| Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
| 2013-01-23, 11:48 PM | |
| ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ТВОРЦЫ РУССКОГО РОМАНСА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА» (6 класс, музыкально-исполнительское отделение) Тип урока: интегрированный (предметы – «Музыкальная литература», «Хоровое пение», «Аккомпанемент»). Форма урока: музыкальная гостиная (урок-концерт). ЦЕЛЬ: Приобщение к шедеврам русской музыкальной культуры, освоение жанра «романса», диалог чувств и эмоций между учащимися и педагогами в процессе активной совместной творческой деятельности. ЗАДАЧИ: обучения 1. закрепление и расширение знаний о творчестве композиторов XIX века в жанре «романса»; 2. сформировать навык владения речью; 3. совершенствование ансамбля и строя в произведениях разного склада изложения, с различными средствами музыкального языка; 4. сформировать навыки концертной и исполнительской практики, коллективного музицирования. развития 1. развитие музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости, комплекса исполнительских и слуховых навыков между концертмейстером и вокалистами; 2. овладение вокально-хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения; 3. развитие способности творческого перевоплощения, коммуникативных навыков. воспитания 1. воспитание уважения к русской музыке, устойчивого интереса к совместной творческой деятельности, чувства ответственности, осознание личностной заинтересованности и значимости в творческом процессе; 2. воспитание художественного вкуса, умения чувствовать и переживать прекрасное, обогащение духовного мира; 3. воспитание рефлексированного отношения к своей деятельности. Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, практические. Ресурсное обеспечение: оформление класса портретами композиторов, поэтов и исполнителей; свечи, подсвечники, цветы, костюмы героев; музыкальные инструменты (фортепиано, флейта); магнитофон, музыкальные записи (А. Петров «Романс о романсе», М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»); ноты (Алябьев «Соловей», Гурилев «Сердце-игрушка», Варламов «На заре ты ее не буди», Глинка «Жаворонок» и «Вы не придете вновь…», Даргомыжский «Мне грустно», «Мельник», «Ванька-Танька»). Участники: вокальная группа: Атнюхина Анастасия (ведущая), Максимова Ангелина, Конова Валерия, Тулакпаева Салтанат (Мельничиха), Ким Валентина (соло), Грачева Ирина концертмейстер),Темиров Ануар (соло на флейте, Мельник), Буранкулов Искандер (певец Бантышев, соло), Ким Анастасия (ведущая), (Грачев Алексей (Варламов); педагоги – Крючкова Н. А. (преподаватель «Музыкальной литературы», в роли Анны Петровны Керн, концертмейстер), Бермичева А. В. (преподаватель хора, в роли Екатерины Керн), Плаксунова И. И. (преподаватель фортепиано, концертмейстер). ХОД УРОКА (Звучит фонограмма музыки А. Петрова «Романс о романсе» из к/ф «Жестокий романс») Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы нисколько не боимся С веком двадцать первым временно расстаться, Позвольте, мы в любви вам объяснимся Высоким слогом русского романса. Ведущий 1: Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Ведущий 2: Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. Учитель: Сегодняшняя встреча будет посвящена творчеству русских композиторов первой половины XIX века. Многие с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился этот жанр? Откуда пришёл на русскую землю? Что обозначает это слово? Ведущий 1: Родиной романса является Испания. Именно там в XIII – XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр. Песни, исполняемые на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс». Ведущий 2: В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. Красивые мелодии и проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуки, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека. Ведущий 1: Романсы распространились из Испании по всей Европе и попали в Россию. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанром. