| Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
| 2013-03-28, 5:41 PM | |
| Открытый урок по музыкальной литературе "песенное творчество Абая Кунанбаева" КГКП "Жезкентская детская музыкальная школа" Учитель музыкальной литературы Бровкина Наталья Викторовна Цель урока : Познакомиться с песенным творчеством Абая Задачи: 1. Познакомиться с песнями Абая разных жанров, определить отличительные черты его творчества. 2. Содействовать развитию интереса к национальному музыкальному богатству. 3. Способствовать расширению музыкального кругозора и слушательского багажа у детей. Оборудование: 1. Портрет Абая 2. Записи песен « Айттым сәлем,Қаламқас», « Горные вершины» Рубинштейна , « Сегіз аяқ», «Письмо Татьяны» Ход урока: 1.Оргмомент: приветствие. -Мы продолжаем знакомиться с народно- профессиональным песенным искусством. Сегодня мы узнаем о замечательном песенном наследии Абая Кунанбаева. Но сначала вспомним прошлую тему. 2.Повторение - Кто такие народно - профессиональные певцы? Чем они отличаются от певцов - любителей? - Какие региональные певческие школы вы знаете? К какой певческой школе относились певцы из Восточного Казахстана? - Назовите имена самых популярных народно – профессиональных певцов. (Сеггіз -сері, Ахан -сері, Біржан -сал и др.) 3.Песни Абая - К ряду этих пецов,акынов мы можем отнести и имя нашего великого поэта,акына Абая Кунанбаева.Что вы можете рассказать об этом человеке,нашем земляке?(Абай-поэт,просветитель, основоположник казахской литературы, переводчик, музыкант) - А в золотой фонд казахской музыки вошли его замечательные песни.Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова современника Абая,поэта Шакарима: «Кетермің артымда сөз,әнім қалар». «Когда я уйду - останутся мои песни». Я думаю, эти слова очень подходят к теме нашего урока. Вот как сам Абай говорил о значении песни: «Всем пресытиться может душа, Только песня всегда хороша. Если ты вдохновенно поёшь- Грудь ликует, свободно дыша. Птица мысли повсюду стремит крыла, Если мысль человечья была смела. Да льётся мелодия за строфой. Льётся и реет песнь, царя, Сердце баюкая, ум бодря… Бренного мира вся сладость в ней, Лишь тугоухий влёкся б ней зря!» Песни Абая называют народным достоянием, душой казахского народа. Искренние, задушевные, они живут до сих пор. И я хочу ,чтобы мы начали наш разговор с песни «Көземнің қарасы»,которую вы знаете. - Обратите внимание на характер мелодии. К какому жанру мы отнесем эту песню? (Слушание песни в исполнении вокальной группы) Песня лирическая. о любви. Мелодия кантиленная, яркая. - Жанр лирической песни- самый основной в творчестве Абая. Абай не знал нотной грамоты. Его мелодии шли от сердца. Поэтому песни композитора отличаются особой лиричностью, простотой и доступностью в исполнении. Но в них очень яркие новые интонации. Вот еще один пример лирических песен Абая о любви- «Айттым сәлем,қаламқас» Песня прозвучит в исполнении А.Днишева. -Вновь обратите внимание на характер мелодии.Что роднит эту песню с «Көземнің қарасы»? (Слушание и анализ) Часто в своих песнях Абай воспевает красоту родной природы. «Желсіз түнде жарық ай» - мелодичная песня ,в которой поется о красоте лунной ночи: «На воде,как челнок луна. Тишина ясна,глубока. Лишь в овраге полынь черна Да шумит в тишине река.» (Слушание песни в исполнении преподавателя Кошкиновой П.А.) - Кроме лирических песен, немалое место в творчестве композитора занимают песни на гражданскую тему. Это песни о морали, нравах, свободе мысли. Давайте послушаем песню «Сегіз аяқ».Здесь Абай размышляет о нравственности,о силе слова. Песня – о том, как жить, что ценить в жизни, чего опасаться и избегать. - Обратите внимание на характер мелодии,схож ли он с характером лирических песен? (Слушание ,анализ) Характер мелодии речитативно-декламационный, похож на пылкую речь. -Мы знаем,что Абай владел в совершенстве несколькими языками: персидским, арабским, русским. Он очень кропотливо изучал классическую русскую литературу. - Вспомните, произведения каких русских поэтов и писателей Абай перевёл на казахский язык? (басни Крылова, стихи Пушкина, Лермонтова) Многие переводы, положенниые на музыку, стали любимыми песнями. Так случилось, например, с песней «Қаранғы түнде тау қалғап». (Горные вершины) Однажды, Абай услышал романс А.Рубинштейна «Горные вершины». Слова написал немецкий поэт Гёте, на русский язык их перевёл Лермонтов. Слова и мелодия настолько потрясли сердце Абая, что он решил создать свою песню. Предлагаю, сначала послушать фрагмент «Горные вершины» Рубинштейна, а затем «Қаранғы түнде тау қалғып» и сравнить. Романсы исполнит наша учительница- Паначквская Н.А. (Слушание и анализ) - Абай сделал перевод восьми отрывков из известного романа Пушкина «Евгений Онегин» и часть из них положил на музыку. Особенно полюбилась казахскому народу песня– «Письмо Татьяны»,в степи её ласково стали называть Татиш. Давайте послушаем. (Слушание «Татьянанын хаты») - Кроме собственных песен Абая известно множество песен современных казахских композиторов на его стихи. Особое место в казахском современном песенном искусстве занимают песни Сыдыка Мухамеджанова на слова Абая Кунанбаева: «Жарқ етпес қара көңілім пеғылсада» — «Вовек моя душа не расцветёт», «Өзгеге көңілім тоярсың» — «Всем пресытиться может душа», «Ғашықтың тілі — тілсіз тіл» — «Бессловесен язык любви» Композиторы Л.Хамиди и А.Жубанов написали оперу «Абай» по роману М.Ауэзова.В этой опере звучат знаменитые абаевские песни. 4.Итог Наш урок подошёл к концу И нам необходимо обобщить полученные знания, ответить не несколько вопросов. - О чём слагал свои песни композитор Абай? - Почему его песни близки к народным песням? - К какому песенному жанру чаще всего обращался Абай? - Есть ли среди произведений композитора- Абая романсы? - Есть ли музыкальные произведения о жизни самого Абая? Кто автор? -Спасибо за хорошую работу на уроке. -Спасибо гостям за душевное исполнение. -До встречи! | |
| Просмотров: 8005 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
|---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
|---|
Поиск |
|---|
Друзья сайта |
|---|
Теги |
|---|
Статистика |
|---|