Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

"Песенное творчество Абая Кунанбаева"
2013-03-28, 5:41 PM
Открытый урок по музыкальной литературе "песенное творчество Абая Кунанбаева"
КГКП "Жезкентская детская музыкальная школа"
Учитель музыкальной литературы Бровкина Наталья Викторовна
Цель урока : Познакомиться с песенным творчеством Абая

Задачи:
1. Познакомиться с песнями Абая разных жанров,
определить отличительные черты его творчества.
2. Содействовать развитию интереса к национальному музыкальному богатству.
3. Способствовать расширению музыкального кругозора и слушательского багажа у детей.
Оборудование:
1. Портрет Абая
2. Записи песен « Айттым сәлем,Қаламқас», « Горные вершины» Рубинштейна , « Сегіз аяқ», «Письмо Татьяны»
Ход урока:
1.Оргмомент: приветствие.
-Мы продолжаем знакомиться с народно- профессиональным песенным искусством. Сегодня мы узнаем о замечательном песенном наследии Абая Кунанбаева. Но сначала вспомним прошлую тему.
2.Повторение
- Кто такие народно - профессиональные певцы? Чем они отличаются от певцов - любителей?
- Какие региональные певческие школы вы знаете? К какой певческой школе относились певцы из Восточного Казахстана?
- Назовите имена самых популярных народно – профессиональных певцов. (Сеггіз -сері, Ахан -сері, Біржан -сал и др.)
3.Песни Абая
- К ряду этих пецов,акынов мы можем отнести и имя нашего великого поэта,акына Абая Кунанбаева.Что вы можете рассказать об этом человеке,нашем земляке?(Абай-поэт,просветитель, основоположник казахской литературы, переводчик, музыкант)
- А в золотой фонд казахской музыки вошли его замечательные песни.Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова современника Абая,поэта Шакарима: «Кетермің артымда сөз,әнім қалар». «Когда я уйду - останутся мои песни». Я думаю, эти слова очень подходят к теме нашего урока.
Вот как сам Абай говорил о значении песни:
«Всем пресытиться может душа,
Только песня всегда хороша.
Если ты вдохновенно поёшь-
Грудь ликует, свободно дыша.
Птица мысли повсюду стремит крыла,
Если мысль человечья была смела.
Да льётся мелодия за строфой.
Льётся и реет песнь, царя,
Сердце баюкая, ум бодря…
Бренного мира вся сладость в ней,
Лишь тугоухий влёкся б ней зря!»

Песни Абая называют народным достоянием, душой казахского народа. Искренние, задушевные, они живут до сих пор. И я хочу ,чтобы мы начали наш разговор с песни «Көземнің қарасы»,которую вы знаете.
- Обратите внимание на характер мелодии. К какому жанру мы отнесем эту песню?
(Слушание песни в исполнении вокальной группы)
Песня лирическая. о любви. Мелодия кантиленная, яркая.
- Жанр лирической песни- самый основной в творчестве Абая.
Абай не знал нотной грамоты. Его мелодии шли от сердца. Поэтому песни композитора отличаются особой лиричностью, простотой и доступностью в исполнении. Но в них очень яркие новые интонации. Вот еще один пример лирических песен Абая о любви- «Айттым сәлем,қаламқас» Песня прозвучит в исполнении А.Днишева.
-Вновь обратите внимание на характер мелодии.Что роднит эту песню с «Көземнің қарасы»?
(Слушание и анализ)
Часто в своих песнях Абай воспевает красоту родной природы. «Желсіз түнде жарық ай» - мелодичная песня ,в которой поется о красоте лунной ночи:
«На воде,как челнок луна.
Тишина ясна,глубока.
Лишь в овраге полынь черна
Да шумит в тишине река.»

(Слушание песни в исполнении преподавателя Кошкиновой П.А.)
- Кроме лирических песен, немалое место в творчестве композитора занимают песни на гражданскую тему. Это песни о морали, нравах, свободе мысли. Давайте послушаем песню «Сегіз аяқ».Здесь Абай размышляет о нравственности,о силе слова. Песня – о том, как жить, что ценить в жизни, чего опасаться и избегать.
- Обратите внимание на характер мелодии,схож ли он с характером лирических песен?
(Слушание ,анализ)
Характер мелодии речитативно-декламационный, похож на пылкую речь.
-Мы знаем,что Абай владел в совершенстве несколькими языками: персидским, арабским, русским. Он очень кропотливо изучал классическую русскую литературу.
- Вспомните, произведения каких русских поэтов и писателей Абай перевёл на казахский язык? (басни Крылова, стихи Пушкина, Лермонтова)
Многие переводы, положенниые на музыку, стали любимыми песнями. Так случилось, например, с песней «Қаранғы түнде тау қалғап». (Горные вершины) Однажды, Абай услышал романс А.Рубинштейна «Горные вершины». Слова написал немецкий поэт Гёте, на русский язык их перевёл Лермонтов. Слова и мелодия настолько потрясли сердце Абая, что он решил создать свою песню. Предлагаю, сначала послушать фрагмент «Горные вершины» Рубинштейна, а затем «Қаранғы түнде тау қалғып» и сравнить. Романсы исполнит наша учительница- Паначквская Н.А. (Слушание и анализ)
- Абай сделал перевод восьми отрывков из известного романа Пушкина «Евгений Онегин» и часть из них положил на музыку. Особенно полюбилась казахскому народу песня– «Письмо Татьяны»,в степи её ласково стали называть Татиш. Давайте послушаем. (Слушание «Татьянанын хаты»)
- Кроме собственных песен Абая известно множество песен современных казахских композиторов на его стихи. Особое место в казахском современном песенном искусстве занимают песни Сыдыка Мухамеджанова на слова Абая Кунанбаева: «Жарқ етпес қара көңілім пеғылсада» — «Вовек моя душа не расцветёт», «Өзгеге көңілім тоярсың» — «Всем пресытиться может душа», «Ғашықтың тілі — тілсіз тіл» — «Бессловесен язык любви»
Композиторы Л.Хамиди и А.Жубанов написали оперу «Абай» по роману М.Ауэзова.В этой опере звучат знаменитые абаевские песни.

4.Итог
Наш урок подошёл к концу И нам необходимо обобщить полученные знания, ответить не несколько вопросов.
- О чём слагал свои песни композитор Абай?
- Почему его песни близки к народным песням?
- К какому песенному жанру чаще всего обращался Абай?
- Есть ли среди произведений композитора- Абая романсы?
- Есть ли музыкальные произведения о жизни самого Абая?
Кто автор?

-Спасибо за хорошую работу на уроке.
-Спасибо гостям за душевное исполнение.
-До встречи!
Категория: Искусство | Добавил: SNEGURO4KA | Теги: искусство.музыка
Просмотров: 8005 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-12-28, 10:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко Информатика флипчарт животные новый год творчество логика геометрия глагол задачи Казахские пословицы Физика Зима язык Алгебра класс здоровый образ жизни педагогика стихи МАТЕМАТИКА Урок праздник музыка доклад программа литература география природа семья воспитание осень игра загадки Начальная школа Тест трудовое обучение технология Сказка ЗДОРОВЬЕ вода путешествие Оксана 8 марта искусство Английский язык театр психология учитель мир 3 класс Биология Классный час ЕНТ выпускной Школа 1 класс русский язык ЕГЭ Тесты ХИМИЯ начальные классы дети экология астана дошкольники любовь день учителя казахский язык самопознание английский родители добро Конспект спорт патриотизм дружба концерт история обучение чтение немецкий язык краеведение библиотека тренинг хореография разработка Физическая культура English Великая Отечественная Война Игры КВН логопедия Интеграция песня Детский сад День Победы воздух Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru