Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
2011-06-28, 2:53 PM | |
«…как бы ни был низок нравственный уровень современного общества, школа должна быть проникнута идеею, что только она и может поднять этот уровень…» В. Я. Стоюнин Человечеством уже давно выстрадана прописная истина: культура – не технический прогресс, не танки, не самолёты и не сверхдальние ракеты, хотя и это значимо, а уровень развития нравственности, морали, ценностей зародившихся и развивающихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизаций. А проблема сохранения ценностей, нравственности является вечной. Задумайтесь, из каких источников современная молодёжь узнаёт о чувствах – в первую очередь не из литературы, не от более мудрого старшего поколения, а из телевизионных программ, журналов, предоставляющих им явно агрессивную и утрированную информацию, поэтому в нашем обществе нищает культура чувств, культура отношений, этнокультура. Это само собой порождает другие проблемы. Такие проблемы, как обострение целого ряда политических, экономических, национальных, духовно-нравственных отношений. Получается, что человек создал вокруг себя круг, из которого трудно выбраться. А если человек теряет нравственную основу, то пустота в его душе заполняется выдуманными ценностями: алкоголем, наркотиками. И эта беда в первую очередь беспокоит современную школу, потому что школа – место, где происходит становление личности. Именно здесь закладывается фундамент развития человека. И, конечно, школа в ответе за то, кого она выпускает в мир, каким будет завтрашний день общества. И, как и во все времена перед школой стоит сложная задача – воспитание поликультурной, всесторонне развитой, творческой, значимой личности, у которой сформированы ценностные ориентиры, умеющей найти свое место в постоянно изменяющейся и очень сложной действительности. Найти ту самую нравственную основу воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в мудрых заповедях народной педагогики, в народных истоках. Ведь на протяжении столетий именно народные заповеди были понятны и близки каждому человеку. Опыт показывает, что прежде чем человек начнёт сопоставлять себя с мировой, общечеловеческой культурой и узнает её «язык», необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой. Решая задачу воспитания поликультурной творческой личности, родители и учителя не должны забывать о бережном отношении к Родине, к её истории, культуре. О передаче социального опыта, норм поведения, традиционного образа жизни, внедрении накопленных народом приёмов и методов воспитания, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. В связи с этим на своих уроках технологии я, не навязывая, стараюсь показать всё многообразие культур, органически связанных в единое целое. Например, это проведение уроков на такие темы, как: « Национальные традиции и обряды, связанные со сбором урожая», «История происхождения национальной посуды и утвари», «Приготовление традиционных национальных мучных изделий», «Национальные блюда из творога», «Традиции и обряды, связанные с подачей национальных мясных блюд», «Праздники. Национальные обычаи приёма гостей. Наурыз, Масленица», «Традиционные блюда народов Казахстана», «Этикет трапезы старинный и современный», «История происхождения одежды», «История костюма», «Показы моды в Париже и Казахстане», «Изготовление казахской национальной одежды», «Изготовление русской национальной одежды», «Виды головных уборов народов разных национальностей», «Войлочная книга», «История происхождения орнамента». Этот список можно продолжить дальше, всё зависит от творчества и возможностей учителя. Но главное, очень приятно наблюдать, когда учащиеся с удовольствием познают всё это, участвуют в подборе информации к той или иной теме, призывают на помощь своих родителей, бабушек и дедушек. Очень интересно проходят уроки, в которых принимают участие мамы, бабушки и просто народные умельцы. Такие уроки всегда проходят с творческим азартом, с большим интересом, причём как со стороны детей, так и со стороны гостей. Предмет технология – особая образовательная область, в которой урок не является единственной сферой проявления познавательной и творческой активности, приобщения учащихся к народному творчеству. Особое место, конечно, здесь занимает урок, хотя я бы поставила знак равенства между всеми сферами моей деятельности, так как если на уроке ребёнок не может раскрыть свою душу, тогда я буду ждать проявления его интересов в сфере исследовательской, или во внеурочной деятельности. Это и поисковая работа (например, «Возрождение забытых рецептов», «История происхождения одежды» или «Как развивался один из видов декоративно-прикладного творчества»), и экскурсии в музеи, посещения памятников культуры, и кружковая работа, и многочисленные внеурочные мероприятия. Но самыми любимыми у детей, конечно, являются мероприятия посвящённые праздникам Наурыз и Масленица. Народная мудрость – неиссякаемый источник знания, достойный подражания. Воспитание любви к народному творчеству, искусству, национальной культуре – дело необыкновенно сложное и важное. Поэтому подобные уроки технологии, экскурсии, встречи с народными умельцами, внеклассная деятельность позволяют в полной мере решить поставленную задачу. | |
Просмотров: 2511 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|