Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках хора
2012-10-06, 5:08 PM
«Формирование вокально - хоровых навыков у младших школьников на уроках хора»
Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
• сидеть (стоять) ровно;
• не сутулиться;
• корпус и шею не напрягать;
• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.
Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.
Обучение вокально–хоровым навыкам детей младшего школьного возраста имеет ряд особенностей.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:
1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у]) найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя.
2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона (естественных движений голосообразующей системы) перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.
3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.
Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.
Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть чётким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения.
Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», менее ярко как «е», но ни в коем случае не как «и».
Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Кроме того, некоторые согласные (их сочетание) имеют свои особенности произношения в пении, например: согласные [ж], [ш] перед мягкими согласными произносятся твёрдо, частицы «ся» и «сь» (возвратные) на конце слова произносятся твёрдо, как [са] и [с], сочетания «чн», «чт» произносятся как [шн], [шт] и т.д.
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего воспитывается у детей, и поэтому обучение пению детей – процесс не нелёгкий. Навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной индивидуальной работе с ребёнком по пению (с ребёнком музыкально одарённым в этом виде музыкальной деятельности) можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:
1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.
2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»).
3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик»).
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.
Очень часто от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Чтобы избежать этого, нужно выработать мышечную свободу и плавность варьирования «подчинения дыхания» с использованием мягкой атаки звука открытой гортани без утрирования звука. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом. Это гимнастика и физкультура, где сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Формирование правильных дыхательных движений ребёнка в свою очередь способствует развитию важного навыка в пении кантилены.
Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьёзны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка.
Для достижения чистоты интонации необходимо:
• выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
• давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей:
• систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
• петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;
• вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
• фальшиво поющим детям уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, слышали чисто поющих детей сзади;
• транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.
Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) и обязательно в удобной зоне детского голоса, желательно начинать петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.
Основные усилия педагога должны быть направлены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.
Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывают объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.
Все перечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.
Категория: Искусство | Добавил: Ylia
Просмотров: 2132 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-12-28, 12:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко Информатика флипчарт животные новый год творчество логика геометрия глагол задачи Казахские пословицы Физика Зима язык Алгебра класс здоровый образ жизни педагогика стихи МАТЕМАТИКА Урок праздник музыка доклад программа литература география природа семья воспитание осень игра загадки Начальная школа Тест трудовое обучение технология Сказка ЗДОРОВЬЕ вода путешествие Оксана 8 марта искусство Английский язык театр психология учитель мир 3 класс Биология Классный час ЕНТ выпускной Школа 1 класс русский язык ЕГЭ Тесты ХИМИЯ начальные классы дети экология астана дошкольники любовь день учителя казахский язык самопознание английский родители добро Конспект спорт патриотизм дружба концерт история обучение чтение немецкий язык краеведение библиотека тренинг хореография разработка Физическая культура English Великая Отечественная Война Игры КВН логопедия Интеграция песня Детский сад День Победы воздух Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru