Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

флипчарт по теме "Обмен веществ и энергии" 8 класс
[ Скачать с сервера (415.2 Kb) ] 2012-03-26, 12:11 PM
Биология
8 класс
Мажара Елена Геннадьевна, учитель Аманкарагайской сш. Им. Н. Островского
Тема: Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организмов.
Цель урока: уметь объяснять процессы матаболизма в клетке
Задачи урока: выяснить, что конкретно происходит с веществами в клетках, как происходит обмен веществ и энергии в организме.
Тип: интерактивный он-лайн
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1. Что такое пища? ( это продукты растительного и животного происхождения, которые входят в состав рациона человека)
2. Что такое питательные вещества? (это вещества, из которых состоят продукты питания: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода, витамины)
Что происходит с веществами в клетках, которые поступают с пищей.
Итак, что такое обмен веществ?
Обмен веществ – это одно из основных свойств, характерное для всех живых организмов, в клетках которых непрерывно происходят сложные химические реакции, при которых образуются одни вещества, разрушаются другие.
Молекулы белков, жиров и углеводов очень сложны, но они состоят из элементов входящих в состав различных веществ неживой природы. Органические вещества строятся в процессе пластического обмена из неорганических, под действием энергии солнца в зеленых растениях.
Вопросы учащимся: Как называется этот процесс? (фотосинтез)
В процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для протекания обмена веществ. Дополните схему фотосинтеза.



Почему фотосинтез может происходить только в клетках зеленых растений?
Животные и человек использует органические вещества, образованные растениями, извлекая из них энергию, заключенную в химических связях веществ. Сложные органические соединения, поступившие из внешней среды вместе с пищей, в пищеварительном канале расщепляются до простых соединений. Процессы окисления веществ в клетках происходят под действием кислорода. При одних процессах затрачивается энергия, при других освобождается (составим простейшую схему обмена веществ)



Таким образом, из внешней среды организм получает кислород, органические вещества, минеральные соли и воду. Во внешнюю среду отдает конечные продукты обмена веществ: углекислый газ, излишек воды, продукты распада. Т.е. между организмом и внешней средой непрерывно происходит обмен веществ и энергии, в основе которого лежат два тесно связанных и неотделимых друг от друга процесса: пластический и энергетический обмены.

рост, развитие, деление клетки обеспечивает протекание всех реакций

В процессе энергетического обмена разрушаются химические связи в молекулах белков, жиров и углеводов, освобождающаяся энергия расходуется на процессы жизнедеятельности организма и большая часть энергии запасается в виде АТФ в клетках. Следовательно, в ходе одних процессов энергия затрачивается и накапливается, а в ходе других она, наоборот, выделяется.
Как осуществляется обмен органических и минеральных веществ в клетке?
Белки – важнейший компонент нашей пищи. Белки составляют 1\4 часть человеческого тела, единственным источником их образования в организме являются аминокислоты белков в пище. Вот почему белки незаменимы в питании человека. Белки – высокомолекулярные соединения, масса их колеблется от 5000 до 1000 000 и выше. Состоят из остатков 22 аминокислот. В природе существует только малая часть теоретически возможного количества белка. Белки – основа жизни клетки. В теле нет участка, где бы не было белков.
В состав белков входят химические элементы: углерод, водород, азот, кислород.
Какова роль белков в организме человека?
Обмен белков в организме
Как осуществляется данный процесс. Заполните схему.
Все белки растительные и животные состоят из аминокислот. Белки, поступающие с пищей, под влиянием ферментов подвергаются химической обработке. В желудке, в кишечнике белки расщепляются до аминокислот. Аминокислоты всасываются ворсинками кишечника в кровь и поступают во все ткани организма. Затем основная масса аминокислот идет на синтез собственных белков. Синтез идет с поглощением энергии. Часть аминокислот подвергаются распаду и окислению при этом азот отщепляется в виде аммиака, который превращается в мочевину и выводится с мочой. Углерод и водород окисляются до углекислого газа и воды. Эти реакции идут с выделением энергии.
Учитель биологии подводит итог сказанному, что в процессе обмена белков происходит обмен энергии. Синтез белков организма в клетке сопровождается поглощением энергии ( ассимилиция), а при расщеплении белков и аминокислот энергия выделяется (процесс диссимиляции).

Обмен жиров.
Жиры являются важной составной частью нашей пищи. Состоят из глицерина и жирных кислот. Химический состав жиров: входит углерод, водород, кислород. Растительные жиры и животные жиры взаимно незаменимы. Ежедневный рацион человека – 50 г животного и 50 г растительного жира. Собственный жир организма образуется из растительных и животных жиров, поступающих с пищей. Жиры в воде нерастворимы, поэтому не могут непосредственно всасываться организмом из органов пищеварения.
Какую роль играют жиры в организме? Объясните процесс расщепления жиров и заполните схему.
Под влиянием ферментов они расщепляются в кишечнике на глицерин и карбоновые кислоты, которые по лимфосистеме поступают в кровь, образуя собственный жир и переносятся в жировую ткань. Затем во все органы, где подвергаются гидролизу и затем окислению до углекислого газа и воды. Эти реакции сопровождаются выделением энергии, часть жиров откладывается про запас. Вывод: в результате обмена жиров происходит и обмен энергии.

Обмен углеводов.
Углеводы поступают в организм в основном с растительной пищей. Они составляют 1-2% массы тела. Крахмал – основной углевод нашей пищи. Химический состав углеводов: водород, углерод, кислород. Крахмал непосредственно не может усваиваться организмом. Сначала крахмал подвергается гидролизу (уже во рту при пережевывании пищи под действием слюны, содержащей фермент) далее гидролиз крахмала идет в желудке и кишечнике, образуется глюкоза, которая всасывается через стенки кишечника в кровь и поступает в печень, оттуда во все ткани организма. Избыток глюкозы откладывается в печени в виде гликогена. Этот гликоген между приемами пищи снова превращается в глюкозу, происходят реакции, сопровождающиеся поглощением энергии. Конечные продукты распада глюкозы: углекислый газ, вода и энергия.
Вывод: распад углеводов сопровождается так же и обменом энергии.

Обмен минеральных веществ.
В процессе метаболизма происходит и обмен минеральных веществ. Они в организме находятся в виде солей и их ионов, которые участвуют в обмене веществ, способствуют поступлению в клетки различных химических соединений и выведению их из них. Назовите примеры участия солей и мин. веществ в процессах. ( йод – щитовидная железа, железо – гемоглобин, соли кальция и фосфора – в состав костей, калий и натрий- избирательная проницаемость мембраны, хлор – желудочный сок соляная кислота). Общее количество составляет 4,5%. Хотя они не являются источником энергии, при их недостатке происходит нарушение роста и развития организма.

Обмен воды.
Вода выполняет в организме роль растворителя. Она составляет 60-65% массы тела. Входит в состав цитоплазмы, межклеточной жидкости, крови и лимфы. Всасывание веществ в тонком кишечнике, их поглощение клетками и выведение из клеток продуктов распада происходит только в растворенном виде. Итак, в организм поступает при питье и в составе пищи, из организма выводится через почки, кожу, легкие.

4.Итог урока: Какой вывод по урока мы можем сделать?
Цель обмена веществ: получение веществ, идущих на построение клеток и энергии для жизненных процессов.
Общая схема обмена веществ:
Вода, пищевые продукты (содержащие энергию) – организм – расщепление сложных веществ до более простых – кровь и лимфа – клетки – биосинтез белков, жиров, углеводов, их расщепление и выведение продуктов распада с мочой, калом, потом, выдыхаемым воздухом, освобождение энергии.

3. Закрепление:
1. Вставь пропущенные слова:
Одно из основных свойств живого - ______________________,
в основе которого лежат два неотделимых друг от друга
процесса - ____________________________________________.
_______________________________- это процесс распада и
окисления органических веществ с выделением энергии.
Совокупность реакций образования сложных веществ из
простых с затратой энергии называется _________________________

2. Подбери правильные ответы и расставь их в
соответствующие квадратики:







1. выполняют каталитическую функцию
2. источник энергии
3. содержатся в организме в виде глюкозы
4. расщепляются до глицерина и жирных кислот
5. при расщеплении образуется аммиак
6. вещество, обладающее теплоизоляционными свойствами
7. откладываются в запас в печени
8. выполняют транспортную функцию
9. в запас не откладываются
10. состоят из аминокислот
11. источник синтеза АТФ
12. они могут образовываться из белков
13. суточное количество в пище - 400 - 500 г.

3. Установите соответствие между веществами пищи и конечными продуктами распада:
Категория: Биология | Добавил: Lenok43 | Теги: обмен веществ
Просмотров: 3358 | Загрузок: 337 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-27, 2:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru