Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Кобызовые кюи
2018-12-14, 7:38 AM
Кобызовые кюи – это древнейший пласт казахской инструментальной музыки. Он связан с деятельностью баксы и жырау. Соответственно кобызовые кюи в казахской культуре представлены двумя стилевыми течениями – шаманские и эпические кюи. Слово «кюй» это инструментальный жанр, а кюйши исполнитель на инструменте. Жырау у казахов – исполнитель эпических произведений, баксы-шаман.
Упадок шаманской веры, начавшийся еще в первой половине XIX века способствовал постепенному исчезновению баксы, но все же они с неизменным кобызом в руках сохранились вплоть до ХХ века.
Казахское абыз – самый старший в роду, абыз – называли в древности и шаманов. От абыз – происходит казахское кобыз , слово, варианты которого обозначают различные музыкальные инструменты, широко распространенные у многих народов мира. У казахов в названиях инструментов шан-кобыз, темир-кобыз, кыл-кобыз, кагаз-кобыз, слово кобыз выступает в значении музыкальный инструмент. В пользу этого говорит то. Что употребляемое самостоятельно, без дополняющих слов кобыз обозначает струнный смычковый инструмент, испокон веков бывший принадлежностью именно баксы-абыз. Само слово баксы восходит к выражениям ауруды багу - лечить болезнь, багыштау –пасущий , лечащий. Е.Турсунов считает, что это исконно туркское слово означающее смотреть , высматривать , заключающееся в высматривании украденной души больного в предвидении будущего. В легенде о Коркыте – отце всех кобызистов в символической форме отражен древний взгляд на магическое значение в жизни: пока Коркыт играет на кобызе, смерть не смеет к нему подойти, но лишь он заснул и перестал играть . как смерть в облике змеи ужалила его. Музыка , порожденная жизнью – защита от вездесущей смерти. Естественно, что именно такое понимание музыки, уравнение ее с наивысшими стихиями – жизнью и смертью – послужила причиной запрета на использование кобыза в быту для увеселения. Право игры на нем принадлежало лишь шаманам – баксы, имя его не произносили, а называли иносказательно « старший, главный инструмент» - «кобыз». Запрет преследовал цели оградить кобыз от каждодневности, будничности, которые могли принизить его высокое значение в жизни людей.
В юртах шаманов во время исполнения культовых обрядов кобыз был посредником между людьми и незримым, но могущественным миром духов. Окружающих людей и активно влияющих на их жизнь. Его слабый голос вопрошал от имени живых, его голосом отвечали духи.
Записей музыки баксы произведено очень мало. Наличие их позволяет заглянуть в древнейший слой казахской музыки. Следы столь явственной связи между шаманизмом и более поздними явлениями духовной культуры казахов, запечатленные в современной лексике тюрко-язычных народов заставляют отнестись к ним с особым вниманием.
Мелодии шаманских камланий, и вокальные и кобызовые, называются – сарын. У каждого кобызиста были свои личные сарыны, на которые распространялись своеобразное право собственности. Стремление уберечь сарыны от распространение других лиц было непосредственно связано с верой в их магические свойства. В имеющихся записях личных сарынов, можно уловить явственные черты единого стиля отличающего их от прочих жанров песенной и инструментальной музыки казахов. Они выделяются устойчивым присутствием тритона в мелодии, особым построение целого путем многократного, точного и варьированного повтора на одной высоте мелких звеньев – мотивов. Точный повтор – закономерность, а варьирование носит характер случайных отклонений от ведущих тендеций.
К сожалению почти все опубликованные сарыны баксы фрагментарны. По этим записям невозможно судить о том, как осуществлялся баксы выход за пределы повторности одного мотива, иными словами каким образом совершалось торможение замыкания точности повтора, по существу тяготеющей к бесконечности.
Подобно сарынам темы кобызовых кюев также строятся путем многократного повтора мелкиз ячеек на одной высоте, остановка движения осуществляется введением нового мотива.
Такой тип построения темы ни в каких других жанрах казахской музыки, кроме шаманских сарынов и кобызовых кюев не встречался. Сарыны шаманских камланий донесли до нашего времени древнейший слой музыки, стиль кобызовых кюев зародился именно в ее недрах. Выжить кобызц, пройти сквозь века истории, дойти до нашего времени и рассказать о своей эпохе возможно лишь аккумулировав в своей музыке огромный заряд духовной энергии народа, важные свойства его мироощущения. Условия кочевого быта, в которых пролег путь казахских песен, вынуждали их брать с собой в будущее лишь жизненно необходимое их своих материальных и духовных богатств. Шаманство навсегда оставило на кобызовой музыке отпечаток строгости, простоты и истинного величия, свойственный культурам рожденный народами на ранних этапах цивилизации. Музыка кобыза вобрала все то серьезное , что отличает отношения людей со смертью и жизнью, с прошлым и будущим. Эта серьезность не покидает музыку для кобыза и тогда, когда их рук шамана она попадает в руки жырау – сказателя древних легенд. И самостоятельные пьесы для кобыза исполняющиеся вне шаманских обрядах не изменяют тому серьезному эмоциональному строю, который был порожден долгим культовым применением инструмента. Неполные два десятка сохранившиеся до нашего времени - это крохотный осколок того громадного музыкального зеркала, в котором отражался мир кочевников. Интонации этой музыки, сложившиеся века назад, состарились; заряд активной направленной к слушательскому восприятию, энергии стал менее интенсивен, требуется долгое вслушивание и внимательное изучение этой музыки, чтобы за патиной времени услышать истинные образцы этого искусства.
Эмоциональный облик музыки для кобыза складывается под активным воздействием специфического тембра инструмента. Он обусловлен флажолетно-ногтевым способом и звукоизвлечения одним из древнейших способов игры на смычковых. Пальцы левой руки прижимаются ногтями к высокоподнятым над грифом струнам. Ногтевое касание обеспечивает легкость получения флажолетов и наличие всхлипывающих флажолетных обертонов, которые сообщают звучанию кобыза сходство с трепетными интонациями человеческого голоса. Мы слышим в кобызовых кюях и пение птиц , и песню всадника. Шум битвы и призывный клич воинов, вой волков и хлопание крыльев лебедя.
В кобызовых кюях представляет перед нами мир величественных образов древнего кочевника. Стремление к монументальности спутник эпического мышления. Авторы кюев стремятся к монументальности любой ценой, даже ценой однообразия и прямолинейности. Их усилия сохранили в звуковой материи дошедших до нас кюев пафос самоутверждения человека. Человека столь мало преуспевшего в технической оснащенности своего искусства, но сумевшего в органично музыкальном высказывании воплотить целостное мироощущение.

Литература:
1. Коган М., Морфология искусства
2. Сарыбаев Б., Из страниц прошлого (новые материалы о кобызе)
3. Токарев, Религия в истории народов мира.
4. Тихов, О музыке туркестанских киргизов .
5. Аманов Б., Мухамбетова А., Казахская традиционная музыка

Г.Караганда.
КГУ «Специализированная музыкальная школа-интернат», преподаватель Тулеубаева М.Ш.
Категория: Искусство | Добавил: vflbyf1986
Просмотров: 1353 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-26, 12:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru