Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ · Скачать удаленно () ] | 2011-10-22, 8:04 AM |
Урок биологии в 10 классе. Копанцова О.Ф. учитель биологии СОШ №12 Тема: Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Цель: сформировать учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом. Задачи: 1.Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми паталогическими состояниями человека, наследуемыми сцеплено с полом. 2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков. 3. Развивающие:продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом. Тип урока: урок изучения новой темы. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, флипчарт. Ход урока ^Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляется тема, цель и задачи урока. ( страница 1 флипчарта). 2. Актуализацня знаний. Дай определение. Работа с генетическими терминами. ( страница2 флипчарта). 3. Изученне новой темы. 1.Генетика пола - важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. А какое это соотношение? Анализ таблицы «Соотношение полов» ( страница 3 флипчарта). Соотношение 1:1 2 .История открытия половых хромосом ( страница 4 флипчарта, видеоролик «Хромосомный механизм определения пола»). 3.Рассмотрим хромосомный набор человека ( страница 5 флипчарта). Он содержит 22 пары хромосом, одинаковые у мужского и женского организмов, и одну пару хромосом, по которым различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. Половые хромосомы у женщин одинаковые, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y- хромосома. В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной X- хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет X- хромосому, половина - Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина - Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самки и самцы встречаются одинаково часто. Женщины (XX) имеют одну Х-хромосому от отца одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий X- хромосому и Y-хромосому, Образующий два типа гамет - гетерогаметным. 4.Физминутка (гимнастика для глаз) 5.Запись новых терминов в тетрадь, работа с учебником. ( страница 6 флипчарта). 6.Детерминация развития пола. A) У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным - мужской пол. (страница 7 флипчарта). Б) У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным - женский пол (XY) (страница 8 флипчарта). У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женскии пол (XX), а моногаметным - мужской пол (ХО) ( страница 9 флипчарта). Г) Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом; самки - это диплоидные особи, а самцы - гаплоидные (страница 10 флипчарта). Д) У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонеллии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего гормона, выделяемого самкой, (страница 11 флипчарта). 7. Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и Y , получили название сцепленных с полом . Y-хромосома часто называется генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У человека на Y- хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявление антигенов гистосовместимости, влияющих на размер зубов и т.д. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосенение на ушах). Y-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в Y- хромосоме, характерно голандрическое наследование, т.е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов. Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-,либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.(страница 12 флипчарта). 8. Физминутка (гимнастика для глаз) 9.Запись в тетради новой информации - признаки , сцепленные с полом. 10.Одним из примеров признака, сцепленного с полом, является черепаховая окраска у кошек. У кого есть кот черепаховой окраски? Просмотр видеоролика (страница 13 флипчарта). 11 .Проверка данного факта на тренажере, решение задачи (страница 14 флипчарта). 12.У человека некоторые паталогические состояния наследуются сцепленно с полом. К ним относятся дальтонизм ( аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвет и гемофилия (повышенная кровоточивость, слабая сворачиваемость крови). Гемофилия - сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора V!!!, ускоряющего свертывание крови. Ген находится в Х-хромосоме. Даже легкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния - подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зубов и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть, (страница 15 флипчарта). 4.3акрепление изученного материала. Учащимся предлагается решить задачи по теме «Наследование, сцепленное с полом» на примере родословной потомков английской королевы Виктории, работа в паре на специальных листах с рисунком и вопросами. 5.Домашнее задание ответить на вопросы после параграфа. Подведение итогов урока. | |
Просмотров: 3561 | Загрузок: 881 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|