Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Ковалёва Н.М., учитель музыки ССШ № 25 г. Актобе
[ Скачать с сервера (47.0 Kb) ] 2013-01-22, 1:21 PM
Тема урока: «Календарные обрядовые песни и музыка композиторов».
Цель: объяснить учащимся, что каждая календарная обрядовая песня исполнялась в определённое время года, была связана с определённым земледельческим действием, обрядом и поэтому отличалась музыкальным своеобразием.
Оборудование:
Магнитофон, фонозапись, репродукция картин, иллюстрации, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, нотная запись.

Урок начинается со сцены «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
Учитель: Благодаря музыке мы побываем на Руси в далёком прошлом, когда наши предки-славяне-были язычниками и поклонялись природе-солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери-земле. Но всё же главным божеством славян было Ярило - Солнце. Солнцу поклонялись все от мало до велика, ведь оно даёт тепло и свет всему живому на земле ( на доске появляется иллюстрация большого яркого солнца).
Славяне считали, что природа населена добрыми и злыми духами. Духов умилостивить, чтобы они не мешали человеку в труде. Все верования славян сопровождались закличками и заговорами, пением, плясками, хороводами.
Песня, которую вы сегодня услышали, тоже была частью народного праздника. Но какого? Когда он отмечается?
Дети: Этот праздник называется Проводами масленицы и отмечается в конце зимы для того, чтобы ускорить приход весны.
У.: Русские люди всегда очень любили масленицу , ждали: неделю гуляли , затем надевали соломенное чучело и встречали Масленицу (иллюстрация). С песнями возили чучело по деревенским улицам, а к вечеру сжигали. Так надеялись ускорить приход весны. А название этот праздник получил в честь древнего обрядового блюда - масленого блина.
Так весной начинался год. В эти дни дети стайками бегали по селу с жаворонками, испечёнными из теста. При этом ребята пели звонкие песни - веснянки. Ребята, как вы думаете, какая из этих песен веснянка? (Исполнение учителем с помощью нотной записи нескольких календарных песен).
Д.: «Жаворонушки, прилетите-ка» и есть веснянка.
У.: Что же особенного в этой песни? Как движется мелодия? (повторное исполнение мелодии учителем сольфеджио).
Д.: Мелодия движется по одним и тем же ступеням, сверху вниз, и так несколько раз. Мелодия близка к «зовущим» интонациям речи.
Исполнение попевки детьми с помощью нотной записи со словами. Задача: споём эту попевку, передавая протяжные «зовы»; для этого перенесём ударение с сильной доли на слабую.
У.: Весной люди приветствовали пробуждение природы и просили её быть доброй к ним. Летом и осенью они славили природу, которая дала им богатый урожай. Именно эту сцену показал П. И. Чайковский в опере «Евгений Онегина. С песней «Болят мои скоры ноженьки со походушки» на сцене появляются крестьяне. По случаю окончания жатвы они приносят разукрашенный сноп. Послушаем сцену из оперы. Что особенного в песне, которую поют крестьяне?
Слушание хора из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Д.: Крестьяне будто приближаются издалека, потому что их песня звучит сначала тихо, а затем всё громче и громче. Мелодия напевная, неторопливая - люди очень устали после сбора урожая. Сначала запевает один голос, а затем его подхватывает весь хор.
У.: Все эти особенности приближают песню к русским народным. Вам знакома ещё одна песня из этой оперной сцены. Послушайте её, чем она отличается от песни « Болят мои скоры ноженьки»?
Исполнение учителем песни «Уж как по мосту-мосточку» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Д.: Эта песня весёлая, плясовая. Кажется, что певцы притопывают, приплясывают, исполняя её.
У.: Споём эту песню и мы, приплясывая на месте, выделяя сильную долю каждого такта ударами бубнов.
Исполнение песни детьми с плясовыми движениями и игрой на бубнах.
У.: Мы увидели, что в творчестве русских композиторов есть самые разные обрядовые песни русского народа . И все они связаны с каким-то земледельческим действием, обрядом.
О народных праздниках написаны не только музыкальные ,но и литературные произведения. Об одном из них мы читаем в фантастической повести Н.В.Гоголя: « Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». О каком же празднике идет речь в повести Гоголя? И что значит «колядовать»?
Д.: Это праздник Рождество Христово. А колядовать - значит поздравлять с этим праздником.
