Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
[ Скачать с сервера (49.0 Kb) ] | 2016-09-21, 9:24 PM |
Особенности организации музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Дошкольный возраст считается наиболее важным временем в психическом развитии детей, так как в этом возрасте закладываются основы всех психических параметров и свойст личности ребенка. Дошкольник активно познает окружающий его мир посредством той или иной деятельности, и помочь ему в этом должны взрослые: родители, воспитатели. При этом взрослые должны учитывать возрастные особенности дошкольника и с учетом ведущего вида деятельности. По мнению ведущих специалистов в области психологии и педагогики (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.) ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Они отмечают ее главную роль в формировании нервной системы малыша и считают, что игра является основой развития личности ребенка, потому что именно играя, дети получают первый опыт, развивают физические и духовные навыки, которые он будет в своей жизни в социуме. Игра по Д.Б.Эльконину, «…есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности». Ценность игры заключается в том, что ребенок использует в игре образы возможных действий и данные образы являются ее продуктом [6]. В тоже время игра является одной из форм организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника. Очень часто можно наблюдать, как в группе дети - «артисты» исполняют полюбившийся танец, музыкально-ритмическую композицию для своих товарищей - «зрителей». Важными для музыкального развития дошкольников считаются игры, в которых от ребенка требуется проявление творчества. Так можно наблюдать, как дети самостоятельно придумывают движения к тематическим танцам. Таким образом, ребенок применяет свой музыкальный опыт, накопленный в музыкально-ритмической деятельности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.[4] В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей дошкольного возраста восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Ребенок, выполняя действия в соответствии с музыкальным ритмом, отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Таким образом, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (изменением темпа, динамики и т. д.). С.И.Бекина сформулировала шесть задач музыкально-ритмического развития дошкольников: 1) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям; 2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности; 3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага; 4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию; 5) учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах; 6) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа; составление "своей" пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений. [1] Для решения задач музыкально-ритмического развития дошкольников необходимо учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка к музыкально-ритмическим движениям. Под способностями к музыкально-ритмическим движениям принято понимать следующий комплекс свойств личности: • способность эмоционально откликаться на музыку; • способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях; • способность к верной координации движений под музыку; • способность творчески самовыражаться в движениях под музыку. [3] Организация музыкальной деятельности в дошкольных учреждениях по формированию музыкально-ритмических навыков строится по определенным педагогическим принципам: систематичность, постепенность и последовательность. Система упражнений, выстроена по принципу "от простого к сложному", с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков [5]. Организация музыкально-ритмической деятельности в процессе игры имеет значительное воспитательное воздействие, на ребенка стимулируя его активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач музыкально-ритмического развития можно использовать игры, среди которых могут быть подвижные стихотворные (хороводные, Лого ритмические разминки, и т.д.), игры-инсценировки, игры-композиции. Музыкальные игры - ведущая форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой. Используя музыкальные игры, родители и педагоги имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма. Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие творческой инициативы, связанной, прежде всего с игровой, и в частности музыкально-игровой, деятельностью, так как: 1. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, наконец, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей. 2. Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движения. 3. Музыкальные игры разнообразны по своему содержанию, видам, формам. [2] Игры-инсценировки - это разновидность одного из видов музыкально - ритмической деятельности. Эта игра направлена на развитие фантазии, творческого воображения детей, формирование способностей к импровизации. Ребенок старается через характер музыки отразить в движении различные игровые образы, учится своевременно менять движения. При организации игр - инсценировок воспитатель может использовать элементы костюмов: шапочки, маски. В играх-композициях используется установка на игровые образы. Здесь обыгрываются конкретные ситуации, предложенные детям. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению. Важно подбирать такие ритмические игровые композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные пере¬строения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности. В процессе игровой деятельности музыкально-ритмические движения укрепляют организм ребенка; развивают музыкальный слух, память, внимание; способствуют воспитанию морально-волевых качеств, ловкости, точности, быстроты, целеустремленности, вырабатывают мягкость и пружинистость, энергичность и пластичность движении; улучшает осанке ребенка. Музыкальный ритм упорядочивает движений и способствует облегчения овладению ими. Правильный отбор музыкально-ритмических движений способствует укреплению сердечных мышц, улучшению кровообращения, дыхательных процессов, развитию мускулатуры. Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, учится видеть и создавать прекрасное. Список литературы 1. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение – 1983 2. Кагарлицкая A.C. , Тугова H.A., Шелгунова Н.И. и др. Программа музыкально-ритмических занятий. М.: Просвещение – 1988 3. Латарцева Е. Е. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011 4. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. М. - 2012 5. Руднева С. Д., Фили Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос - 1999 | |
Просмотров: 1401 | Загрузок: 24 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|