Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

"Этот правый, левый мозг..." Интегрированное учебное занятие
[ Скачать с сервера (97.5 Kb) ] 2012-04-21, 8:59 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

ЭТОТ ПРАВЫЙ, ЛЕВЫЙ МОЗГ...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ОБ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Вселенная есть асимметричный ансамбль.
Я полагаю, что жизнь в том виде, как мы её
знаем, должна быть функцией асимметрии
мира или следствий из неё вытекающих.
Луи Пастер
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные: Дать учащимся чёткое представление об асимметрии полушарий головного мозга и связанных с этим явлением функций речи, зрения, слуха и др. Показать взаимосвязь асимметрии полушарий с конкретным восприятием окружающего мира.
Развивающие: Способствовать формированию диалектического мышления, закрепить навыки построения простейших биологических экспериментов.
Воспитательные: Воспитывать чувство эстетического наслаждения факта своего существования.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица асимметрии полушарий головного мозга; модели черепа и головного мозга на каждую парту; тесты по асимметрии на каждую парту; термины ГОЛОВНОЙ МОЗГ, СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО, БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО, НЕЙРОН, МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО, ИЗВИЛИНЫ, КОРА, СЕНСОРНЫЕ ЗОНЫ, АССОЦИАТИВНЫЕ ЗОНЫ, АФАЗИЯ, ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗОНЫ, АССИММЕТРИЯ, РЕЦИПРОКНОСТЬ.;
- рисунок птицы и схема птицы; грецкие орехи, яблоко; красные и голубые кружки на каждую парту;
- музыкальные отрывки: фрагмент радиопьесы;, Равель “Болеро”; фуга Баха, Теодоракис; Моцарт “Маленькая ночная серенада” современная песня (например “Наутилус Помпилиус”;
- литературное оформление: отрывки из произведений: В.Шекспир “Гамлет”; А.Пушкин “Моцарт и Сальери”; Гомер “Илиада”; М.Ломоносов “Ночною темнотою...”.

ХОД УРОКА.
1. Организационный этап. Построение, приветствие.
2.Подготовка к активному восприятию темы. Настрой.
Учитель, обращаясь к черепу, лежащему на столе, читает отрывок из “Гамлета”. Затем предлагает учащимся вскрыть грецкие орехи, лежащие на партах, обратить внимание на форму семени, напоминающую головной мозг и удивиться причудам природы скопировавшей столь отдалённые друг от друга биологические объекты.

3.Восстановление в памяти изученного для более продуктивной работы на уроке.
Строение и значение головного мозга человека. Работа с терминами. Учащимся предлагается обратить внимание на магнитную доску, где прикреплены термины, связанные со строением головного мозга человека.
Вариант 1: Обсуждение идёт по типу эвристической беседы.
Вариант 2: Проводится терминологический диктант.

4.Изучение нового материала.
Постановка проблемы. Развитие головного мозга ребёнка.
4.1.История вопроса. Работы Дакса, Брока, Вернике.
4.2.Ассимметрия в детстве. Становление речи. Правши и левши. Пластич-ность мозга в раннем детстве.
Рассказ учителя сопровождается вычерчиванием на доске схемы полушарий головного мозга с последующим заполнением речевых зон, зрительных зон и т.п.
По ходу рассказа выясняется количество правшей и левшей в классе.
“Охранную грамоту левше” зачитывает один из учеников-левшей.

4.3. Зрение и асимметрия. Опыт с яблоком. Учитель демонстрирует яблоко и предлагает детям описать его различными прилагательными. Один из учащихся у доски фиксирует в две колонки предлагаемые определения, например:
Л
Круглое
Объёмное
Красное
П
Яркое
Аппетитное
Вкусное и т.д. (см. файл)

4.4.Слух и ассимметрия. Прослушивание отрывка из радиопьесы с последующим обсуждением: опишите звуки, которые вы услышали. Что вы мыленно себе представили во время прослушивания.

4.5.Связь правого и левого полушарий, их взаимное влияние друг на друга. Влияние алкоголя на мозг.
Разгрузочная пауза
Проведение теста на выяснение право- и левополушарности учащихся данного класса. Обсуждение полученных результатов.

4.6. Половые различия и различия между полушариями мозга.

4.7. Процессы, связанные с музыкой на примере композитора Мориса Равеля.

4.8. Современные взгляды на становление асимметрии. Роль языка в происхождении сознания. Чтение отрывка из “Илиады”.

5.Закрепление полученных знаний. Проведение опроса.
Класс делится на три команды “Правополушарные” (сидят справа, работают с красными кружками), “Левополушарные” (слева, голубыми) и “Эксперты” - сидят посередине и комментируют правильность или неправильность ответов той и другой группы.

Вопросы:
1.Где находится основной центр речи? (Л)
2.Какое полушарие воспринимает изображение предмета целиком и с массой подробностей? (П)
3.Чтение математической задачи и стихотворения, напр. Цветаева “Любовь”
В каком случае больше работало левое, а в каком правое полушарие?
4.Прослушивание фуги Баха и “Маленькой ночной серенады” Моцарта.
Где больше было задействовано правое, а где левое полушарие?
5.Эйнштейн и Ломоносов. Кто был правополушарный, а кто левополушарный? (ответ е может быть однозначным: Эйнштейн играл на скрипке, а Ломоносов вообще был “пузом талантлив”).

6.Заключение. Только в неразрывной связи друг с другом могут нам дать полную картину мира оба полушария.
М.М.Сперанский писал в книге “Правила высшего красноречия” в 1795 г.:
“Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает её и уничтожает”.

ЛИТЕРАТУРА.
1.В.Демидов. Как мы видим то, что видим. - М.: Знание, 1987 г.;
2.Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология. В 3-х т. Т.2. - М.: Мир, 1990 г.;
3.Ф.Блум, А.Лейзерсон, Л.Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. - М.: Мир, 1988 г.;
4.Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн.1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем, под ред. А.Д.Ноздрчёва. - М.: Высш. шк., 1991 г.

Приложение 1
ТЕРМИНЫ
Головной мозг - расширенный передний конец нервной трубки позвоночных, роль которого состоит в координации и регуляции деятельности всей нервной системы.
Серое вещество - ядра нервных клеток.
Белое вещество - скопление нервных трактов, пучков нервных волокон.
Нейрон - нервная клетка, единица нервной системы.
Мозолистое тело - широкий нервный тракт, соединяющий правое и левое полушария.
Мозговые извилины - многочисленные складки коры.
Кора - тонкий (до 3 мм) слой серого вещества, образуют плотно расположенные нервные клетки.
Сенсорные зоны - получающие импульсы от рецепторов (входные сигналы)
Ассоциативные зоны - интегрируют и хранят получаемую информацию и вырабатывают ответ с учётом сходного прошлого опыта
Двигательные зоны - посылающие импульсы к эффекторам (входные сигналы)
Агнозия - “душевная слепота”, неспособность узнавать привычное
Афазия - нарушение речи.
Реципрокность - перекрёстность.

Приложение 2

ЛЕВОЕ полушарие ПРАВОЕ полушарие
Лучше узнаются стимулы
Вербальные Невербальные
Легко различимые Трудно различимые
Знакомые Незнакомые
Лучше решаются задачи
Оценка временных отношений Оценка пространственных отношений
Установление сходства Установление различий
Установление идентичности стимулов по названиям Установление физической идентичности стимулов
Переход к вербальному кодированию Зрительно-пространственный анализ
Особенности процессов восприятия
Аналитическое восприятие Целостное восприятие (гештальт)
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Абстрактное, обобщённое, инвариантное узнавание Конкретное узнавание
Предполагаемые морфофизиологические различия
Фокусированное представительство элементарных функций Диффузное представительство
Функции
Вербально-символические Пространственно-синтетические
Вербальные Невербальные
Время Пространство
Анализ Синтез
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Абстрактное восприятие Конкретное восприятие

Моторная асимметрия - неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга;
Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым из полуша-рий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела;
Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

Л П
Тяготеет к теории, имеет большой словарный запас слов, активно им пользуется, ему присуща двигатель-ная активность, целеустремлённость, способность прогнозировать события Тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразго- ворчив, но наделён способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниям.
по И.П.Павлову
Мыслительный тип
(вторая сигнальная система) Художественный тип
(первая сигнальная система)

Последние исследования (Э.А.Костандов, 1983 г.)
Правое полушарие быстрее чем левое, обрабатывает поступающую информацию. Зрительно-пространственный анализ стимулов в правом полушарии передаётся в левое полушарие (в моторный “центр речи”), где происходит окончательный, высший симпатический анализ и осознание раздражения.
В эволюции человека речь первоначально лишь использовала, а затем развила и качественно преобразовала уже имеющуюся у животных межполушарную асимметрию.