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными. А вот имена тех, кто известен на весь мир – Алябьев, Гурилёв, Варламов, Глинка, Даргомыжский. Ведущий 2: Романсы Александра Александровича Алябьева ещё при жизни создали ему громкую славу. Он написал много разных романсов. Среди них – романсы лирико- драматического плана «Зимняя дорога», «Иртыш»; романсы, содержащие элегические, созерцательные образы «Не говори: «Любовь пройдет»; «русские песни» – «Вечерком румяну зорю»; романсы в жанре «восточной песни» – «Кабардинская песня», «Грузинская песня» и другие. И, конечно же, несравненный «Соловей». Учитель: В один из февральских дней 1825 года московский народ наблюдал странную картину: в кованные двери московской городской тюрьмы здоровенные молодцы затаскивали старинное фортепиано с бронзовыми подсвечниками. Крышка то и дел открывалась, показывая желтые зубы клавиш, носильщики кряхтели, а прохожие шутили: не тюрьма, а консерватория! Мало, кто знал, что в самой дальней и сырой камере темницы томился необычный узник, молодой, но уже известный композитор Алябьев. Всё свободное время он проводил за клавиатурой, создавая необычайно светлую музыку. Однажды на новогоднем балу он с первого взгляда влюбился в Екатерину Римскую-Корсакову и почувствовал, что сердце девушки отвечает ему. Тоскуя о ней, вспоминая ее милый голос, композитор написал романс «Соловей». Ведущий 1: Первым этот романс исполнил Петр Булахов. Начало зарубежной славы «Соловья» положила немецкая певица Генриэтта Зонтаг. Его исполняли француженка Полина Виардо и итальянка Аделина Патти. Причем, неизменно по-русски! Ведущий 2: Музыканты-инструменталисты создавали различные аранжировки: Глинка – фортепианные вариации, Лист – фортепианную транскрипцию. Учитель: Тает, сияет луна в облаках. Яблони в белых кудрявых цветах. В холоде голых, прозрачных аллей Песнью своей пленит соловей. В доме, уж темном, в раскрытом окне, Девушка слышит ту песнь при луне. Сладок и нов ей весенний рассказ, Миру рассказанный тысячу раз. (Звучит «Соловей» А. Алябьева в исполнении Темирова Ануара (флейта), концертмейстер Крючкова Н. А.) Ведущий 1: Прочное место в репертуаре вокалистов занимают романсы Александра Львовича Гурилёва. Они являются прекрасными образцами подлинно русского вокального стиля. Ведущий 2: Это «русские песни» – «Матушка-голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая»; элегии – «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка»; лирический монолог «И скучно, и грустно»; романсы лирико- драматического плана – «Разлука», «Сердце-игрушка». Учитель: Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не в силах утомить: Душа безумная томится и желает И петь, и плакать, и любить! (Звучит романс «Сердце-игрушка» в исполнении Бермичевой А. В., концертмейстер Плаксунова И. И.) Ведущий 1: У Александра Егоровича Варламова вокальная лирика – основная сфера творчества. В ней выразились лучшие черты дарования композитора: народность его музыки, ясность и простота стиля и подкупающая правда чувств. Ведущий 2: Ему принадлежит около 200 романсов. Нам хорошо известны «Красный сарафан», «Ах ты, время, времечко», «Вдоль по улице метелица метёт», «Я вас любил», «Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Что мне жить и тужить» и другие. Учитель: Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель композитора солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал его написать для него романс. (Появляются Варламов и Бантышев) Варламов: Какой тебе? Бантышев: Какой сам пожелаешь, Александр Егорович. Варламов: Хорошо. Приходи через неделю. Учитель: Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень долго собирался приняться за работу. Через неделю Бантышев приходит – романса нет. Варламов: Некогда было. Завтра приходи. Учитель: Назавтра – то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор ещё спал. Варламов: Какой ты право! Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же напишу, и напишу! Бантышев: Завтра? Варламов: Завтра, завтра! Учитель: Утром певец, как всегда, является, Варламов спит. «Это вам, господин Бантышев», – говорит слуга и передает раннему гостю романс, которому было суждено прославиться на всю Россию. Назывался он «На заре ты ее не буди»! ( Исполняется романс «На заре ты ее не буди» (вокальная группа), концертмейстер Крючкова Н. А.) Учитель: «Каждое его произведение из числа вокальных есть страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей», – писал В. В. Стасов о романсах Михаила Ивановича Глинки. Ведущий 1: В его романсах отразились не только любовь, страсть, ревность, восторг, раздумье о жизни. Он рисует портреты различных лиц, сцены жизни, пейзажи, картины далеких времен и стран, рождённые воображением или навеянные поэзией. Глинка охватывает все виды современного ему романса. Ведущий 2: Это «русские песни» – «Ах ты, ночь ли, ноченька», «Ах ты, душечка, красна девица»; элегии – «Не искушай», «Сомнение»; серенада «Я здесь, Инезилья»; баллада «Ночной смотр»; испанское болеро «В крови горит огонь желанья»; итальянская баркарола «Не пой, красавица, при мне»; яркие картины природы «Венецианская ночь» и «Ночной зефир». Учитель: Полон восхищения прелестью родной природы романс «Жаворонок». По своей музыке он напоминает напев русской песни. А в партии фортепиано слышатся трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле. (Исполнение романса М. Глинки «Жаворонок» – Буранкулов Искандер и Ким Валя, концертмейстер Грачева Ира) Ведущий 1: Многие романсы Глинка написал на стихи Александра Сергеевича Пушкина. В них сливаются воедино гений поэта и композитора. (Звучит фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье». Музыка приглушается) Анна Петровна Керн: Конечно же, вы узнали романс «Я помню чудное мгновенье». Пожалуй это самый известный романс композитора. А знаете ли вы историю его возникновения ? Ведущий 1: Прошу вас, Анна Петровна, расскажите? Анна Петровна Керн: Моё знакомство с Пушкиным состоялось на вечере у наших общих знакомых в 1819 году. Затем я увидела его снова лишь через 6 лет. Мы были так смущены нашей встречей, что не сразу смогли даже просто разговаривать. Через несколько дней, когда я уезжала, он пришел утром попрощаться и преподнес мне только что вышедший экземпляр второй главы «Евгения Онегина». Между страницами я нашла сложенный лист со стихотвореньем «Я помню чудное мгновенье». Ведущий 2: Какая романтическая история! Анна Петровна Керн: А в 1839 году мою дочь Екатерину познакомили с Глинкой. Судьбе было угодно, чтобы он полюбил её. Благодаря этому чувству появился этот замечательный романс. Екатерина Керн: Он написал много удивительных романсов. Такой мягкости и плавности, такой души в звуках… я не у кого не встречала! У Глинки клавиши пели… и издаваемые им звуки непрерывно лились один за другим… В них слышались и нежность, и игривая весёлость, и задумчивость. Мы слушали её, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи… (Исполнение романса-дуэта «Вы не придёте вновь…» – Бермичева А. В. и Крючкова Н. А., концертмейстер Плаксунова И. И.) Ведущий 1: Камерная вокальная музыка – одна из главных областей в творчестве Александра Сергеевича Даргомыжского. В ней раньше всего сформировались индивидуальность композитора, развилось и окрепло его мастерство, получили своё первое осуществление новаторские замыслы. Ведущий 2: Для воплощения текста композитор стал использовать прием точного следования за словом, смыслом каждой фразы, чтобы донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев. В таких романсах всегда чувствуется театральность. Учитель: В качестве примера мы предлагаем вам послушать и посмотреть комедийную народно-бытовую сценку «Мельник». (В исполнении Темирова Ануара и Тулакпаевой Салтанат звучит романс «Мельник», концертмейстер Крючкова Н. А.) Ведущий 1: Даргомыжский написал около 100 романсов и песен. Среди них лирические романсы – «Юноша и дева», «Я вас любил»; пасторальная песня «16 лет»; «русские песни» – «Душечка-девица», «Лихорадушка», драматическая песня «Старый капрал»; испанская песня «Ночной зефир»; вокальный монолог «Мне грустно». Учитель: И плывут и растут эти чудные звуки, Захватила меня их волна… Поднялась, подняла и неведомой муки, И блаженства полна. (Исполнение романса «Мне грустно» – Бермичева А. В., концертмейстер Крючкова Н. А.) Учитель: Среди вокальных произведений Даргомыжского есть аранжированная на два голоса шуточная песня «Ванька-Танька». Если вам она известна, предлагаем исполнить ее вместе с нами. (Исполнение песни «Ванька-Танька», концертмейстер Грачева Ира) Учитель: В заключении хочется сказать словами замечательного педагога Сухомлинского: «Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, – увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоём сердце тогда тоже расцветёт красота». Ведущий 1: Романс затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. Конечно, сегодня мы рассказали не обо всех прекрасных романсах и их авторах. Ведущий 2: Да, это и невозможно. А потому мы говорим вам: «Спасибо за то, что вы были сегодня с нами. До новых встреч!» (Звучит фонограмма музыки А. Петрова «Романс о романсе» из к/ф «Жестокий романс») ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Смирнова Э. С., «Русская музыкальная литература» для ДМШ (VI – VII класс). 2. Овчинников М. А., «Творцы русского романса», Москва «Музыка», 1988 г. 3. Аверьянова О. И., «Русская музыка до середины XIX века», Москва «РОСМЭН», 2003 г. 4. Давыдова М., Агапова И., «Музыкальные вечера в школе», Москва, «АЙРИС – ПРЕСС» , 2001 г. 5. Сборник стихов «Русская лирика XIX века», Москва «Художественная литература», 1986 г. 6. «Романсы русских композиторов», Москва «Музыка», 1987 г. 7. «Песни, романсы, дуэты», вып.2, Москва «Музыка»,1990 г. 8. «Песни, романсы, дуэты», вып.3, Москва «Музыка»,1991 г. 9. А. Даргомыжский «Избранные романсы и песни», Москва «Музыка», 1976 г. | |
| Просмотров: 2404 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
|---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
|---|
Поиск |
|---|
Друзья сайта |
|---|
Теги |
|---|
Статистика |
|---|