Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

"Особенности профессиональной деятельности концертмейстера"
2015-01-05, 6:56 PM
«Особенности профессиональной деятельности концертмейстера»

Помните выражение: «Маэстро, музыку!» Концертмейстер и есть тот самый «маэстро». Это – самая распространённая профессия среди пианистов. По мнению известного концертмейстера, профессора Московской консерватории К. Л. Виноградова «нет, пожалуй, ни одной музыкантской профессии более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер-пианист». В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям (кроме пианистов). Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции вокалистов также сложно представить без «маэстро». Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстеру свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это – ошибочное заблуждение. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма.
Иногда концертмейстера называют аккомпаниатором. Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор («akkompagner» с франц. «сопровождать») – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде, что подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Его деятельность подразумевает обычно лишь концертную работу. Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Понятие «концертмейстер» включает в себя: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда потребовались особые умения аккомпанировать солисту. В то время концертмейстеры были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с дифференциацией музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений. Концертмейстеры стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.
Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности посвящено много исследований. Немало ценного материала, в том числе практических советов концертмейстерам содержится в книге Дж. Мура «Певец и аккомпаниатор».
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером?
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, огромного артистизма, художественной культуры, но и знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах. Деятельность концертмейстера требует применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы (в их взаимосвязях).
Концертмейстер должен владеть как всем арсеналом исполнительского мастерства, так и знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, широкий кругозор в сфере художественной культуры и других искусств.
Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.
Отличительной чертой концертмейстера является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя, но и солиста. Слуховое внимание пианиста проходит ряд характерных этапов:
 первый этап непосредственно связан с вслушиванием и осознанием собственной партии, которую пианисту необходимо прочно выучить и свободно, уверенно исполнять;
 второй этап связан с восприятием партии солиста, которую пианист также внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения;
 самый сложный – третий этап, когда происходит слуховая адаптация, постепенное слияние обеих партий в ансамбль;
 четвёртый этап – заключительный, кульминационный, когда в слуховом сознании пианиста обе партии соединяются в единый звуковой поток, в котором слышится единый ансамбль.
Все перечисленные этапы очень значимы и взаимосвязаны, так как нарушение их последовательности или недостаточная работа над тем или иным этапом может стать причиной отсутствия исполнительского ансамбля и неудачного исполнения. И, наоборот, достижение такого исполнительского ансамбля является ярким свидетельством концертмейстерского мастерства пианиста.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. У концертмейстера внимание совершенно особого рода. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Воля и самообладание, мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло читать с листа. В практике часто бывают ситуации, когда нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Но задачи концертмейстера при чтении с листа аккомпанемента имеют еще и свои специфические особенности, учитывая наличие солиста. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его помощником.
Чтение с листа – это органическая составная часть общего музыкально-исполнительского потенциала, и без этого умения ни один пианист (да и не только пианист) не сможет стать крупным музыкантом-художником.
Специфика работы концертмейстера предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. «Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений» – отмечает в своей статье И. Крюкова. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс (продолжительный, это – большой труд) и концертное исполнение (кульминационный момент всей проделанной работы).
В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в ДМШ и ДШИ занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Концертмейстер не выбирает себе партнеров; участники ансамбля являются представителями разных возрастов, разных художественных специальностей и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом. Работа концертмейстера в связи с этим отличается рядом дополнительных сложностей.
Невозможно представить обучение игре на многих музыкальных инструментах без поддержки фортепианной партии. Духовики, скрипачи, виолончелисты и т.д. не обходятся без концертмейстера. Аккомпанирование инструменталистам имеет свою специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста», следует знать особенности нотации сольных партий для различных инструментов. Что касается динамической стороны ансамбля с юным солистом, то здесь следует учитывать степень общемузыкального развития ученика, его техническую оснащенность, возможности конкретного инструмента.
Успех солиста во многом зависит от мастерства ансамблевой техники концертмейстера,
Солист и пианист должны быть частями единого музыкального целого, в котором присутствует синхронность исполнения (ритмическая, темповая, динамическая, интонационная, штриховая), единство фразировки, звуковой баланс.
Для успешной организации учебного процесса с вокалистами педагог и концертмейстер должны быть единомышленниками. Концертмейстер должен внимательно изучить индивидуальные особенности вокального аппарата ученика, его недостатки и достоинства. А также должен знать основы вокала: особенности певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазоны голосов, характерные для голосов тесситуры, особенности певческого дыхания и т.д. Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу образования звукового баланса и осуществлению здоровьесберегающих технологий.
Одним из значимых моментов является психологическая совместимость. Каждый ученик обладает своим характером, темпераментом, привычками. В силу своего возраста, не всегда может контролировать свои действия и речь. В эти моменты концертмейстер должен проявлять педагогический такт, терпение, выдержку, доброту, уметь разбираться в настроении учащихся.
Пианист должен обладать хорошо развитым ритмическим чувством, быть ритмическим фундаментом для певца.
Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, чтобы передать эмоциональный строй и раскрыть образное содержание вокального сочинения.
Свою партию концертмейстер должен выучивать с той же тщательностью, с которой он готовит сольный репертуар. Только не связанный трудностями и неожиданностями, сможет он свободно следовать за певцом, чувствовать его намерения, чутко откликаться на все динамические и темповые изменения, внимательно реагировать на внезапные и случайные отклонения солиста от заранее намеченного плана и сохранять ансамбль. Известно выражение Дж. Мура: «Каждый хороший аккомпаниатор спасает жизнь певцу чаще, чем это можно представить». Данные слова можно с легкостью отнести не только к певцам, но и к солистам-инструменталистам.
Специфическими особенностями отличается деятельность концертмейстера в классе хореографии. Концертмейстеров именно хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. Для успешной деятельности необходимо, прежде всего, овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Хореографические термины французского происхождения (например, Demi plie, Battements tendus, Grands plie и др.), концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Концертмейстеру на уроках хореографии также необходимо самой знать, как упражнения исполняются, чтобы представлять себе его структуру, накладывая музыкальное сопровождение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.
А еще знание исполнения всех хореографически упражнений нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
В работе концертмейстера в классе хореографии есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста, с педагогами разных танцевальных направлений (народная хореография, классический и современный танец). Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастной категорией и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий. Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях школ и направлений танцевального искусства; знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии; знание форм построения занятий, обязательных и импровизационных моментов. К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам: характеру, темпу, метроритму, форме музыкального произведения. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
Еще одна трудность – музыкальное сопровождение современного танца. Так как отсутствует нотный материал. Из всего многообразия современных аудиозаписей следует выбирать такие, чтобы подходили по темпу и ритму к упражнениям.
Таким образом, получается, что на приобретение необходимых знаний и навыков, связанных со спецификой работы концертмейстера хореографического коллектива, затрачивается немало времени. Опыт и необходимая квалификация приходят с годами.

Стоит признать, что как среди слушателей, так и среди некоторых музыкантов считается, что концертмейстер – это что-то вроде актера второго плана, «вспомогательный персонал», выполняющий некую подсобную функцию. Против такого подхода неоднократно выступали известные концертмейстеры и педагоги. Подлинных мастеров, художников своего дела среди концертмейстеров не так уж и много; примечательно, что они встречаются реже (во всяком случае, обретают артистическое имя), чем хорошие пианисты-солисты.
В заключение хочется подчеркнуть, что сегодня понимание истинной роли и места концертмейстера постепенно пробивается в жизнь. Так, стало доброй традицией на исполнительских конкурсах всех уровней награждать концертмейстеров дипломами. В музыкально-педагогической практике утверждается положение о том, что деятельность концертмейстера напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на музыкальное развитие учащихся-солистов, на уровень совместных концертных выступлений.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».

Список используемой литературы:
1. Виноградов К. Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: сборник статей - М.: Музыка, 1988
2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. / Перевод с англ. Предисловие В.И. Чачавы.- М.: «Радуга», 1987
3. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4
4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996
Категория: Искусство | Добавил: Natik
Просмотров: 1802 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 8:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru