Тема: Современные педагогические технологии в формировании технических навыков на занятиях хореографии как система качественного и быстрого обучения. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения – содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: - цели обучения; - содержание обучения; - средства педагогического взаимодействия; - организация учебного процесса; - ученик, учитель; - результат деятельности. Из большого разнообразия технологий можно выбрать несколько, наиболее применимых к хореографии для наиболее эффективного получения результата при обучении детей танцевальной лексике. На начальном этапе обучения младших школьников танцевальному искусству наиболее применимы ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Применение этих технологий вы увидите на уроке классического танца Бондаренко Оксаны Владимировны. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а так - же ход учебно–игрового взаимодействия. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, имитационные и игры-драматизации. На начальных этапах обучения хореографии игры имеют характер как свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии, для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Технологические основы педагогических технологий должны определять то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного и нужного результата. В связи с этим на среднем этапе и в старших классах мы применяем ПОЭТАПНУЮ МОДУЛЬНО БЛОЧНУЮ систему обучения детей. На уроке народного танца Герасимовой Светланы Александровны вы увидите не только результаты работы с поэтапной модульно-блочной системой, но и практическое ее применение в разучивании сложных комбинаций народно-сценического танца. Модульно-блочная система обучения танцевальной лексике, основанная на психолого-педагогической теории планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, предлагает поэтапную выработку навыков танцевального мастерства учащихся с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные модули и их дальнейшие сборки в блоки. Применение модульно-блочной системы в обучении танцу дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им быстро овладевать навыками народно-сценического танца, изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством. Структура модульно-блочной системы обучения детей танцевальной лексике. Вопрос лексики, языка танца очень актуален, особенно для педагогов хореографов. Характер мысли, материализуемой с помощью танца, зависит от количественного и главное от качественных показателей лексического материала. Поэтапная модульно-блочная система развития и закрепления навыков танцевального мастерства ребенка – это обучение лексике танца от ее простых форм к более сложным. Эта система предполагает изучать самые сложные части лексики танца с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные относительно самостоятельные модули. Цель данной системы – выработка двигательного навыка исполнения отдельных модулей и их дальнейшая сборка в блоки. Предлагаемая вашему вниманию поэтапная модульно-блочная система обучения танцевальному мастерству не противоречит ни одной из существующих концептуальных моделей системы образования и находит свое подтверждение в научной литературе. Модульно-блочное обучение – это не сиюминутное достижение успеха, это система интересного для ученика изучаемого материала, рассчитанная на его опережающее и перспективное развитие. Система представляет собой отдельно взятую большую и сложную лексическую комбинация в виде блока, а составляющие ее элементы (относительно самостоятельно исполняемые части) – в виде модуля, обучение лексики танца необходимо начать с модульного уровня. Полная лексическая фраза делится на несколько относительно самостоятельных частей, точно совпадающих с любой из частей музыкального сопровождения. Сходство модуля при многократном его повторении под музыку с лексикой танца очень велико. При проучивании учащийся даже и не подозревает, что это лишь элемент. Навык вырабатывается быстро и сохраняется очень долго. Модули, составляющие лексику танца, во многом очень схожи друг с другом по ритму, по приемам исполнения. Научить учащихся исполнять их, вычленяя наиболее распространенные, - задача не очень трудоемкая. Модули собираются в блоки, а блоки, подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, - в систему (танец). Блок с течением времени учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется в памяти надолго. Поэтапная модульно блочная система развития навыков танцевального мастерства – широкое поле деятельности для учителя и позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству. Эта система способствует интенсивному развитию музыкальности и ритмичности учащихся, довольно быстро развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию – качества необходимые исполнителю. Наряду с поэтапной модульно-блочной системой в средней и старшей группе применяются ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель данной системы - обеспечение активного учебного процесса, достижения высокого уровня усвоения содержания. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются: - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание 9либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, например отработку отдельного танцевального элемента, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами исходя из физических данных учащихся. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроках значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей, что не маловажно в работе с танцевальным коллективом. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. И в заключении хотелось бы сказать, что в современном образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В этих условиях учителю, руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
|