Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Открытый урок Тема: «Образ осени в произведениях русских поэтов, художников и композиторов»
2013-11-29, 12:18 PM
Городской отдел образования
СОШ-ГЭН

Открытый урок

Тема: «Образ осени в произведениях русских поэтов,
художников и композиторов»

Учитель: Полякова С.Н.



Уральск 2013 г.

Цель урока

• раскрыть взаимосвязи и взаимодействия трех искусств – литературы, живописи и музыки;
• эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства;
• помочь детям понять и почувствовать красоту осени через поэзию, живопись и музыку;
• учить детей совместной работе в коллективе.

Задачи

Воспитательные:

• обогатить духовный мир учащихся.
• формировать гордость за выдающихся деятелей русского искусства.

Обучающие:

• знакомство с выдающимися мировыми произведениями русских поэтов, художника и композитора;
• отразить средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира;
• формировать навыки передачи настроения с помощью цвета.
Развивающие:
• развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом;
• развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;

Ход урока:

Наш сегодняшний урок я хочу начать с загадки:
(Слайд 2) Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться.
Детворе –
Идти учиться.
(Осень)
Все мы знаем как меняется, как преображается природа вокруг нас осенью. Именно необыкновенная поэтическая красота осени привлекала к себе взоры русских поэтов, музыкантов и художников.
(Слайд 3) Тема нашего урока – "Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников" Об осени писали поэты Пушкин, Тургенев, Некрасов, Есенин, Тютчев и многие другие. Осень манила их своим обликом своей неповторимой красотой.
(Слайд 4) багряные и желтые березы
(Слайд 5) темная, густо-синяя вода реки
(Слайд 6) праздничная голубизна неба,
(Слайд 7) праздник золота и синевы
эти разные краски осени нашли свое отражение в художественной литературе.
(Слайд 8) У Пушкина есть такие слова…
…пышное природы увяданье,
в багрец и в золото одетые леса…
А.С.Пушкин
Вот эти слова и станут эпиграфом к нашему уроку.
Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Поэты в своих стихотворениях обращались к теме осени как живому собеседнику. Ваши одноклассники подготовили несколько стихотворений. Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова. (Стихи читают дети)

(Слайд 9) Иван Бунин

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
и шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
лес и пуст, и гол.

Только ты красива,
хоть давно суха,
в кочках у залива
старая ольха.

Женственно глядишься
в воду в полусне -
и засеребришься
прежде всех к весне.
***

(Слайд 10) А.Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
***
(Слайд 11) А.Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
***
(Слайд 12) Иван Тургенев

Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу —
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
***
(Слайд 13) Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
***
(Слайд 14) Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
***

Вот эти слова и словосочетания, которые помогли созданию образа осени в вашем воображении.
(Слайд 15) …грустный взгляд, бледен, красива, женственно глядишься, таинственная, прощальная краса, в золото одетые,
роща отряхает, дохнул осенний хлад, тонкий свист, гнутся, как живые, налетит, нетерпеливо прошумит, бодрый, тонкий волос, отдыхающее поле, смотрит, просит сердце…

Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
(Слайд 16) В золото одетые

(Слайд 17 «Осень») На примере стихотворений русских поэтов мы ознакомились с тем, как они использует образ осени в своих произведениях.

Теперь давайте рассмотрим, каким образом представлена тема осени в произведениях музыки и живописи?

Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту осенних пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Осенние пейзажи рисовали многие художники. Но мы с вами сегодня познакомимся с работами выдающегося основоположника пейзажной живописи 19 века
(Слайд 18) Исааком Ильичом Левитаном.
Осенние мотивы были наиболее любимые художником.
(Слайд 19) Он довольно быстро определился как пейзажист, и это случилось в училище живописи ваяния и зодчества, где он учился.
(Слайд 20) Иногда Левитан работал над своими картинами подолгу и бывал неудовлетворен, потому что ему казалось, что он не умеет передать того,
(Слайд 21) что он чувствует, находясь среди леса или среди полей.
(Слайд 22) Он настраивался на природу, он как будто умел проникнуть в ее жизнь.
(Слайд 23) Поэтому и такое настроение в его работах, а Левитан считается художником пейзажного настроения. Именно с его именем вошло в русскую живопись понятие пейзажа настроения.
(Слайд 24) На самом деле это очень трудно сделать, передать настроение человека на холсте, красками.
(Слайд 25) И вот Левитану удалось в своих работах передавать свое состояние которое он испытывал находясь на природе.
(Слайд 26) Вот эта знаменитая его картина «Золотая осень» среди других его работ занимает очень важное место. Левитан здесь изображает самый простой мотив - это русская природа с русской речкой, уходящей от зрителя в глубину пространства, с лугами, с небольшим березовым леском, темнеющими далями, озимыми полями. То есть самый обычный русский пейзаж, пейзаж, утопающий в золотых красках осени. Один из очень известных исследователей творчества Левитана Федор Давыдов написал в своей книге,
(Слайд 27) « … картина звучит, как поэма, как высший ранг поэтического, как гимн, гимн действительно русской природе, красоте русской природы, потому что здесь этот вид, эта многокрасочность, эта яркость, праздничность красок, она дает нам возможность прославлять русскую природу»
(Слайд 28) (еще раз смотрим на картину «Золотая осень»)

(Слайд 29) Анализируя другие работы художника можно сделать вывод о том, что Левитан один из немногих среди русских художников, кто умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать.
(Слайд 30) Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, восхищаться их очарованием…
(Слайд 31) Говорят даже, что Левитан слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы.
Так, а теперь давайте с вами определим…
(Слайд 32)
К какому виду искусства относится стихотворение?
А произведение живописи?
А инструментальное произведение?
Из названных видов искусства, какое является самым точным и конкретным?
(Слайд 33) Самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но зато музыка сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы природы, но мы поговорим только об одном из них - это музыкальная пьеса написанная великим русским композитором П.И.Чайковским и называется она “Времена года. А именно Октябрь.”
(Слайд 34) Пётра Ильича Чайковского называют

- певцом красоты. Он умел увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу. Ведь даже поздняя осень с дождями и ветрами вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости. И поэтому сень была одним из любимых времён года композитора.
Прошу внимательно послушать отрывок из музыкальной пьесы «Октябрь» (Слайд 35) (прослушивается отрывок произведения).
Петр Ильич Чайковский потрясающе реалистично рисует картину осени. Но…
(Слайд 36) каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои размышления.

Помните, анализируя стихотворения поэтов, мы говорили об олицетворении – таком приёме, когда черты человека переносятся на природу. В пьесе "Октябрь" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Таким образом, мы с вами пришли к выводу -
(Слайд 37) любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Т.е. И поэт и художник и музыкант в своих произведениях смоли передать нам свои впечатления и все то, что они чувствовали, когда смотрели на золотые краски осени.
(Слайд 38 «Осень»)
А сейчас мы с вами перейдем к практической работе…. Но…
Упражнение для релаксации. Всякая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Представьте, что внутри вас живёт маленькая улыбка, и вот она стала расти, и озаряет вас изнутри. Почувствуйте, как вместе с улыбкой в вас рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг. А скажите мне улыбается ли кто-нибудь смешнее, чем улыбаются животные?
(Слайд 39 «Смешные мордочки животных»)
(Дети смеются)
Хорошо! Вот с таким хорошим настроением никакая работа нипочём! За работу!
(Слайд 40 «Осень»)
Сегодня читали стихотворение об осени. Рассматривали осенние пейзажи, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: используя впечатления от прочитанного, прослушанного и увиденного вы представите себя художниками-пейзажистами и постараетесь красками и мазками передать цвета осени. Постарайтесь в своих работах передать слова поэтов –
(Слайд 41) …грустный взгляд, бледен, красива, женственно глядишься, таинственная, прощальная краса, в золото одетые,
роща отряхает, дохнул осенний хлад, тонкий свист, гнутся, как живые, налетит, нетерпеливо прошумит, бодрый, тонкий волос, отдыхающее поле, смотрит, просит сердце…

Детям раздаются работы, начатые на прошлом уроке. На листах А3 уже выполнен фон акварельными красками. Задача детей создать композицию из нескольких деревьев и кустарников. Ученики работают парами. Доска выключается. Дети приступают к работе, слова поэтов, учитель раздает на каждую парту, распечатанные.
Работа продолжается 15-18 минут. Законченные работы вывешиваются на доску, выставка обсуждается. Включается доска.
(Слайд 42) Какие чувства вы испытывали на уроке? (было скучно, интересно, весело, грустно?)
Что нового узнали с кем познакомились на уроке?
Чему научились?
За что вам хотелось бы себя похвалить?
(Ответы детей)
(Слайд 43) Фото работ детей, выполненные на уроке семинара «Значение эмоционального воздействия цвета на духовно-нравственное развитие ребенка» проходившего 21 ноября 2013 года в СОШ Гимназии эстетического направления, города Уральска, ЗКО.
(Слайд 44) Спасибо за урок!
Категория: Искусство | Добавил: ГЭН
Просмотров: 4306 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 6:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru