Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Урок по биологии. Тема: «Семейство Мальвовые»
[ Скачать с сервера (1.37 Mb) ] 2012-02-03, 11:51 AM
ГУ «СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского»
Учитель биологии: Пешкова Виктория Евгеньевна

Предмет: биология
7 класс, § 24

Тема: «Семейство Мальвовые»


Цель урока:
рассмотреть особенности строения растений семейства Мальвовые.

Задачи урока:
образовательная – изучение строения мальвовых растений;
развивающая – развитие мышления и речи учащихся;
воспитательная – воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, компьютер, презентация Ms. Power Point. Приложение 1.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: информационно-развивающие: рассказ с элементами беседы; наглядные методы: использование компьютера, интерактивной доски; работа с учебником.
Формы: индивидуальная, фронтальная

План урока
I. Организационный момент – 2 мин
II. Повторение – 10 мин
III. Изучение нового материала – 24 мин
IV. Закрепление знаний – 7 мин
V. Д/з – 2 мин

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Слайд № 1.
Повторение. Фронтальный опрос по пройденной теме. Слайд № 2.
На доске карточки-подсказки в виде рисунков, зачитывается вопрос, учащиеся отвечают на него, используя подсказки.
1. Плод растений семейства Тыквенные. (Тыквина)
2. Признак, характерный для растений класса Двудольные. (наличие двух семядолей).
3. Почему семейство Крестоцветные носит такое название. (потому что лепестки цветка расположены крестообразно).
4. Назовите сорное растение семейства Крестоцветные. (пастушья сумка).
5. Плод растений семейства Крестоцветные. (стручок или стручочек).
6. Соцветие растений семейства Крестоцветные. (кисть).
7. Основным из отличительных признаков покрытосеменных растений яв-ляется наличие… (плодов и семян).
8. Овощная культура семейства Крестоцветные. (капуста).
9. Тип листорасположение у растений семейства Крестоцветные. (очеред-ное).

Индивидуальный опрос по карточкам (6 человек).

Карточка 1
1. В каком случае правильно указана формула цветка Крестоцветных:
А) Ч4Л4Т2+4П1
Б) Ч2+4Л2Т4П1
В) Ч1Л2Т2+4П4
Г) Ч4Л2+4Т2П1
2. Общим для семейства Крестоцветных является:
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) стержневой корень
Г) все указанные признаки
3. Растения семейства Крестоцветных опыляются в основном:
А) ветром
Б) насекомыми
В) самоопылением
Г) водой
4. К сорнякам из семейства Крестоцветных относится:
А) брюква
Б) турнепс
В) левкой
Г) сурепка обыкновенная
5. В семействе Крестоцветных насчитывается примерно:
А) 3000 видов
Б) 4000 видов
В) 5000 видов
Г) 2000 видов

Ответы: 1а, 2г, 3б, 4г, 5а
Карточка 2
1. Признак, характерный только для Крестоцветных, – это:
А) 2 семядоли в семени
Б) плод стручок или стручочек
В) стержневая корневая система
Г) соцветие – метелка
2. У капусты белокочанной в пищу употребляются:
А) корнеплод и плод
Б) стебель с листьями
В) столоны
Г) корни
3. К семейству Крестоцветных относится:
А) рябина
Б) брюква
В) акация
Г) лютик
4. У репы съедобен:
А) стебель
Б) лист
В) корень
Г) плод
5. Пастушью сумку от других растений семейства Крестоцветных можно отличить по строению:
А) цветка
Б) корня
В) плода
Г) листа

Ответы: 1б, 2б, 3б, 4в, 5в.
III. Изучение нового материала.
Мальвовые (лат. Malvaceae) – семейство двудольных растений порядка Мальво-цветные. Включает в себя деревья, кустарники и травянистые растения. Около 70 родов и около 1000 различных видов растений. Распространены преимущественно в тропиках, реже в умеренной зоне. В Казахстане 7 родов и 18 видов. Они распро-странены на Алтае, в Кунгей-, Терескей- и Заилийском Алатау, в Мойынкумах. Слайд № 3.

Среди мальвовых прядильные — хлопчатник, кенаф, канатник, бамия, лекар-ственные — алтей, декоративные — виды мальвы, гибискуса и др.

Каково строение растений семейства и их особенности вы узнаете, поработав с § 24, с. 85 (подготовка и запись в тетради). На доске выведена технологическая карта морфологической характеристики семейства. На выполнение задания 5 мин.

Слайд № 4.


После того как ученики закончат записи, работы проверяются и вносятся до-полнения. На доске выводится схема, (указанная ниже) в ней отражены основные характеристики семейства. Слайд № 5.

