Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (24.6 Kb) · Скриншот ] | 2018-11-09, 11:05 PM |
Тема: Человеческие расы. Цель урока:раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения. Задачи урока: познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.; коррекционно-развивающая:способствоватьразвитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом; воспитывающая:развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, в микрогруппе обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому. Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный. Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация для урока, демонстрационный материал: учебники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения, калькулятор, географическая карта. Ключевые понятия и термины:человеческие расы, нация, расизм. Межпредметные связи: экология, литература, география. Эпиграф к уроку Ход урока I. Организационный момент.Флешмоб танец. «Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале». II. Проверка домашнего задания Тест. (3 уровень)Выбери правильный ответ. 1. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян? а) Проплиопитеки б) Дриопитеки в) Парапитеки 2. К каким людям относят питекантропа, синантропа, а также гейдельбергского человека а) Древнейшие люди б) Древние в) Новые люди 3. У каких людей возникли социальные отношения: а) Синантропов б) Кроманьонцев в) Питекантропов 4. Что появилось раньше: а) Общество б) Речь 5. Какие из первых людей первыми овладели речью: а) Неандертальцы б) Синантропы в) Кроманьонцы 6. Какой человек стал именоваться Человеком разумным а) Питекантроп б) Синантроп в) Кроманьонец г) Неандерталец 1 Б., 2 А., 3 В., 4 А., 5 В., 6 Г. «4» 6 верных, «3» 3-5 верных, «2» 1-2 верных ответа. Карточки-задания. (2уровень). Слайд с ответами, деморолик с ответами. III. изучение новой темы. Открыть тетради, записать число, тему урока, начертить таблицу. 1. Назовите тему урока. Задайте вопросы по теме. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Почему произошло разделение на расы? Каковы биологические особенности рас? Относятся ли все люди к одному виду? Вытекающие из вопросов цели и задачи уроков. 2. Вы согласны с выражением «Все люди братья и сёстры»? - Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.) - Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.) - А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого. - У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.) - Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.) Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты. - В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.) - Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»? 3. Все человечество принадлежит к одному виду — Homo sapiens, который имеет сле-дующие признаки: 1)сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних орга¬нов и т. д.); 2)физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.); 3)возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство; 4)все едины по происхождению. Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскет¬болист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как это можно объяснить? Причины такого многообразия нашего вида следует искать у истоков его образова¬ния. 4. Человеческие расы и их происхождение. Человечество подразделяют на три расы. В антропологии принято выделять — европеоидную, монголоидную и негроид-ную. Иногда выделяются австралоидная и американоидная расы. Каждая боль-шая раса делится на малые, их около 30. Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет четких границ. Смешение рас, или мети¬зация, сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества. 5. Презентации о расах: Вероника – негроидная 1 группа, Юля – монголоидная 2 группа, Оля – европеоидная 3 группа. 6. Работа с дополнительным текстом. Причины разделения на расы. Работа с информационными листами. Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Предпосылкой для возник-новения значительных различий в морфологическом строении является то, что че¬ловек разумный - вид уникальный по широте ареала обитания. Уже на заре своего существования он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому отобранные эволюцией мор¬фологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характе¬ром окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополни¬тельных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смеше¬нию отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселив¬шимися группами. Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция. 7. Просмотр ролика и проверка заполнения таблицы. IV. Закрепление новой темы. 1. Кроссворд. (монголоид, антропоген, питекантроп, синантроп, австралопитек, атавизм, орангутанг, кроманьонец) 2. Просмотр видео. Расизм. Обсуждение видеоролика. 3. Просмотр деморолика. V. Домашнее задание. § 57. Стр.266-267. Приложение (работа в парах). Основные понятия • Расы – исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками. • Расоведение – наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю. • Расизм – реакционная теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие» расы. • Нация – совокупность граждан одного государства. • Нацизм – идеология национально-расового превосходства и господства одной нации над другими с помощью её тоталитарного сплочения и внешней агрессии. • Метисация – смешение рас. • Мулаты – представители смешанного расового типа, потомки от браков между европеоидным и негроидным населением. • Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению… Выводы по уроку А. В основе деления человечества на расы лежат признаки_______________________________________. Б. Все расы равноценны и относятся к одному виду – ___________________. В. Толерантность – это ______________________________________________. Дополнительный материал. Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Предпосылкой для возник¬новения значительных различий в морфологическом строении является то, что че¬ловек разумный - вид уникальный по широте ареала обитания. Уже на заре своего существования он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды.Поэтому отобранные эволюцией мор¬фологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характе¬ром окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света.Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополни¬тельных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смеше¬нию отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселив¬шимися группами.Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности.Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция. | |
Просмотров: 316 | Загрузок: 16 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|