Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (206.8 Kb) ] | 2012-03-26, 11:44 AM |
Биология, 6 класс Мажара Е.Г., учитель биологии Аманкарагайской сш. им. Н. Островского Тема урока: Дыхание растений. Обучающая цель: знать механизм процесса дыхания растений; знать различия и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Развивающая цель: уметь получать ответы на вопросы с помощью опытов и объяснять их результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывающая цель: иметь потребность бережного отношения к природе. Задачи: провести опыты, подтверждающие процесс дыхания растений корнями, листьями, семенами; обосновать выводы по результатам опытов; провести взаимопроверку усвоения знаний по теме урока. Оборудование: листья герани, сухие семена фасоли, проросшие семена фасоли, Xplorer GLX, датчик газа СО2, быстрореагирующий температурный датчик, учебник, тетради. Тип урока: урок - научная лаборатория Методы: проблемный, частично – поисковый. Ход урока: I. Организация класса. Объявляется форма урока. II. Актуализация знаний. 1. Работа с терминами. Слайд 2. Изображено растение, на листьях находятся карточки с названиями основных терминов и понятий прошедших тем, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки. Термины: Устьица, Хлоропласты, Минеральные вещества, Органические вещества, Фотосинтез. 2. Тренажер (работа со схемами) Вспомните характерные признаки живых организмов (учащиеся называют: дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ). Правильно. Остановимся на обмене веществ. Дайте определение обмена веществ. Обмен веществ – это сложный процесс, в ходе которого одни вещества организм поглощает и использует, а другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Сложные вещества в организме распадаются на более простые, при этом выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности (составляют простейшую схему обмена веществ) Слайд 3. В процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для протекания обмена веществ. Слайд 4. Расщепление сложных органических веществ происходит в ходе химических процессов, главным участником которых является О2. Совокупность этих процессов носит название дыхание. Рассмотрим данный процесс, составив схему. Слайд 5. Этот вопрос и станет темой нашего урока. Запишите тему урока в тетрадь. III. Изучение нового материала. Кислород на Земле появился в ходе фотосинтеза и заставил все живые организмы в ходе эволюции приспособиться к существованию в жестких условиях. Запасов О2 в организме нет, и поэтому он должен постоянно поступать, в процессе газообмена. Живые организмы получают воздух, насыщенный кислородом, а в ходе газообмена выделяют воздух, насыщенный углекислым газом. Воздух поступает в организм разными путями. Давайте вспомним, какие приспособления есть у растений для дыхания, и заполним таблицу. Слайд 6. Орган Дыхательное приспособление Характеристика Примеры растений корень Дыхательные корни У растений, произрастающих в переувлажненной среде Монстера, болотный кипарис стебель Чечевички Специальные отверстия среди клеток коры Береза, ольха лист Устьица Расположенные в кожице листа на нижней стороне Капуста, клен, подсолнечник семя Дыхальце Между семядолями, рядом с рубчиком Фасоль, горох Чтобы доказать, что растения дышат, проведем опыты и определим концентрацию углекислого газа СО 2. Слайд 7. Опыт № 1. Дыхание листа. Возьмем две банки, в которые поместим по 3-4 листа герани, плотно закроем пробкой. Одну банку накроем темным колпаком, другую оставим на свету. Датчиком газа СО 2 определим концентрацию углекислого газа в обеих банках. Сделайте вывод о дыхании растений листьями и днем и ночью. Слайд 8. Опыт № 2. Дыхание семян. Возьмем две банки, в одну поместим сухие семена фасоли, а в другую проросшие, плотно закроем крышками. определим концентрацию углекислого газа датчиком СО 2. Сделайте вывод об интенсивном дыхании проросших семян. Слайд 9. Опыт № 3. Возьмем две банки, в одну банку поместим толстым слоем проросшие семена, обернем войлоком или ватой, в другую – сухие семена. Определим концентрацию углекислого газа датчиком СО 2 и температуру в банках быстрореагирующим температурным датчиком. Сделайте вывод о выделении тепла при дыхании. Сложенные толстым слоем семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян погибают. Семена теряют всхожесть. Сделайте вывод о правильном хранении семян. Общие выводы: интенсивность дыхания растений при различных условиях неодинакова, с повышением температуры, влажности, освещенности, доступе воздуха дыхание усиливается, а при низких температурах, низкой влажности, отсутствие света, без доступа воздуха почти прекращается. На дыхание оказывают влияние вода, свет, температура, воздух. IV. Закрепление. Слайд 10. 1. Решите задачу: Учитель биологии попросил учащихся собрать в декоративном отделе учебно – опытного участка семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они решили сдать семена учителю. И каково же было их удивление, когда они увидели почерневшие и влажные семена. Что же произошло с семенами? Объясните, какую ошибку допустили ученики. Слайд 11. 2. Выполните задание. Установите соответствие: из приведенных ниже признаков выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание: А. Происходит во всех клетках. Б. Протекает только на свету. В. Поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Г. Поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Д. Происходит в клетках с хлоропластами. Е. Протекает на свету и в темноте. Ж. Органические вещества образуются. З. Органические вещества расщепляются до минеральных веществ. Фотосинтез: Дыхание: Взаимопроверка. (Ответы: фотосинтез Б В Д Ж; дыхание А Г Е З.) V. Рефлексия. VI. Домашнее задание: § 29. | |
Просмотров: 3929 | Загрузок: 393 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|