Общей характеристикой семейства является наличие расходящихся лучами во-лосков вдоль стебля и листьев, и липкий сок. Листья очередные, простые, часто лопастные с пальчатым жилкованием, имеют прилистники.
Цветки обоеполые или редко раздельнополые, обычно радиально-симметричные, часто с прицветниками в форме наружной чашечки. Околоцветник обычно состоит из пяти створчатых, отдельных либо сросшихся в основании чаше-листиков и, как правило, пяти лепестков, которые в свою очередь срастаются с тычиночной трубкой. Андроцей (мужская часть цветка) состоит из пяти и более тычинок – отдельных, пучками или сросшихся вместе; одно- или двугнёздых пыльников. Сросшиеся нити тычинок образуют трубку, окружающую столбики. Гинецей (женская часть цветка) состоит из одного сложного пестика, состоящего из двух и более плодолистиков. Завязь верхняя, состоящая из двух и более долек, каждая из которых содержит одну или более обычно пазушных семяпочек. Пыльцевые зёрна почти всегда покрыты шипиками.
Плод – коробочка, либо дробный, распадающийся на мерикарпии, орех, нерас-трескивающийся стручок, совокупность листовок, костянка, или ягода, крылатка.

Записывается общая формула семейства Мальвовые. Слайд № 6.

Найдите в тексте параграфа представителей данного семейства. На выполнение задания 3 минуты.

Наиболее интересные роды семейства мальвовых:
Абутилон (Abutilon)
Алтей (Althaea)
Гибискус (Hibiscus)
Жгучка (Urena)
Лаватера (Lavatera)
Мальва (Malva)
Павония (Pavonia)
Хлопчатник (Gossypium)
Шток-роза (Alcea)

Хлопчатник, род многолетних трав и кустарников семейства мальвовых. 35 видов, в Америке, Азии, Африке, Австралии. Одна из основных технических куль-тур. Для получения волокна (длина до 43 мм), покрывающего семена, выращивают в однолетней культуре хлопчатник мексиканский (св. 70% мировой продукции хлопка-волокна), хлопчатник индокитайский, хлопчатник перуанский и др.
Хлопчатник – прядильное растение, в качестве пряжи используются волоски се-мян. Волоски состоят из чистой целлюлозы, покрытой сверху кутином. При удале-нии последнего получают настоящую гигроскопическую вату. Из самих семян до-бывают ценное хлопковое масло. Дикорастущие тропические виды хлопчатника - кустарники. Культурные сорта используются как однолетники. Хлопчатник имеет глубоко пальчато-лопастные листья, желтые цветы и плоды – коробочки с большим количеством семян.
В мировом производстве волокна доля хлопка – более 50%. Наибольшие площади под хлопком в Индии, Египте, США, Узбекистане.
Слайд № 7.

Абутилон, род одно- и многолетних трав, кустарников и деревьев семейства мальвовых. Свыше 150 видов, главным образом в тропиках и субтропиках. Канат-ник или китайский джут, однолетнее растение рода абутилон, прядильная культура. В сухих стеблях до 25% волокна для технических и упаковочных тканей. Основные площади в Китае, Монголии, Японии, Египте, интродуцирован в Северную Америку и Австралию. Из семян получают техническое масло. Канатник возделывают для получения волокна; из семян извлекают техническое масло. Некоторые виды декоративны.
Слайд № 8.

Алтей, род трав семейства мальвовых. Около 12 видов, в Евразии. Корень алтея лекарственного используют в медицине и ветеринарии. Многолетнее, травянистое растение. Стебель прямостоячий, до 2 м высоты, чаще всего разветвленный; стебель, как и листья, мягковойлочноопушенный. Листья яйцевидные, слегка рассеченные, нижние, пяти-, верхние-трехлопастные. Цветки розовато-белые, крупные, расположенные группами в пазухах верхних листьев. Чашечка двойная, не опадающая, из 5 чашелистиков; лепестков 5, клиновидных, вдвое более длинных, чем чашечка; тычинок много, сросшихся друг с другом и с основанием лепестков; пестиков много, с длинными сросшимися в нижней части столбиками; плодов много, они расположены в виде диска и легко отделяются друг от друга. Цветет летом.
Используемые органы. Собранные на второй год развития растения корни, с ко-торых снята наружная кора (Radix Althaeae).
Слизистое вещество алтея лекарственного оказывает смягчающее и болеутоляющее действие при воспалении слизистых оболочек дыхательных путей, при кашле, ко-клюше, при воспалительных заболеваниях мочеполовых органов, кишечника, при поносах, дизентерии, при язве желудка. Также употребляется в виде горячего настоя для полоскания рта при воспалении десен, миндалин и зева, а в виде холодного настоя для компрессов при воспалении слизистой глаз и кожи.
Слайд № 9.

