Эстетическое воспитание предусматривает формирование музыкально-эстетической культуры учащихся, определяя, как целенаправленный и планомерный процесс развития у них эстетических знаний, вкусов, интересов. Сферой эстетического освоения личности выступают искусство, межчеловеческие отношения, развитие у учащихся талантов, дарований и творческих способностей. Музыкальное воспитание как компонент эстетического воспитания неразрывно связано с умственным и нравственным воспитанием, обязательно предполагает формирование воображения, памяти, воли, музыкально-эстетических чувств, вкусов, развитие специальных умений и навыков. Развитие музыкально-эстетического воспитания у учащихся по программе «Атамура», тесно связано с многовековой историей, жизнью, бытом и культурой казахского народа. В облике людей, в их отношениях, одежде, жилище, в предметах, которые они производят, в их языке и произведениях и искусстве, во всём этом запечатлеваются особенности, принципы эстетической культуры, эстетические идеи, вкусы, представления. Музыкально-эстетическое воспитание в народной педагогике казахов осуществлялась различными методами (при помощи примера родителей, старших, убеждения) Средством музыкально-эстетического воспитания детей служит окружающая природа, труд, культура, народное прикладное искусство, предметы домашнего обихода казахского народа. На уроках музыки знакомлю учащихся с устным литературным и музыкально-народным творчеством, национальными обычаями и традициями, национальными играми и состязаниями, празднествами, свадьбами сопровождаемые песнями, кюями, айтысами исполняющими жырши, салы, сэре (талантливыми музыкантами, певцами и импровизаторами) – всё это влияет на музыкально-эстетическое воспитание учащихся. Обучая учащихся на уроках музыки и во время внеклассной работы – пению, использую разнохарактерный песенный репертуар, как казахского, русского народов, так и других народностей. Организовала художественную самодеятельность, являюсь руководителем хорового кружка «Весёлые нотки». На занятиях, учащиеся получают не только вокально-хоровые навыки, но и артистические, творческие способности, что также влияет на музыкально-эстетическое воспитание. Программа «Атамура» по музыке, направлена на формирование единства эстетического, идейного и особенно нравственного воспитания учащихся. Разнообразная тематика нестандартных уроков, внеклассных мероприятий: такие как «Песни о мире, патриотические песни – главное оружие за мир, против войны», «Музыка выражает и изображает», «Музыкальная викторина», музыкальные игры «Счастливый случай», «Поле чудес» и др. разработанные мною, способствуют всестороннему музыкально-эстетическому воспитанию учащихся. Использую на уроках межпредметную связь с литературой, историей, ИЗО. Эстетическое восприятие на уроках музыки определяется как особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту их форм, цвета музыкального звука), способность различать прекрасное от комического, возвышенное от низменного т.е. в эстетическом восприятии преобладает чувственная сторона познания. Считаю, что влюблённость в своей предмет, эмоционального отзывчивость, профессиональное мастерство, пробуждать музыкально-познавательную, деятельность, заинтересованность музыкальным искусством, нравственного воспитания учащихся, развитие хоровой культуры – всё это в значительной мере определяет успех дела музыкально-эстетического образования и воспитания учащихся.
|