У.: Правильно. Колядками называют зимние поздравительные песни. Их пели дети и молодежь в первый день Рождества. Многие считают , что слово «колядка» произошло от слова «календарь»- что значит «первый день».Это пожалуй ,самые любимые из календарных песен. Именно поэтому и в наше время их продолжают сочинять и петь. Хотя современные колядки и звучат по - современному, как, например, эта - в исполнении современной фольклорной группы «Иван Купала».
Слушание колядки «Заинька» в исполнении современной группы «Иван Купала».
В чем же особенность мелодии колядок? Что в них общего с веснянками? Ведь эти песни самые древние из всех календарных песен? Что в этих песнях главное-музыка или слова?
Д.: Очень простая и запоминающаяся мелодия , повторяющиеся мотивы. В этих песнях главное не музыка , а слова.
У.: Правильно ребята. Древняя обрядовая музыка очень проста. Тем не менее, передаваясь из уст в уста, она веками изменялась, сохраняя все самое лучшее.
Композитор Мукан Тулебаев включил казахскую народную свадебную песню «Жар-жар» в свою оперу «Биржан и Сара». В третьей сцене оперы показана свадьба - с танцами и песнями, исполняемыми хором. Здесь и звучит «Жар-жар».
Послушай этот фрагмент оперы и сравни с той, которую ты знаешь.
М. Тулебаев. Опера «Биржан и Сара». Третья сцена. Фрагмент.
Мукан Тулебаев (1913-1960 гг.) родился в Восточно-Казахтанской области. На формирование музыкальных способностей Мукана большое влияние оказала мать Тажибала, поэт - импровизатор, певица.
В произведениях композитора широко использована народная музыка.
М. Тулебаев является яркой звездой музыкального искусства. За короткую жизнь он сочинил множество музыкальных произведений.
Краткое содержание оперы.
На Кояндинской ярмарке многолюдно. Народ собирается послушать айтыс Биржана и Сары. Биржан побеждает в этом состязании. Талантливые юноша и девушка любят друг друга. Но Сара обручена с Джиенкулом. Биржан погибает в борьбе за любовь. Перед смертью он вручает свою домбру Саре. Биржан умирает, уверенный в том, что Сара сохранит его песни, будет исполнять их людям.
Благодаря талантливым мастерам прошлого, современный музыкальный язык стал более красочным и интересным.
Исполнение учителем песни Мауленова и Жоманкулова: «Көктем келді Наурызбен!».
Песня о светлом празднике Наурыз (Новый год). Музыка звучит радостно и весело.
Исполняя эту песню, каждый из нас, наверняка, может представить нашу Родину с привольными, бескрайними степями, высокими белоснежными горами, звонкими вьющимися реками и глубокими прозрачными озёрами.
Выучить ритмический рисунок (ритм пунктирный).

Прохлопаем его в ладоши.
Заучивание мелодии с текстом.
У.: Итак, на сегодняшнем уроке прозвучала самая разная музыка - композиторская и народная, современная и написанная много веков назад. Каждая песня отличалась чем-то особенным, но многое в них было общее. Все прозвучавшие песни так или иначе были связаны с временами года и народными обрядами. Поэтому они и получили название « календарно -обрядовые песни». Это ещё один жанр народной песни.
Категория: Искусство | Добавил: ирэн
Просмотров: 1070 | Загрузок: 175 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-12-28, 12:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко Информатика флипчарт животные новый год творчество логика геометрия глагол задачи Казахские пословицы Физика Зима язык Алгебра класс здоровый образ жизни педагогика стихи МАТЕМАТИКА Урок праздник музыка доклад программа литература география природа семья воспитание осень игра загадки Начальная школа Тест трудовое обучение технология Сказка ЗДОРОВЬЕ вода путешествие Оксана 8 марта искусство Английский язык театр психология учитель мир 3 класс Биология Классный час ЕНТ выпускной Школа 1 класс русский язык ЕГЭ Тесты ХИМИЯ начальные классы дети экология астана дошкольники любовь день учителя казахский язык самопознание английский родители добро Конспект спорт патриотизм дружба концерт история обучение чтение немецкий язык краеведение библиотека тренинг хореография разработка Физическая культура English Великая Отечественная Война Игры КВН логопедия Интеграция песня Детский сад День Победы воздух Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru