Методы обучения на уроках черчения, помогающие усвоению учебного материала по теме «Сечения и разрезы».
Повышение качества преподавания школьного курса черчения становится актуальным. Как известно, методы обучения со временем меняются и зависят от конкретных требований жизни, особенно в наше время - век технической революции. От учащихся требуются четкие знания основ наук и умения применять эти знания в различных ситуациях. Поэтому методика преподавания черчения должна быть направлена на активизацию процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков. В ряде случаев выпускники не имеют достаточного запаса знаний и навыков в чтении чертежей сложной детали, развитых пространственных представлений. Это относится к теме «Сечения и разрезы», считающейся одной из сложнейших в школьной программе (ей отводится 12ч). Для усвоения детьми определенных понятий и обеспечивания прочных знаний, внедряю в практику преподавания методы развивающего обучения (от простого к сложному).Также в процессе обучения использую информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный методы. При помощи этих методов стараюсь дать учащимся знания в готовом виде. Репродуктивный метод позволяет неоднократно повторять изученный ранее материал, чтобы отработать у учащихся четкие умения и навыки решения типовых задач, которые постепенно усложняются. Например, построение сечений простых разрезов обучать только репродуктивной деятельностью нельзя, так как дети тяготеют к творчеству. Поэтому приходится на некоторых уроках применять исследовательский метод, т.к. он приспосабливает учащихся к конкретной ситуации учебного процесса и управляет решением. При подготовке к такому уроку мне приходится тщательно анализировать материал – это понятия, идеи, которые будут изложены учащимся в той или иной форме и которые они добудут сами в процессе изучения темы «Сечение и разрезы». Ученикам можно привести пример о целесообразности выполнения сечения. «Однажды, при археологических раскопках учеными был найден металлический наконечник для копья. Ржавчина сильно повредила металл, а в обязанности художника экспедиции входило изображение, которое бы четко давало представление о форме и конструкции предмета. Художник подумал и сделал такой рисунок. Но он остался им недоволен, так как по этому изображению форму наконечника определить было невозможно. Художнику все же удалось изобразить так наконечник, чтобы легко можно было понять его форму». Нацеливаю учащихся найти решение этой задачи. Такая постановка проблемы вызывает у них интерес, заставляет активизировать память, сообразительность, воображение на поиск. После того как учащиеся придут к мысли о необходимости рассечения, демонстрирую решение задачи. Метод проблемного изложения материала хорош тем, что я, обозначив проблему, сама ее решаю, а учащиеся следят за логикой. Метод проблемного изложения побуждает слушателей к активному участию, мыслительной деятельности. Умелое применение этих методов на уроке черчения обеспечивает эффективность приобретения конкретных знаний, умений и навыков учащимися. В своей работе использую технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, И.П.Волкова, Давыдова, направленные на развитие творческих качеств личности.
Мельничук Э.Г. учитель ИЗО и черчения Подгорненской СШ Жаксынского района Акмолинской области
|