Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
[ Скачать с сервера (70.0 Kb) ] | 2013-02-23, 9:29 PM |
Министерство образования и науки Республики Казахстан Детская музыкальная школа № 1 Методический доклад: «Обновление программного обеспечения дополнительного образования: новые программы, пособия и средства обучения» Подготовила: Нашарова М.С. Преподаватель спец. Ф-но Шахтинск 2012 Музыкальное образование в Казахстане имеет богатые, глубокие традиции, но на сегодняшний день нуждается в выработке концепции современного развития на основе синтеза сложившейся национальной образовательной системы и признанного опыта мировых музыкальных учреждений. В настоящее время в области начального музыкального обучения существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта. Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению педагогов-новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении. В педагогике музыкального образования попытка обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята JI. Баренбоймом в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой (1979). В 70 - 90-е годы идеи этих авторов получили плодотворное развитие в трудах представителей петербургской фортепианной педагогики: JI. Борухзон, Ф. Брянской, J1. Волчек, JI. Гусейновой, J1. Гаккеля, С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной и др. Также следует отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические концепции Т. Аникиной, А. Артоболевской, М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и опытно-экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения; построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф. Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной и «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» JI. Борухзон, JI. Волчек, JI. Гусейновой, «Я учусь играть» О. Сотниковой, «Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневи-ча. Уникальными в смысле представления инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно считать методику дошкольного музыкального развития детей - Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова. Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на фортепиано и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи педагога. Развивая эмоциональный мир ребенка, а через игру – и его артистические способности, мы без особых усилий изучаем нотную грамоту, занимаемся постановкой рук и приобретением пианистических навыков. Маленький пианист легко включается в любую игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы. Мы рассказываем сказки и сочиняем истории, слушаем музыку и рисуем её. Важно, чтобы развивалось образно-музыкальное мышление, эмоциональная сфера. Без этого человек не может состояться, как творческая личность. Очень важно, особенно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий, эмоциональную включенность в живой процесс созидания. Все это можно назвать развитием мотивации, как сейчас принято говорить. В основе учебного пособия ALLEGRO. Интенсивный курс по фортепиано. Москва 2003г. Смирновой Т.И. лежит принцип одновременного развития всех навыков и знаний, необходимых для игры на фортепиано. Автор излагает новые подходы к обучению техники чтения нотного текста с листа, развитию гармонического слуха, чувства ритма. Пособие ALLEGRO состоит: 1. Методическая часть. 2. Нотное приложение – двадцать музыкальных сборников и аудиокассеты. Интересно в данной методике предлагается графическое восприятие нотной записи. Упражнение «Бусы». Записываются ноты от «до» вверх подряд. Ребёнок играет, смотря на запись (названия при этом не произносятся). Аналогично записываются и играются ноты вниз от «до». Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Закрепите понятия «движение вверх», «движение вниз», «повторяющаяся нота». Момент важный, так как ноты записываются в вертикальном направлении, а играются на клавиатуре горизонтально. Следует объяснить ребёнку, что когда записываются все ноты подряд, то одна нотка «сидит» на линеечке, а другая находится между линеек. Если нота не сходит с одной и той же линеечки, значит, это одна и та же клавиша, один и тот же повторяющийся звук. Упражнение 2. «Двойные бусы» (интервалы) и «бусы» из трёх нот – это аккорды. Для наиболее удобного использования нотный материал разделен на тетради (некоторые из них дополнены аудио компакт-дисками). Нина Александровна Бергер – доцент С-П6 ГК им.Римского-Корсакова приезжала в 2003 г. в город Саратов для проведения семинара на тему: Современная концепция и методика обучения музыке и “Способ обучения практическому музицированию ” запатентованному в России как изобретение. Суть способа состоит в том, чтобы ввести ребенка (или взрослого) в мир музыки путем комплексного освоения музыкальной грамоты через практическое музицирование. Цель – с помощью игры на клавишах научить ученика читать ноты, или, наоборот – с помощью чтения научить ориентироваться в пространстве клавиатуры. Работа по этому методу позволяет начинать музыкальное обучение в очень раннем возрасте. «Младенец музицирует» авторы Н. Бергер, Н. Яцентковская 2004г. Экспериментальное издание. Пособие для детей от ясельного до школьного возраста и их родителей. Интересным в этой методической работе является обобщение и дальнейшее развитие понятия о ритме и звуковысотной записи нот таких авторов как Л. Баренбойм и Т.Смирновой.Музыкальное искусство существует во времени – это шаги, которые измеряют пространство , а представление о ритме складывается из количества действий в единице времени. Можно каждый шаг озвучить хлопком в ладоши, можно сделать , но через шаг. Музыка – искусство эмоционально-двигательное, в данном случае – эмоции положительные. Вместо слов произносятся ритмослоги. Если в доле один слог называем «та», если два – называем «та-ти». Соотношение шаг – слог записывается палочкой ! . Палочка по диагонали «ти» - занимает в доле время перед шагом, перед ударом, т.