Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
2014-12-07, 12:21 PM | |
Технологическая карта организационной учебной деятельности Образовательная область: творчество Раздел: музыка Тема: «Мы говорим на одном языке – языке музыки». Мастер-класс по композиции в 4-5 классах Детской Музыкальной Школы. Авторская разработка – Апасова Светлана Борисовна (Степурина), композитор, Член Союза композиторов Казахстана. Цель: Развитие творческого воображения у детей. Знакомство с инструментальной музыкой разных эпох. Обучение детей простым способам импровизации на фортепиано. Задачи: 1. Рассказать и показать на музыкальных примерах инструментальной музыки, как меняется музыкальный язык в разные эпохи. 2. Научить детей импровизировать на заданную тему. 3. Доказать, что во все времена музыка является средством общения людей разных стран и народов. Ход занятия: Сегодня мы поговорим об инструментальной музыке. Что такое инструментальная музыка? Жанры инструментальной музыки. История развития. Как без слов передать настроение, характер, выразить чувства человека? Процесс создания музыкального произведения. Композиторы во все времена были людьми необыкновенными. Ведь чтобы написать музыку, будь то маленькая пьеска или большая симфония требуется воображение, фантазия. Сначала возникает идея, образ, который постепенно воплощается в мелодию, которую композитор запоминает или записывает. Давайте послушаем историю, которую передала нам домбра – казахский народный инструмент. 1. Музыка умеет говорить. История кюя «Аксак-кулан». Предание о том, как домбра рассказала о страшной гибели сына Джучи-хана на охоте. Вывод – у музыки есть свой язык, понятный всем, кто умеет ее слушать, независимо от того, на каком языке говорит народ. 2. Музыкальный язык эпох. Во все времена композиторы выражали свои мысли и чувства в музыке. Только для разных эпох он был свой, неповторимый. Самые яркие представители композиторских школ: Средние века – музыка аскетичная. Григорианские хоралы. Религиозная направленность, целью которой быть ближе к Богу. 17 век. И-С. Бах Токката и фуга ре-минор. (показ) С течением времени музыка делится на церковную и светскую – которую исполняли на балах и в театре. Яркие представители этого времени: Йозеф Гайдн. Основоположник симфонии. Жизнерадостная, зажигательная народно-жанровая тема сонаты Ре-мажор (показ) 18 век В-А. Моцарт симфония соль-минор – лирико-драматическая, щемящая и затрагивающая струны души тема главной партии (показ). Конец 18 нач. 19 века Л. Ван Бетховен Революционные идеи 5- й симфонии : тема судьбы. Лирико-драматическая тема «К Элизе», «Лунная соната». (показ) Композиторы-романтики сделали музыку чувствительной и тонкой. Ф. Шуберт. Первый композитор-романтик. Экспромт ми-минор Ф. Шопен. Мазурки, полонезы, прелюдии. Мастер пьес. Гениальный пианист. Многие композиторы опирались в своём творчестве на народные традиции – музыкальные интонации своего народа. Ф. Лист. Венгерская Рапсодия. (показ) И. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. С. Рахманинов. Концерты. (показ) Музыка композиторов – романтиков не только могла выражать человеческие чувства, но еще и изображать. Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». Утро. (сыграть) М. Равель «Фонтаны Рима» (прослушать отрывок) Вывод – музыкальный язык эпох меняется в зависимости от интересов общества, от его культурных потребностей, а композиторы являются своеобразными проводниками этих идей и веяний. Они умело отображают дух своего времени в своих произведениях и тем самым формируют эстетический вкус слушателя, внося свой вклад в Мировую Музыкальную Культуру. Музыка умеет выражать и изображать. Ответьте на вопросы: музыка, которую я сейчас покажу выражает чувства или изображает? Э.Григ. «Утро». Д-В Бетховен. «К Элизе». П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей». С. Рахманинов. Тема Родины из ф-п. концерта до-минор. Бородин «Богатырская симфония». Моцарт. Тема симф. №40. ВЫВОД: Музыка бывает изобразительной и выразительной. Может изображать явления природы, подражать пенью птиц, рокоту мотора, и т д. Всё, что окружает человека. А может выражать чувства – печаль, радость, волнение, грусть, скорбь, счастье и пр. Творческое задание. 1. Изобразить на фортепиано : гром, рокот мотора, гудок парохода, пенье птиц, взрыв. 2. Ручеек, капли дождя, взрыв, победные фанфары. 3. Шаги, писк комара, шествие гномов. Чего музыка не может изобразить? Запахи, вкус еды, температуру воздуха. Давайте проведем ЭКСПЕРИМЕНТ. Творческое задание. Изобразить: Сладкий компот, свет солнца, лед и пламя. Не получается??? Конечно, инструментальная музыка не сможет передать вкус еды, сущность различных предметов, но если дать название вашей пьесе, то тогда это вполне возможно! Придумайте пьеску «Весёлые сосиски», «Шоколадный медвежонок». И тогда ваша музыка станет программной. Такая музыка есть у многих композиторов. Например, «Богатырская симфония» А.П. Бородина, "Шехерезада" Н.А. Римского-Корсакова. Вот как Камиль Сен-Санс изобразил повадки животных. Послушайте. К. Сен-Санс "Карнавал животных" ("Куры и петухи", "Антилопа", "Лебедь") Творческое задание. Выразить чувства звуками: -Жалобу - Печаль -Праздник, радость -Ужас Попробуйте сочинить пьеску с названием :«Грустная собака», «Веселый кот», «Печальная корова». ВЫВОД: Язык музыки безграничен, возможности самовыражения огромны. Но всегда нужно помнить: Композитор должен донести до слушателя свою мысль, пробуждая в нем высокие чувства и способность сопереживать, нести людям радость, добро и красоту своего мироощущения, тем самым формируя художественный вкус слушателя! Поэтому когда будете сочинять пьеску о весёлых сосисках, помните какую ценность вы донесёте в нотах, когда вас будет исполнять пианист 22 века! 3. Образ и его развитие. Когда композитор творит, в первую очередь включается его ВООБРАЖЕНИЕ. Возникает идея, ОБРАЗ, который постепенно находит отображение в музыке благодаря МЕЛОДИИ – основной мысли произведения. Далее следует процесс РАЗВТИИЯ мелодии. У каждого композитора свои приёмы развития. Основной принцип – Динамика, т.е. движение. Важную роль здесь играет РИТМ. Основным фундаментом является ФОРМА произведения – 2хчастная, 3х частная, РОНДО. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Попробуем создать образ и его развитие в 3х частной форме. 1. «Ручеек в горах». Ручеек – маленькая речка – бурный поток – засушливое лето- река высохла и снова стала ручейком. 2. Рокот мотора – эскадрилья – наступление –военные действия – взрывы, бомбёжка – разбитый самолет – падение – тишина. 3. Гром – капли дождя – ливень – редкие капельки – солнце-пенье птиц - шум деревьев – ясное небо. 4. Шаги осторожные, крадущиеся – убыстряющиеся – перебежки – бег – скрываются вдали. 5. Сказка про интервалы. (играть на ф-п. по тексту, который читается вслух) «Жили-были две подружки. Звали их Терции. Решили они устроить праздник и пригласили из далёкой страны Грузии друзей – Чистых Кварт. Они позвонили своим друзьям в Казахстан и на праздник приехали Квинты. Дружно они водили хороводы – Терции, Кварты – Квинты. А Квинты научили Кварт играть их любимые пьесы – Кюи. Так они играли, пока не приехали, прослышав про праздник злые Септимы. Они хотели посеять вражду и поссорить интервалы между собой. Но Хитрые Терции встали между ними, и получился хоровод- Доминантсептаккорд. И Септимы стали мягкими и покладистыми и получился настоящий Праздник Дружбы!» Заключение. Музыка многообразна в своих жанрах и формах, приёмах развития и в музыкальном языке. Но главным остаётся то, что все люди мира, независимо от национальной принадлежности, социального и географического положения понимают друг друга без слов, благодаря языку, на котором говорит и рассказывает нам музыка. Мы говорим на одном языке. И этот язык – МУЗЫКА. | |
Просмотров: 1197 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|