Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (415.2 Kb) ] | 2012-03-26, 12:11 PM |
Биология 8 класс Мажара Елена Геннадьевна, учитель Аманкарагайской сш. Им. Н. Островского Тема: Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организмов. Цель урока: уметь объяснять процессы матаболизма в клетке Задачи урока: выяснить, что конкретно происходит с веществами в клетках, как происходит обмен веществ и энергии в организме. Тип: интерактивный он-лайн Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 1. Что такое пища? ( это продукты растительного и животного происхождения, которые входят в состав рациона человека) 2. Что такое питательные вещества? (это вещества, из которых состоят продукты питания: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода, витамины) Что происходит с веществами в клетках, которые поступают с пищей. Итак, что такое обмен веществ? Обмен веществ – это одно из основных свойств, характерное для всех живых организмов, в клетках которых непрерывно происходят сложные химические реакции, при которых образуются одни вещества, разрушаются другие. Молекулы белков, жиров и углеводов очень сложны, но они состоят из элементов входящих в состав различных веществ неживой природы. Органические вещества строятся в процессе пластического обмена из неорганических, под действием энергии солнца в зеленых растениях. Вопросы учащимся: Как называется этот процесс? (фотосинтез) В процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для протекания обмена веществ. Дополните схему фотосинтеза. Почему фотосинтез может происходить только в клетках зеленых растений? Животные и человек использует органические вещества, образованные растениями, извлекая из них энергию, заключенную в химических связях веществ. Сложные органические соединения, поступившие из внешней среды вместе с пищей, в пищеварительном канале расщепляются до простых соединений. Процессы окисления веществ в клетках происходят под действием кислорода. При одних процессах затрачивается энергия, при других освобождается (составим простейшую схему обмена веществ) Таким образом, из внешней среды организм получает кислород, органические вещества, минеральные соли и воду. Во внешнюю среду отдает конечные продукты обмена веществ: углекислый газ, излишек воды, продукты распада. Т.е. между организмом и внешней средой непрерывно происходит обмен веществ и энергии, в основе которого лежат два тесно связанных и неотделимых друг от друга процесса: пластический и энергетический обмены. рост, развитие, деление клетки обеспечивает протекание всех реакций В процессе энергетического обмена разрушаются химические связи в молекулах белков, жиров и углеводов, освобождающаяся энергия расходуется на процессы жизнедеятельности организма и большая часть энергии запасается в виде АТФ в клетках. Следовательно, в ходе одних процессов энергия затрачивается и накапливается, а в ходе других она, наоборот, выделяется. Как осуществляется обмен органических и минеральных веществ в клетке? Белки – важнейший компонент нашей пищи. Белки составляют 1\4 часть человеческого тела, единственным источником их образования в организме являются аминокислоты белков в пище. Вот почему белки незаменимы в питании человека. Белки – высокомолекулярные соединения, масса их колеблется от 5000 до 1000 000 и выше. Состоят из остатков 22 аминокислот. В природе существует только малая часть теоретически возможного количества белка. Белки – основа жизни клетки. В теле нет участка, где бы не было белков. В состав белков входят химические элементы: углерод, водород, азот, кислород. Какова роль белков в организме человека? Обмен белков в организме Как осуществляется данный процесс. Заполните схему. Все белки растительные и животные состоят из аминокислот. Белки, поступающие с пищей, под влиянием ферментов подвергаются химической обработке. В желудке, в кишечнике белки расщепляются до аминокислот. Аминокислоты всасываются ворсинками кишечника в кровь и поступают во все ткани организма. Затем основная масса аминокислот идет на синтез собственных белков. Синтез идет с поглощением энергии. Часть аминокислот подвергаются распаду и окислению при этом азот отщепляется в виде аммиака, который превращается в мочевину и выводится с мочой. Углерод и водород окисляются до углекислого газа и воды. Эти реакции идут с выделением энергии. Учитель биологии подводит итог сказанному, что в процессе обмена белков происходит обмен энергии. Синтез белков организма в клетке сопровождается поглощением энергии ( ассимилиция), а при расщеплении белков и аминокислот энергия выделяется (процесс диссимиляции). Обмен жиров. Жиры являются важной составной частью нашей пищи. Состоят из глицерина и жирных кислот. Химический состав жиров: входит углерод, водород, кислород. Растительные жиры и животные жиры взаимно незаменимы. Ежедневный рацион человека – 50 г животного и 50 г растительного жира. Собственный жир организма образуется из растительных и животных жиров, поступающих с пищей. Жиры в воде нерастворимы, поэтому не могут непосредственно всасываться организмом из органов пищеварения. Какую роль играют жиры в организме? Объясните процесс расщепления жиров и заполните схему. Под влиянием ферментов они расщепляются в кишечнике на глицерин и карбоновые кислоты, которые по лимфосистеме поступают в кровь, образуя собственный жир и переносятся в жировую ткань. Затем во все органы, где подвергаются гидролизу и затем окислению до углекислого газа и воды. Эти реакции сопровождаются выделением энергии, часть жиров откладывается про запас. Вывод: в результате обмена жиров происходит и обмен энергии. Обмен углеводов. Углеводы поступают в организм в основном с растительной пищей. Они составляют 1-2% массы тела. Крахмал – основной углевод нашей пищи. Химический состав углеводов: водород, углерод, кислород. Крахмал непосредственно не может усваиваться организмом. Сначала крахмал подвергается гидролизу (уже во рту при пережевывании пищи под действием слюны, содержащей фермент) далее гидролиз крахмала идет в желудке и кишечнике, образуется глюкоза, которая всасывается через стенки кишечника в кровь и поступает в печень, оттуда во все ткани организма. Избыток глюкозы откладывается в печени в виде гликогена. Этот гликоген между приемами пищи снова превращается в глюкозу, происходят реакции, сопровождающиеся поглощением энергии. Конечные продукты распада глюкозы: углекислый газ, вода и энергия. Вывод: распад углеводов сопровождается так же и обменом энергии. Обмен минеральных веществ. В процессе метаболизма происходит и обмен минеральных веществ. Они в организме находятся в виде солей и их ионов, которые участвуют в обмене веществ, способствуют поступлению в клетки различных химических соединений и выведению их из них. Назовите примеры участия солей и мин. веществ в процессах. ( йод – щитовидная железа, железо – гемоглобин, соли кальция и фосфора – в состав костей, калий и натрий- избирательная проницаемость мембраны, хлор – желудочный сок соляная кислота). Общее количество составляет 4,5%. Хотя они не являются источником энергии, при их недостатке происходит нарушение роста и развития организма. Обмен воды. Вода выполняет в организме роль растворителя. Она составляет 60-65% массы тела. Входит в состав цитоплазмы, межклеточной жидкости, крови и лимфы. Всасывание веществ в тонком кишечнике, их поглощение клетками и выведение из клеток продуктов распада происходит только в растворенном виде. Итак, в организм поступает при питье и в составе пищи, из организма выводится через почки, кожу, легкие. 4.Итог урока: Какой вывод по урока мы можем сделать? Цель обмена веществ: получение веществ, идущих на построение клеток и энергии для жизненных процессов. Общая схема обмена веществ: Вода, пищевые продукты (содержащие энергию) – организм – расщепление сложных веществ до более простых – кровь и лимфа – клетки – биосинтез белков, жиров, углеводов, их расщепление и выведение продуктов распада с мочой, калом, потом, выдыхаемым воздухом, освобождение энергии. 3. Закрепление: 1. Вставь пропущенные слова: Одно из основных свойств живого - ______________________, в основе которого лежат два неотделимых друг от друга процесса - ____________________________________________. _______________________________- это процесс распада и окисления органических веществ с выделением энергии. Совокупность реакций образования сложных веществ из простых с затратой энергии называется _________________________ 2. Подбери правильные ответы и расставь их в соответствующие квадратики: 1. выполняют каталитическую функцию 2. источник энергии 3. содержатся в организме в виде глюкозы 4. расщепляются до глицерина и жирных кислот 5. при расщеплении образуется аммиак 6. вещество, обладающее теплоизоляционными свойствами 7. откладываются в запас в печени 8. выполняют транспортную функцию 9. в запас не откладываются 10. состоят из аминокислот 11. источник синтеза АТФ 12. они могут образовываться из белков 13. суточное количество в пище - 400 - 500 г. 3. Установите соответствие между веществами пищи и конечными продуктами распада: | |
Просмотров: 3358 | Загрузок: 337 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|