еще раз подчеркнуть важность и роль физической культуры в образовательном процессе. Поднимая на должный уровень процесс физического воспитания, автоматически повышается и в целом уровень образования. Следовательно, в структуре высшего образования предмет физическая культура должен занимать ведущее место среди других предметов; способствовать решению важных общепедагогических задач и формировать у студентов правильный и здоровый образ жизни. А как же физкультура влияет на духовно нравственное воспитание студентов? Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение. Вместе с тем, воспитание молодежи в современном обществе реализуется в период политических и экономических реформ, которые препятствуют улучшению культурной жизни людей. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственно-этических норм; уклада семьи; ухудшением здоровья людей и снижением уровня их физической подготовленности; распространением социально обоснованных болезней, ростом депрессий, агрессивности, стрессов. На таком социальном фоне высокие духовные и нравственности ценности, такие как: любовь к Родине, забота о ближних, само ценность личности, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим утрачивают свое былое значение. В процессе занятий физической культурой студенты включаются в процесс самопознания и самосознания. Эти процессы организовываются относительно изучения своего физического состояния и сферы духовно-нравственной жизни. Уровень развития физических способностей характеризуется показателями телосложения и показателями здоровья, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма. Физическая подготовленность как результат физической подготовки выражается в показателях развития физических качеств (силы, скоростно-силовых, скоростных, выносливости, координационных и так далее), определяется в процессе сдачи тестовых упражнений. Студенты непосредственно принимают участие в процессе самопознания. Например, оценка физического состояния происходит до, и после выполнение физических упражнений и по общему самочувствию и частоте сердечных сокращений представляется возможным определить реакцию организма. Самооценка своего физического состояния и умение находить причины несовершенства, тем заметнее способствует осознанию недостаточно высокого уровня знаний в области физического самовоспитания и необходимой работы над собой и физически самосовершенствоваться. Самопознание духовно-нравственной сферы осуществляется относительно знаний отечественной культуры, истории и духовного наследия родного края. Физическая культура направляет человека на подражание великим спортсменам, воинам, которые благодаря своей физической развитости смогли стать известными личностями и войти в историю. Наряду с желанием быть физически здоровым, появляется стремление и к совершенствованию в духовно-нравственной стороне жизни, а соответственно возникает желание учиться, развиваться и непрерывно стремиться к познанию мира как единой системы. Для развития мотивов работы над собой в плане физического развития проводятся круглые столы, беседы, лекции о роли и значимости физического совершенствования, показ кинофильмов, беседы с врачами и психологами. В ходе этого происходит решение следующих задач: раскрывается сущность физического воспитания в тесной связи с духовно-нравственным развитием личности студента; знакомство с физической культурой как важным и необходимым средством физического совершенствования. Например, беседа врача на тему: «Влияние бега на здоровье» знакомит студентов с явлением гиподинамии, обусловленной недостаточной двигательной активностью и побуждает человека заниматься пробежками или какой либо другой активной деятельностью. На основе данных педагогики, психологии и физиологии принято считать, что при низком уровне физической подготовленности очень трудно добиться нужных результатов только в процессе занятий физической культуры в учебном плане, необходимо заниматься активно самостоятельно. Затем раскрывается значимость физического развития как действенного фактора и средства воспитания духовности и нравственности. До учащихся доводится мысль, что для того, чтобы, например: 1. создать крепкую семью, родить и вырастить здоровых детей; 2. добиться карьерного роста и реализовать себя; 3. добросовестно служить Отечеству; 4. быть здоровым и выносливым с целью полезного существования в обществе - необходимо активизировать работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития. Говоря о роли специалистов, стоит заметить, что актуальной проблемой в физкультурном образовании учащихся вузов является популяризации физической активности. В настоящее время существует противоречие между потребностями общества, непрерывно возрастающими и неготовностью специалистов сферы физической культуры активно воздействовать на ментальность людей и формировать рынок труда. Только целенаправленная социально активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать достойное отношение людей к физической культуре. В противном случае эту нишу заполняют различные дельцы, оказавшиеся социально активными, промышляющие в области «здравоохранения». Охрана здоровья — это "золотой рудник". На лечение людей денег тратят больше, чем на оборону страны. Когда люди болеют, они не скупятся, особенно если это дети. В каждой стране выросло огромное сословие людей, которые живут за счет больных. Оно желает (сознательно или нет), чтобы больные не переводились и чтобы цены на лечение непрерывно росли. Необходимо активное взаимоотношение специалистов физической культуры с администрацией учебного заведения по вопросам финансирования физической культуры, с одной стороны, и привлечения студентов для дополнительных занятий на условиях их частичной оплаты — с другой стороны. Услуга в качестве товара должна удовлетворять потребности человека. Нужен новый тип педагогов, которые могут взять на себя роль руководителя не только биолого-антропологического совершенствования, но и совершенствования личности с психологических, социальных и духовно нравственных позиций (реализовать гуманитарный и гуманистический подход в образовании). Важнейшей задачей педагогики физической культуры в вопросе социализации личности является пропаганда здорового образа жизни с использованием средств массовой информации. Труд работников физической культуры в сегодняшних условиях является классическим воплощением труда маркетолога, если учесть, что профессионально-педагогический уровень специалиста должен отвечать социальному заказу и специалист должен занимать активную социальную политику по формированию рынка труда. В условиях рыночных отношений товаром являются услуги, предлагаемые специалистами физической культуры. Результаты физического воспитания должны проявиться в сферах: здоровье, двигательные и физические способности, физическое состояние, безопасность и культура, потребности в здоровом образе жизни. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическая культура в высших учебных заведениях должна развивать мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных проблем учащихся студентов. Физическая культура в учебных заведениях высшего профессионального образования формирует личностные качества студентов: трудолюбие, стремление добиваться своих целей, быть активным в общественной жизни, не отставать и даже вести за собой других; учит ответственности и самоконтролю. Кроме того, физическая культура способствует формированию духовно-нравственных ценностей в человеке, что непосредственно подчеркивает значимость данного предмета и говорит о его месте в системе образования. Если специалисты и преподаватели физической культуры смогут сформировать у студентов желание непрерывно развиваться и самосовершенствоваться, то им будет гораздо легче принимать в жизни ответственные решения, решать сложные задачи в разных областях жизнедеятельности. Выдвигая физическую культуру на должный уровень, появляется реальная возможность воспитывать здоровые поколения, которые вывели бы государство на новый уровень развития! | |
Просмотров: 3014 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|