Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
[ Скачать с сервера (24.3 Kb) ] | 2014-02-02, 9:33 PM |
Авторская программа «Техника маркетри – имитация шпона» С.П. Кулинич Учитель ИЗО, черчения, технологии средней школы № 5 Акмолинская область, г. Атбасар 2013г Пояснительная записка На кружки, в изостудии дети приходят с разными способностями и возможностями. У многих детей в процессе обучения постепенно раскрываются те или иные таланты. Есть дети, которые проявляют себя при выполнении творческих работ по различным темам программы. Иногда одарённость проявляется только в отдельных учебных темах или творческих работах. Но, вместе с тем, есть дети, которые изначально выделяются своими способностями. Эти дети более активны в изучении новых тем, легко схватывают новый материал и придумывают что-нибудь новое. Одной из форм проявления одарённости является создание творческого проекта. Учащийся сам выбирает тему, изучает необходимый ему материал, создаёт эскиз, рисунок, выбирает фотографии, подбирает литературу, рисунки и материал из которого будет создаваться проект. Выполнение самостоятельной индивидуальной работы, создание детьми своей творческой работы, творческого проекта и его защита, позволяют одарённому ребёнку выразить себя, проявить свои творческие способности и задатки. Предлагаю Вашему вниманию план занятий по теме «Маркетри-имитация шпона» с использованием технологии: «метод проектов» и творческие работы выполненные в предложенной технике. Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах. Тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни. Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далёком прошлом. По этой причине и отношение к народному творчеству должно быть особенным. Когда-то А.С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому». Одна из главных идей этой программы является раскрытие талантов детей. Одарённый ребёнок – это живая система, сочетающая в себе характеристики физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого. Цель программы: Целью данной программы, является формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации одарённой личности. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: - формировать систему знаний об основных правилах композиции и цветоведения; - научить приёмам работы в технике маркетри; - создать основу для понимания технологического подхода при изготовлении творческих работ в технике маркетри; - определить приёмы оценки и самооценки в самостоятельной деятельности; - обеспечить формирование технико-технологической грамотности и навыков безопасной работы с макетным ножом; - прививать аккуратность, добросовестность; - развивать творческую активность, эстетический вкус и познавательный интерес в прикладной творческой деятельности; - воспитывать любовь к труду, самостоятельность, веру в свой успех. Проект- « маркетри » призван углублять и расширять программу школьного курса технологии и в результате её прохождения, обучающиеся должны познакомиться с: - основными терминами и понятиями технологи маркетри; - видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций в маркетри; - основными правилами композиции и цветоведения; - свойствами и правилами подбора материалов; - правилами техники безопасности; Должны овладеть: - технологическими приёмам и навыками безопасной работы с макетным ножом; - умением необходимой точности движений при выполнении вырезания, наклеивания элементов; - различными технологиями подбора тона; - различными приёмами соединения элементов; - умением планировать самостоятельную творческую деятельность; - умением работать с шаблонами; - способностью решать поставленную задачу самостоятельно и верить в свой успех; - навыками анализа возникших в работе трудностей. Должны уметь применять полученные знания и умения на практике для: - рациональной организации своего рабочего места и поддержания порядка на нём; - планирования последовательности изготовления изделия и осуществления контроля за результатом работы по образцу; - построения композиции, выбора цветового решения; - подбора материала по цвету; - для решения поставленной проблемы при выполнении творческих заданий; - совершенствования приёмов работы в технике маркетри; - экономного расходования материалов; - получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; - изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; - проведения разработки творческого проекта изготовления изделия или получения продукта труда с использованием освоенных технологий и доступных материалов; - поиска новых решений возникшей технической или организационной проблемы; самостоятельной организации и выполнении различных творческих работ; - публичной презентации и защиты проекта изделия; - оценки и самооценки самостоятельной творческой деятельности; - аккуратного и качественного выполнения работы. Формы и методы обучения: В процессе занятий используются различные формы занятий: комбинированные практические экскурсии защита проекта. А также различные методы: методы, в основе которых лежит способ передачи информации на занятии: словесный наглядный практический методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый исследовательский методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальная групповая индивидуальная Организация и планирование занятий Данную технику « Маркетри» предполагается освоить в течении года, в рамках дополнительных занятий в кружке. Занятия можно проводить один раз в неделю по одному академическому часу, 36 часов. Дальнейшие занятия могут быть направлены на совершенствовании техники, творческого поиска. Материал проекта может быть использован также при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология». Для занятий, рекомендуется привлекать учащихся с 5 по 11 класс. Маркетри – доступный вид искусства для детей десяти-пятнадцати лет. Материал - самоклейка, податлив, прост в обращении, доступен в материальном плане, что немаловажно в определённых социальных условиях. Группы, рекомендуется формировать с учётом возраста ребят. В каждой группе должно быть не более 10 человек. Подведение итогов учебного года проводится в форме отчётной выставки работ учащихся. Работы, представленные на выставку, должны иметь подписи с фамилиями ребят и руководителя, указанием класса. На заключительном занятии, педагог, подводит итоги полученных знаний, отмечает лучшие работы, а также даёт советы детям, как в дальнейшем совершенствовать свои ЗУН. Одним из условий успешной работы данного проекта является её плановость. За основу берётся примерный тематический план. При этом возможны дополнения и изменения. При составлении плана надо учитывать сложность выполнения работ. Переходить к более сложным заданиям по мере накопления у детей знаний и навыков в работе, повышая требования к работе ученика. Поурочный план для первого года обучения рекомендуется построить так, чтобы после освоения трёх основных технических приёмов руководитель кружка знакомил детей с применением этих приёмов в комплексе. Рекомендуется в процессе развития усложнять технику. Дизайн изделия можно и нужно выбирать по желанию учащихся. Обучение проводится в двух направлениях: - Усвоение теоретических знаний; - Формирование практических навыков. Необходимо отметить межпредметные связи. На занятиях прослеживается связь с такими предметами, как математика, литература история, рисование. Так как проект включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности. Психолого-педагогическая характеристика программы Программа соответствует возрастным особенностям учащихся 11–15 лет. Программа учитывает следующие факторы: - определён объём воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; - предусматривается планирование усвоения знаний в готовом виде со слов учителя и в процессе самостоятельного поиска; - запланировано осуществление проблемно-эвристического обучения педагогом и учащимися; - учитывается контроль, анализ и оценка деятельности учащихся, осуществляемых учителем; - самоконтроль и самоанализ учебной деятельности учащихся; - осуществляется непрерывность процесса обучения: перенос ранее усвоенных умений и навыков в новые условия работы. Прогнозируемые результаты - учащиеся получают теоретические знания: - исторические сведения по развитию народного творчества; - изучают, механические, физические и химические свойства материалов; - узнают о способах выполнения элементов различных форм для выполнения композиций; - находят сведения о материалах и инструментах; - умение сочетать цвет в работах. Практические умения: - самостоятельно разрабатывать эскиз изделия; - правильно пользоваться инструментами и оборудованием; - грамотно располагать составляющие элементы; - точно выполнять рисунок; - работать по шаблону; -ориентироваться на качество изделий. Содержание программы Первый год обучения. Тема 1. Вводное занятие. Общие понятия, требования. Правила ТБ и СГ (1 час) Теория (1 час). Требования к помещению и оборудованию. Сведения об охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям. Правила безопасности труда при работе с макетным ножом, ножницами. Тема 2. Историческая справка. Знакомство с инструментом и материалами (1 час) Теория (1 час). Краткие сведения из истории возникновения шпона. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе. Начало работы. . Тема 3. Элементы материаловедения (1 часа) Теория (1 час). Характеристика, природа, свойства самоклейки. Сочетание оттенков, текстуры под шпон. Материалы используемые под основу. Тема 4. Техника выполнения (5 часов) Теория (1 час). Различные формы. Способы вырезания, подгонки набора. Выбор основы. ТБ при работе. Практика (4 часа). Демонстрация учащимся приемов составления рисунка. Перенос на кальку. Выполнение образцов по шаблону. Тема 5. Техника сборки композиции (6часов) Теория (1 час). Последовательность сборки элементов. ТБ при работе. Практика (5 часов). Демонстрация учащимся последовательности вырезания, наклеивания элементов на основу. Тема 6. Изготовление творческой работы «Натюрморт» (6 часов) Теория (1 час). Виды натюрмортов. Выбор мотива в национальном колорите. ТБ при работе. Практика (5 часов). Составление творческой композиции. Копирование рисунка при помощи кальки. Перенос рисунка на основу. Разрезание на элементы. Подборка по тонам. Изготовление. Окончательное оформление творческой работы. Тема 8. Изготовление творческой коллекции «Животный мир Казахстана» (6 часов) Теория (1 час). Рассказ о животных обитающих в нашей Республике. Повадки, среда обитания. Выбор мотива. ТБ при работе. Практика (5 часов). Нанесение мотива на основу, соблюдая правила композиции. Копирование. Разрезание на элементы. Подборка в цветовом решении. Наклеивание. Окончательное оформление творческой работы, с учетом эстетических требований. Тема 9. Изготовление творческой работы «Архитектура Казахстана» (5 часов) Теория (1 час). Историческая справка о знаменитых архитектурных памятниках Казахстана. Об особенностях работы. ТБ при работе. Практика (4 часа). Разработка эскиза. Изготовление. Окончательное оформление творческой работы. Тема 10. Подготовка работ к выставке. Выставка. (3 часа). Теория (1 час). Свойства и качества композиции. Средства композиции: пропорция, симметрия, асимметрия, контраст, ритм, цвет. Практика (2часа). Оформление выставки, с учетом средств композиции Тема 11. Диагностика, тренинги, мониторинг ЗУН (1 часа) Теория (1 час). В конце обучения проводится диагностика интересов учащихся к данному виду творчества. В течение учебного года проводятся тренинги на развитие воображения. Тема 13. Заключительное занятие (1 час). Теория (1 час). Анализ работы детского творчества за год. Награждение учащихся по итогам года. Участие в конкурсах. . Методическое обеспечение: Кулинич Светлана Петровна Учитель ИЗО, черчения, технологии. Наименование программы « Маркетри - имитация шпона» Исполнитель программы Учащиеся 11-16 лет. Цель программы Научить выполнять творческие работы с использованием не стандартных материалов. Задачи программы решение проблемы свободного времени подростков совершенствование навыков маркетри; создание творческих проектов различных по тематике; решение декоративного оформления изделия Сроки реализации 2013/2015 учебный год Ожидаемые результаты программы совершенствование навыков маркетри; декоративное оформление изделия; раскрытие своего творческого потенциала Учитель ИЗО, черчения, технологии. Кулинич Светлана Петровна г. Атбасар СШ №5 | |
Просмотров: 1731 | Загрузок: 107 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|