Гибискус, род деревьев, кустарников, многолетних и однолетних трав семей-ства мальвовых. Около 300 видов, в тропиках и субтропиках обоих полушарий. В комнатном и оранжерейном цветоводстве распространен гибискус китайский, или китайская роза — вечнозеленый кустарник или обильно ветвящееся маленькое де-рево (высота до 4,5 м) родом из Юго-Восточной Азии. К роду гибискус относятся бамия и кенаф. Род носит древнегреческое название похожей на гибискус шток-розы (Alcaea rosea).
Слайд № 10.

Слайд № 11.

Слайд № 12.

Кенаф, однолетнее травянистое растение рода гибискус семейства мальвовых, прядильная культура. В сухих стеблях до 21% волокна, используемого для изготовления технических тканей, в семенах до 20% технического масла. Возделывают в Индии, Китае, Бразилии, США, Узбекистане.
Бамия, однолетнее травянистое растение рода гибискус. Родина — Восточная Африка. Широко культивируют в тропиках и субтропиках. Незрелые плоды упо-требляют в пищу, из стеблей выделяют грубые волокна, из семян изготовляют луч-ший суррогат кофе.
Мальва (калачики, просвирник), род трав семейства мальвовых. Около 40 видов, в умеренном, реже субтропическом поясах Северного полушария. Растут у жилья, на пустырях, как сорные в посевах, в светлых лесах. Некоторые виды употребляют в пищу, используют на корм скоту, другие — лекарственные и декоративные.
Слайд № 13.

Значение мальвовых записывается в виде схемы на доске самими учащимися.

Значение мальвовых в жизни человека достаточно велико. Прежде всего к этому семейству принадлежит хлопчатник — важнейшая техническая культура, дающая более 50% мирового производства волокна. Кроме того, масло из семян хлопчатника также имеет большое техническое значение (используется для производства мыла, свечей и других товаров) и может употребляться в пищу. Интересно, что хлопчатник был введен человеком в культуру вполне независимо, но почти одновременно в Южной Азии, Африке и Центральной Америке еще 3000—2000 лет до н. э.
Многие другие мальвовые дают прочное лубяное волокно, используемое для производства грубых тканей (мешковины и брезента), веревок и канатов. Из них наиболее известны кенаф (Н. cannabinus), дающий пеньку «гамбо» и издавна культивируемый во многих странах Африки и Южной Азии, и канатник Теофраста (Abutilon theophrasti), особенно широко культивируемый в Китае. Их семена, подобно семенам хлопчатника, дают техническое масло. В тропических странах пригодное для технических целей волокно получают еще из некоторых видов гибискуса, урены лопастной, напей двудомной, сиды ромболистной (Sida rhombifolia) и некоторых других мальвовых.
Из многочисленных декоративных мальвовых следует особенно отметить культивируемые почти повсюду в умеренно теплых странах в комнатах и оранжереях виды гибискуса «китайскую розу» (Н. rosasinensis), гибискус сирийский (Н. syriacus) гибискус гибридный (Н. hybridus), полученный в результате гибридизации нескольких видов, в том числе оригинального африканского вида гибискуса рассеченнолепестного (Н. schizopetalus) с загнутыми назад рассеченными лепестками. В настоящее время известно более 1000 садовых разновидностей гибискуса с разнообразной формой и окраской цветков. В странах с умеренно теплым климатом, в том числе и в России, в садах и парках широко культивируются различные сорта штокрозы розовой (Alcea rosea) с крупными цветками разнообразной окраски. Ее нередко называют «мальвой» или «рожей», как и другие декоративные мальвовые умеренных широт: мальву мавританскую (М. mauritiana), мальву лесную (М. sylvestris), мальву мускусную (М. moschata), хатъму тюрингскую (Lavatera thuringiaca) и др.
Листья и молодые побеги некоторых мальв, особенно мальвы мутовчатой (М. verticillata) с ее курчаволистной разновидностью (var. crisра) и мальвы незамеченной (М. neglecta), богаты витаминами и нередко используются в пищу в качестве листового овоща.
Наконец, присутствие во всех частях мальвовых слизистых веществ определяет возможность использования многих видов для целей медицины. В странах с уме-ренно теплым климатом особенно широко используются корни алтея лекарственного (Althaea officinalis) в качестве отхаркивающего, мягчительного и противовоспалительного средства.

IV. Закрепление знаний
Составляется пятистишие по следующей схеме.

1. Имя существительное
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. Предложение из 4-х слов
5. Существительное (общий вывод)

Записывается на доске.

V. Д/з – читать § 24, знать основные термины, подготовьте сообщение о значении хлопка.
Слайд Д/з.
Категория: Биология | Добавил: вика
Просмотров: 5341 | Загрузок: 407 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 1:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru