Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
2013-11-29, 12:16 PM | |
Городской отдел образования Средняя общеобразовательная школа – гимназия эстетического направления Открытый урок Тема: "Образы моря в литературе, музыке и изобразительном искусстве" Учитель ИЗО и ДПИ: Полякова С.Н. Уральск 2013 Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства. Задачи: а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям. б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал. в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке. Материалы: акварельные краски, формат А4, кисточки, баночки с водой. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Введение в урок, мотивация детей на дальнейшую деятельность. Учитель(У) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно? Дети (Д) – В нём есть какая-то тайна и огромная сила. У. - Тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. Как к живому собеседнику обращается А.С. Пушкин в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег! Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я... О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. Назовите слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении. Названные слова записывают на доске (свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. У. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке? Д. - Свободная стихия У. -Поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют эпитеты, метафоры, сравнения. Поэт разговаривает с морем, как с человеком. На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи? Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники . Как их называют? Д - маринисты. У. - Выдающимся маринистом был Айвазовский. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Перед вами картины великого мастера живописи. (Далее идёт просмотр работ: «Лунная ночь на Кипре», «Девятый вал», «Морской берег», «Прощание», «Кавказские горы с моря»). У. – Анализируя работы можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение. У. - К какому виду искусства относится стихотворение? Д. - К литературе У. - А произведение живописи? Д. - К изобразительному искусству У. - А симфоническое произведение? Д. - К музыке У. - Из названных видов искусства, какое является самым точным и конкретным? Д. - Самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка. М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции. В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шахерезада". Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шахерезада". Послушайте музыкальную тему «Шахерезада» (прослушивается отрывок произведения). У. - Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои размышления. Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шахерезада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Таким образом, мы с вами пришли к выводу - любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия. 3. Релаксационное упражнение. Всякая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Закройте глаза и представьте, что внутри вас живёт маленькая улыбка, и вот она стала расти, и озаряет вас изнутри. Почувствуйте, как вместе с улыбкой в вас рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг. С таким хорошим настроением никакая работа нипочём! За работу! 4. Постановка задачи урока. У. – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: используя впечатления от прочитанного стихотворная, прослушивая композицию «Шахерезада» вы представите себя художниками-маринистами и красками изобразите морскую стихию. Постарайтесь мазками красок передать слова Пушкина – (свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). (Дети приступают к работе). 5. Практическая деятельность. 6. Анализ выполненных работ. Лучшие работы вывешиваются на доску У. Ребята вам хочется, чтобы на такую красоту и остальные полюбовались: родители, учителя, ребята из других классов. Что же делать? (Нужно эти работы оставить в классе для украшения). 7. Рефлексия. • Какие чувства вы испытывали на уроке? (было скучно, интересно, весело, грустно?) • Что нового узнали на уроке? Чему научились? • Пригодятся ли эти знания в дальнейшей жизни? • За что вам хотелось бы себя похвалить? 8. Контрольно-оценочный момент. Ребята, чьи работы на выставке, получают пятёрки. | |
Просмотров: 2108 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|