е является слабой долей. Ритмослогами проговариваются знакомые стихи, а палочками их записывают. Ритмофоника – это проговаривание ритма слоговыми названиями. Интересным предлагается запись высоты звуков без ключей сразу на десяти линейках Пять нот размещены по диагонали слева направо подряд вверх на нотном стане, строго чередуя положения на линейке и в промежутке, чтобы получилась лесенка. Надо нарисовать ключ первой ступени А) I Б) I Если положение первой ступени на линейке, то пятая ступень должна оказаться тоже на линейке. Если положение ноты между линейками, то соответственно, пятая ступень должна находиться между линейками. Этот чертёж – основа для записи нот или матрица. Музыкальный интервал – это расстояние между двумя звуками. Так записываются все простые интервалы. - квинта и т.д Также в этом пособии изображена клавиатура фортепиано, на которой квадратиками показаны клавиши, которые нужно исполнять. Это придает доступность использования данной методической работы. Эти примеры можно давать детям в качестве домашней работы, еще не освоившим музыкальную грамоту. Обучение идет «как бы с рук». Следующая методическая работа, рассматриваемая нами – это «Сначала – Ритм» автор Н. Бергер. Музыкальный материал данного пособия – это бывшая «Хрестоматия по чтению ритма». В нее вошли произведения, отобранные за десятилетия фортепианной педагогики и прочно вошедшие в репертуар музыкального образования. Произведения, предлагаемые для ознакомления, выстроены в дидактическом порядке. Они подобраны с учетом многократно повторяющихся ритмических ситуаций, что дает возможность через действие формировать нужный навык. В нашем случае действие – это исполнение, чтение, письмо. Ритмические ситуации и их порядок освоения следующие: - действие, совпадающее с шагом и занимающее всю отмеренную им долю времени; - то же действие, но только мысленное или не озвученное; - действие, осуществляемое через шаг и занимающее две доли времени или тянущееся два шага; - два равномерных действия, в одной доли времени или приходящиеся на один шаг. Поэлементное обучение пойдет параллельно с обычным поэтапным (от простого - к сложному). В упражнениях обязательными являются различные жесты и движения, выполняемые по нотам (шаги, хлопки, шлепки, щелчки, приседания, покачивания, взмахи, выкрики и т.д. ). Первое упражнение. Его задача – подготовить фактурные формулы аккомпанемента. Пальцами левой руки легким движением ударяем по столу, правая рука ударяет зажатым в ней карандашом. Выполняем по нотам и под музыку. Нижняя нота – партия левой руки, верхняя – партия правой: А) в) и т.д Б) На первых порах кроме упражнений (прежде всего танцевально-физкультурных) учимся следить по клавиру за аккомпанементом, благо в нем ритмический рисунок не отличается разнообразием. Звучать при этом должна вся музыкальная ткань произведения. В аккомпанементе начинаем с нот, последовательность которых - видим в тексте ( вначале проходя по ним карандашиком, потом – чисто зрительно); - исполняем на детских инструментах, прежде всего на ударных; - читаем на слог «та»; - записываем палочками ( ); К этому добавляем сочинение ритмо-тембрового аккомпанемента для каких-либо мелодий и записываем его как нотами, так и разными знаками по количеству инструментов: А) Б) В) В сочинениях для яркости даем цветную маркировку элементов. Получается нарядно, празднично. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом школьного образования. Музыкально-компьютерные программы — одна из самых развитых областей информатики [5]. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями (6, 7). Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла. Включение компьютеров в программу школы способствует лучшему освоению материала, позволяет обучающимся выявлять и развивать свои творческие способности. С помощью компьютера ученики могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. С помощью Интернета участвуют в международных конкурсах. Ученики нашей школы ансамбль «Жас Нур» и Афонина Вика участвовали в международном конкурсе в Сербии. Таким образом, образовательный процесс в организации дополнительного образования – это всегда индивидуальный путь или, точнее, маршрут развития обучаемого. Речь идет не столько о приобретении специальных навыков и умений, сколько о педагогических тактиках, как помощи в самореализации личности, содействии и взаимодействии в развитии способностей учащегося. Освоение этой деятельности не может произойти автоматически, стихийно, «само по себе» и вне ощущения радости и уверенности в своих силах, положительно- эмоционального настроя. Одна из важнейших педагогических задач в сфере дополнительного образования – создание атмосферы свободы творчества, самовыражения. Таким образом, создается ощущение стабильности, повышается интерес к созиданию, обеспечивается духовное здоровье, развивается креативность мышления, формируется устойчивая потребность в дальнейшем получении знаний. Все это убеждает, что будущее именно за такими формами дополнительного музыкально-художественного образования. Они помогают решить проблему формирования нравственной культуры населения, обеспечить выполнение стратегической задачи государства – осуществление программы «Образование длиною в жизнь». Список литературы: 1. Л. Баренбойм «Путь к музыке». 2. Н. Бергер , Н.Яцентковская, Р.Алиева «Младенец музицирует». 3. Н.Бергер «Сначала – Ритм». 4. Т. Юдовина - Гальперина «За роялем без слез». 5. Т. Смирнова «Интенсивный курс по фортепиано Allegro». 6. Журнал «Дополнительное образование». Июнь 2012 г. | |
Просмотров: 1970 | Загрузок: 405 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|