Приложение 3
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1836 г., Марк Дакс - никому не известный французский врач. Прочёл на заседании медицинского общества в Монпелье короткий доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех без исключения обнаруживались признаки повреждения левого полушария.

1865 г. Поль Брока, знаменитый французский антрополог патологоанатом. Представил Анатомическому обществу в Париже описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но тем не менее мог нормально читать и писать, а также понимать всё то, что ему говорили.

Брока считал, что причиной нарушения было поражение в лобной доле левого полушария.. Это особый участок, прилегающий к двигательной зоне коры и управляющий мышцами лица, языка, челюстей, глотки получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остаётся у них нормальной, называют афазией Брока.
(“Мозг, разум, поведение”, с.180).
При вскрытии двух больных, страдавших расстройством речи, он обнаружил поражение одной и той же области левого полушария - заднелобной. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока в статье, опубликованной в шестом томе “Бюллетеня антропологического общества” за 1865 г. заявил: “Мы говорим левым полушарием”.

1874 г. Клодт (Карл) Вернике, французский врач. Нашёл, что при кровоизлияниях в височную область того же полушария больной перестаёт понимать речь, хотя может говорить: она превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике - возникает при повреждении верхне-заднего участка левой височной доли, названной зоной Вернике.

Приложение 4.
ПРАВШИ И ЛЕВШИ

Правши: 95% говорят левым полушарием, 5% - правым.
Левши: 65% говорят правым полушарием, 35% - левым (по данным России)
70% - левым, 15% - обоими, 15% - правым (США).
Причины леворукости связаны с изменениями (не нарушениями!) в генетическом коде, вызванными:
- чрезмерными волнениями во время беременности;
- простудными заболеваниями;
- отравлениями недоброкачественной пищей. (А.П.Чуприков).
Великие левши: Микеланджело, Чарли Чаплин, В. Даль, И.П.Павлов.
В стране левшей 6-8 млн.
Охранная грамота левше:
“В семье, детском саду, школе, следует не запрещать, а наоборот, поощрять желание ребёнка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимание на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали в скорости от своих одноклассников”
Министерство здравоохранения, 23 июня, 1985 г.

Леворукость гораздо чаще встречается у мужчин (причина: в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации.
Левши - обычно мужчины - подвержены определённым заболеваниям иммунной системы, например, язвенным колитам.
Приложение 5
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Асимметрия мозга появляется к 4-5 годам, в 12-14 лет властно заявляет о себе, к 17 годам окончательно формируется. До 7 лет оба полушария одинаково хорошо понимают речь и управляют ею. Если до этого возраста произошла травма левого, то речевая функция с лёгкостью перейдёт в правое.
Старше этого возраста - правое становится немым окончательно.

ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ
научаются говорить и читать раньше, гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению в 4 раза больше среди детей неспособных к чтению
превосходят мужчин по вербальным способностям превосходят женщин по математическим способностям
Различное распределение функций между полушариями у мужчин и женщин
вербальные и пространственные функции более широко распределены в обоих полушариях специализация полушарий выражена в большей степени: вербальные - в левом, пространственные - в правом

Тестостерон - мужской гормон, вероятно ответственен за асимметрию. Он замедляет рост левого полушария у мужского плода и способствует большему развитию правого.

Приложение 6
СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ АССИММЕТРИИ

Джулиан Джейнс (1976) считает, что единство личности возникло в истории человеческого рода на удивление недавно. Считает, что сознание появилось у человека около 3 000 лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной.
До этого времени человек обладал “бикамеральным разумом”. Это означает, что два полушария мозга действовали до некоторой степени независимо друг от друга. Речь может генерироваться правым полушарием, а восприниматься левым - ГЛАС БОЖИЙ!
Пример: “Илиада”, где персонажи даже не присаживаются для того, чтобы поразмыслить - что им делать. Они не обладают сознательным мышлением ...и, конечно, лишены самоанализа. Пример с Ахиллом. Один бог - одно, другой - другое, фактически боги выполняли функцию сознания. Сигналы, идущие из глубин мозга воспринимались как голос богов... В современном мире - шизофрения. Конец “бикамеральному разуму” пришёл в YII веке - с развитием определённых изменений в языке и культуре.

Приложение 7
А.М.Киселёв, А.Б.Бакушев.
УЗНАЙ СВОЙ ХАРАКТЕР

Тест основан на четырёх признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни. Только сильное волнение и неприятности могут заставить вас перейти от правого теста к левому и наоборот.
1.Ведущая рука. Переплести пальцы рук. Если сверху оказывается левый палец - вы человек эмоциональный, правый - у вас аналитический ум.
2.Ведущий глаз. Правый ведущий глаз говорит о настойчивом, более агрессивном характере, левый - о мягком и уступчивом.
3.Поза Наполеона. Переплести руки на груди. Если наверху левая рука - вы способны к кокетству, правая - к простоте и простодушию.
4.Аплодирование. Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

16 ТИПОВ ХАРАКТЕРА

ПППП Консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (стереотип). Такие люди не любят конфликтовать, спорить, ссориться.
ПППЛ Наиболее яркая черта - нерешительность.
ППЛП Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При обращении с такими людьми нужны юмор и решительность. Очень контактны. Наиболее часто встречается у женщин.
ППЛЛ Редкий тип характера. Близок к предыдущему, но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твёрдостью характера (ведущий правый глаз).
ПЛПП Сочетание аналитического ума и мягкости. Чаще встречается у женщин - тип “деловой женщины”. Медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность.
ПЛПЛ Слабый и редкий тип характера. Беззащитность, подверженность различным влияниям. Чаще встречается у женщин.
ЛППП Встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью, что проявляется в главных вопросах (брак, образование и т.д.) Податливость чужому влиянию позволяет хорошо приспосабливаться к новым условиям. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ Мягкость большая чем для предыдущего типа характера, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе - тип “маленькой королевы”.
ЛЛПП Дружелюбие и простота. Некоторая разбросанность интересов. Склонность к самоанализу .
ЛЛПЛ Простодушие, мягкость, доверчивость. Редкий тип, практически не встречающийся у мужчин.
ЛЛЛП Эмоциональный, энергичный, очень решительный человек. Но решения часто принимаются наспех, что приносит осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.
ЛЛЛЛ Антиконсервативный тип характера. Способность на старые вещи взглянуть по-новому. Наибольший эгоизм, эмоциональность, индивидуальность, упрямство, иногда переходящие в замкнутость.
ЛПЛП Самый сильный тип характера. Таких людей трудно в чём-то убедить, они с трудом меняют свою позицию. Но в то же время энергичны, упорны в достижении целей.
ЛПЛЛ Похож на предыдущий тип. Та же настойчивость в достижении целей. Неустойчивость. Трудно поддаются переубеждению. Склонны к самоанализу. С трудом находят себе новых друзей.
ПЛЛП “Лёгкий характер”. Такие люди счастливо умеют избегать конфликтов. Любят путешествовать. Легко находят себе новых друзей. Однако часто меняют свои увлечения.
ПЛЛЛ Непостоянство и независимость, желание всё сделать самому. Способность анализировать помогает успешно решать новые задачи. Обычно мягкие на первый взгляд, эти люди становятся требовательными и даже жестокими, когда доходит до дела.

© Смелова В.Г., 1996 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Опубликовано:
- Биология: предметное приложение к газете «Первое сентября». – 1997. - № 44. – С. 2–6.
- Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000. – С. 27–41.
- Образование в современной школе. – 2004. - № 5. – С. 34–40.
Категория: Биология | Добавил: Тина
Просмотров: 1437 | Загрузок: 169 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-01, 7:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru