Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
[ · Скриншот ] | 2018-04-07, 10:42 PM |
Преподаватель ДХШ Юрова Людмила Геннадьевна г. Риддер Урок изобразительного искусства В 1 КЛАССЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Методическая разработка по теме: «Космические фантазии» ПРЕДМЕТ: «Композиция» КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 4 ЗАНЯТИ № 1 ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Создание в рисунке выразительного образа фантастической инопланетной жизни на основе использования выразительных возможностей масляной пастели в сочетании с акварелью. ЗАДАЧИ: 1. Раскрытие творческого потенциала учащихся через использование новых изобразительных материалов. 2. Знакомство с творчеством художников – фантастов. 3. Развитие воображения, композиционного, образного мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умения выражать свои чувства средствами изобразительного языка искусства. 4. Овладение навыками работы масляной пастелью в смешанной технике. 5. Закрепление знаний о «Выразительных свойства теплых и холодных цветов», «Цвет – образ», «Центр композиции» 6. Формирование навыков последовательной работы над композицией. 7. Формирование эстетического вкуса. 8. Воспитание навыков самоанализа, умения говорить профессиональным языком. ЗАДАНИЕ: 1. Выполнить упражнение «Цветные узоры» по образцу в смешанной технике «пастель+ акварель» 2.Нарисовать композицию по представлению «Космические фантазии». Выполнить в цвете в смешанной технике «пастель+ акварель», либо только пастелью, по выбору. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ: Бумага акварельная белая (формат А – 3, А – 4), карандаш простой, ластик, нож канцелярский, пастель масляная, акварель, кисти (белка или колонок) №3 - №6, палитра, салфетки для вытирания кистей, банка для воды. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: Плакат «Ближе, дальше», «Центр композиции», плакат «Техника рисования масляной пастелью», образцы работ в технике пастель + акварель, плакат «Теплые, холодные цвета в композиции». ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Картины художников на тему «Космос. Реальность и фантазия» С Калмыкова, А Соколова «Первые шаги», «Спутники внеземных цивилизаций», «В глубинах вселенной». (Энциклопедия юного астронома М «Педагогика» 1980 стр. 34), работы учащихся. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: «Монстры, приведения, НЛО», М; Росмэн 1988, с. 68 МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Музыкальные композиции Яна Мишеля Жарре «Концерт в Париже» «Tolerahce», «Кислород», «Enigma 2,3 и др.», «Пойдем со мной на небо» - группа «Дискотека авария». ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА: Доска, мел, мольберт, планшет, акварель, масляная пастель, кисти, вода, нож канцелярский, магнитофон. ТИП ЗАНЯТИЯ: Урок получения новых знаний, освоение и закрепление их в практической работе. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: Исследовательская, репродуктивная, игровая, творческая практическая работа, сравнительный анализ. ПЛАН ЗАНЯТИЯ. 1.Беседа о работах выполненных масляной пастелью 2. «Мастер – класс», объяснение способа рисования масляной пастелью и акварелью. 3.Практическая работа учащихся по выполнению упражнений. Освоение приемов работы пастелью и акварелью. 4.Объяснение второго задания игра – отдых «Музыкальная пауза». 5.Беседа – игра «Фантастическое перевоплощение» 6.Просмотр картин – обсуждение, чтение литературного отрывка «Научная фантастика». 7. Практическая работа, выполнение эскиза композиции в карандаше и в цвете. 8.Завершение занятия, просмотр работ, обсуждение итогов, распределение по номинациям. ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. 1.БЕСЕДА Показываю работы, выполненные масляной пастелью в смешанной технике. Ребята вам нравятся эти работы? А что нравится больше всего? Как вы думаете, какими материалами выполнены эти работы? Сейчас я раскрою этот секрет. 3. «МАСТЕР – КЛАСС» Достаю заготовку – эскиз в карандаше на любую тему, например к сказке «Серебряное копытце», прикрепленный к планшету. Быстро наношу мелками масляной пастели линии, штрихи, точки, пятна там, где это нужно (дома надо потренироваться), затем делаю акварелью заливки, заботясь лишь о верности тональных отношений, характерных для зимней ночи. Комментирую свои действия. Эффект рассчитан на то, что на холодном темном фоне яркие краски пастели заиграют и засверкают, как драгоценные камни. Обычно ученики сильно удивлены и восхищены результатом и быстротой, которой он достигнут. Как известно, такого эффекта достигнуть в обычной технике акварели, гуаши начинающим почти невозможно. Конечно же, скрытая цель мастер – класса возбудить желание научиться рисовать также 3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, УПРАЖНЕНИЕ. А теперь попробуем сами создать картину в смешанной технике. Возьми лист акварельной бумаги формата А – 4. Сейчас мы будем рисовать мелками цветные узоры, показываю на доске, ребята выполняют тоже - самое на листе бумаги произвольными или конкретными цветами. Моя задача, добиться, чтобы в результате из абстрактных узоров получилось нечто определенное, например пейзаж. Смотря по обстоятельствам иногда можно дать полную свободу, чтобы учащиеся самостоятельно исследовали свойства материалов, затем обсудить результаты, акцентируя внимание на особо красивых сочетаниях и эффектах, на свойствах «теплых и холодных цветов». Главное, чтобы учащиеся поняли, что пастелью можно: А) Выполнять красивые растяжки тона от темного к светлому; Б) Выполнять красивые переходы от одного цвета к другому; В) Смешивать цвета, получать новые оттенки; Г) Сочетать в одной работе приемы рисования точками, штрихами, кругами, линиями, пятном, получая разнообразные фактуры; Д) Сочетать пастель и акварель, получая интересный декоративный эффект; Ж) Исправлять неудавшиеся места, соскабливая цвет ножом. Ребята, какой вывод можно сделать на основе наших опытов? Верно, особенно ярко и красиво загораются на темном и холодном фоне теплые и светлые цвета. 4. ИГРА – ОТДЫХ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА» После выполнения задания, чтобы переключить внимание школьников, дать отдохнуть и настроить на новое задание, выполнение композиции на тему: «Космические фантазии», включаю музыкальную композицию Яна Мишеля Жарре «Кислород» (музыкальную композицию) или «Концерт в Париже» «Tolerahce», если нет таких записей подойдут «Звуки природы» и другие, например, дискотека Авария «Пойдем со мной на небо». Прошу всех закрыть глаза и посидеть молча, глубоко подышать через ноги, руки, сердце, а потом представить себя в космическом корабле летящем сквозь галактики, и вот корабль приближается к светящемуся порталу – это вход в другое измерение, мы вдруг оказываемся в жемчужном свете, наш корабль растворяется, а навстречу к нам из света выходят прекрасные существа от которых веет радостью и любовью. Через 1 – 2 минуты делаю музыку тише, прошу рассказать, кто что увидел, если видений не было, тоже хорошо, мы просто отдохнули под прекрасную музыку французского композитора Яна Мишеля Жарре, его мелодии фантастичны, словно мы услышали звуки далеких планет. 5. БЕСЕДА - «ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ» Смотрели вы когда-нибудь на звездное небо? Какие мысли или вопросы рождались у вас в голове? Не возникало ли у вас желания мгновенно перенестись на одну из далеких звезд на ночном небе? Хотели бы вы посмотреть на ту планету, на которой тоже есть жизнь? А может где – то в непостижимо громадной вселенной, живут такие же люди как мы. Каким должен стать человек, какие новые качества приобрести, чтобы он мог так же быстро и беспрепятственно, как луч света покорить пространства космоса? Давайте пофантазируем и превратимся в такого могущественного путешественника. Обсуждаем коллективно возникшие идеи. 6. ПРОСМОТР КАРТИН ХУДОЖНИКОВ А теперь посмотрим, как представляют себе космос те, кто там был. (Показ) Картины космонавта Алексея Соколова, и те, кто там был лишь в мечтах, во снах, Сергей Калмыков (знаменитый казахстанский художник) и другие. (Комментарии к работам и вопросы к учащимся). Каким космос предстает на картинах: мрачным, добрым, теплым радушным или негостеприимным холодным? Как художник создает определенное настроение в картине? (показ картин в теплой и холодной цветовой гамме). Какие выразительные средства композиции используют художники? (Перспектива, центр композиции) В чем отличие работ А. Соколова от работ С. Калмыкова? (Реалистичность, фантастичность) А вот так выглядит космос на фотографиях ученых. (Показ) Мы видим, что Космос – это не просто черная бездна, космос сверкает и светится всеми цветами радуги. Космос своей непостижимостью будоражит писателей - фантастов, ученые пытаются смоделировать среду обитания и внешний вид существ, на основе научных данных, они предполагают, что, например, на отдаленной звезде спутнике Кассиопеи есть жизнь. Как бы она могла выглядеть, исходя из условий жизни на планете? Чтение детьми по очереди отрывка из книги: «Монстры, приведения, НЛО», М; Росмэн 1988, с. 68 ПРИМЕЧАНИЕ: Показ иллюстраций во время чтения можно делать в виде презентации, или картинок на доске, так как некоторые дети неизбежно начинают повторять, то, что увидели на картинах, делаем это недолго. Цель занятия все-таки разбудить их собственное воображение. ВСТРЕЧИ ТРЕТЬЕГО ТИПА Крохотное существо, смахивающее на гоблина было одним из пяти непрошеных гостей, посетивших в 1955 году одну из ферм в Кентукки, США (по крайней мере, так утверждают сами фермеры). Когда в это существо выстрелили из ружья, послышался какой-то металлический звук, однако пришелец, по-видимому, не пострадал. Несколькими минутами позже он заглянул в одно из окон дома, где спрятались фермеры, и когда один из них осмелился выйти наружу, «серебристого цвета рука пытливо дотронулась до его волос». Это существо получило прозвище «Келли-Хопкинсвильский гоблин. Поблизости от Зафры, юго-запад Испании, в 1918 году видели двухметрового пришельца с длинными руками, облаченного в зеленую светящуюся одежду. ЕЩЕ БОЛЕЕ СТРАННЫЕ СОЗДАНИЯ По мнению биологов, формы жизни на других планетах могут очень сильно отличаться от земных. Человек, к примеру, дышит смесью азота и кислорода. Однако обитатели других планет могут дышать совсем иной газовой смесью. Существо, представляет собой нечто вроде ходячего осьминога. Его конечности могут служить как руками, так и ногами; глаза располагаются на длинных стебельках; мозг и желудок находятся внутри тела, а рот под ними. На «руках» нет больших пальцев, они выглядят просто как канаты из мускулов. (Показ иллюстраций) А это существо, похожее на газовый баллон, могло бы жить в атмосфере гигантской планеты, подобной Юпитеру. Оно всасывает водород, а затем резко сжимается, выпуская струю газа через хвостовое отверстие. Таким образом, оно перемещается толчками, используя принцип реактивности. (Показ) Возможно, что насекомоподобные существа на других планетах могли бы достичь куда более высокого уровня интеллектуального развития, чем на Земле. (Показ) Крохотная отдаленная звезда-спутник, Эта Кассиопеи Б , уже высоко над горизонтом, но излучает мало света и совсем не греет. Звезда эта Кассиопеи А поднимается над горизонтом, чтобы согреть ледяные пустыни мира гоблинов; наступает рассвет. «Утренняя звезда» — наше родное Солнце — все еще виднеется в бледнеющем ночном небе. До него отсюда 19 световых лет. Один из космических кораблей гоблинов стартует верхом на мощном энергетическом луче, похожем на лазерный. Все оборудование стартового комплекса скрыто под округлой взлетной платформой. Эта радиолокационная антенна, несмотря на свои странные пропорции, служит тем же целям, что и ее земные аналоги, поэтому их форма очень похожа. В условиях слабой гравитации даже сосульки становятся длинными и тонкими.Летающие существа должны были бы иметь очень большой размах крыльев, чтобы удерживаться в разреженном воздухе. Крылья этих созданий похожи на треугольные крылья птерозавров, населявших Землю в доисторические времена. Местная растительность по иным понятиям выглядит очень странно. Верхушки растений кажутся слишком тяжелыми. Дело в том, что сила тяжести планеты не давит на них с той силой, с какой земное притяжение воздействует на наши растения. Листья имеют дискообразную форму и постоянно поворачиваются следом за слабым солнечным светом. На околопланетной орбите функционирует космическая колония. Миллионы гоблинов живут в Космосе и разрабатывают природные ресурсы лун и астероидов своей звездной системы. Всю необходимую им продукцию они производят на космических заводах, поэтому мир гоблинов остается не загрязненным промышленными отходами и дымом заводских труб. Со слов фермеров из Кентукки трудно понять, была ли на гоблине какая-либо одежда. По всей вероятности, в его ледяном мире без одежды ему трудно было бы обойтись. 7. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ № 2 А теперь нарисуйте, как вы представляете себе космос, жизнь и себя на других планетах, свои космические фантазии. Ребята приступают к работе, тихо звучит музыка, напоминающая звуки далеких планет. В процессе работы напоминаю во время индивидуальной работы или коллективного просмотра о законах композиции: 1. В идеальную композицию ничего нельзя добавить, ничего нельзя из нее убрать, чтобы не нарушить целостности, гармонии композиции. 2. Предметы первого плана выглядят больше по величине, чем предметы второго – третьего плана. 3. Удаленные от нас предметы, кажутся не такими яркими и четкими, как те, что находятся вблизи. 4. Центр композиции – это смысловой и сюжетный центр, это главное пятно в картине, которое заявляет о себе сразу, быстрее и громче всех. 5. Центр композиции можно выделить несколькими способами: А) Тоном, тёмное на светлом, светлое на темном. Б) Размером, большой предмет среди маленьких воспринимается быстрее. В) Цветом, ярким цветом на неярком фоне (затемненном или разбеленном), горячим цветом на холодном фоне и наоборот, использованием контрастных цветов. Г) Линией, более толстый жирный контур воспринимается как более близкий к нам, чем тонкие линии. 6. Центр композиции, всегда лучше и полнее разрабатывается в деталях. 7. Цвет создает определенное настроение: грусть, радость, одиночество, страдание, любовь, счастье. Художник сознательно ограничивает цветовую палитру, например, работает только в теплой или холодной гамме. Ребята рисуют, помогаю справиться с возникшими трудностями. 8.ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ За 5 -7 минут до окончания занятия выкладываем рисунки на пол. Назначаем экспертов, выбираем самую красивую, интересную, выразительную работу, аргументируем, доказывая свой выбор. Остальные работы распределяем по номинациям: 1.Самый интересный сюжет; 2.Самое красивое цветовое решение; 3.Яркий необычный образ; 4.Самая содержательная работа; 5.Самые сложные технические объекты; 6.Необычное композиционное решение; 7.Самое удачное применение материалов. Рефлексия: Ребята, вы хорошо потрудились, давайте похлопаем в ладоши, а теперь повернемся к своему соседу и скажем друг другу, ты молодец, ты хорошо сегодня потрудился. Выберите символ вашего настроения в данную минуту.( на столе лежат картинки солнце, облако, молния). Кто выбрал , может ли поделиться с нами своими чувствами. После занятия, работы, если есть возможность, вывешиваются, так как ребята еще долго будут их обсуждать и неосознанно учиться друг у друга. Но главная цель возбудить самодеятельность ученика, хорошо, если ученики принесут из дома, самостоятельно выполненные работы. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.«Энциклопедический словарь юного астронома» - М., «Педагогика» - 1980 г.; стр. 34, 49, 143, 154, 120, 88, 95. 2.«Монстры, приведения, НЛО» – М., Росмэн» - 1999 г., стр. 90-91. Результаты работы: | |
Просмотров: 941 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|