Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Цитология. Программа дополнительного образования
[ Скачать с сервера (21.3 Kb) ] 2012-04-23, 4:36 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

ЦИТОЛОГИЯ
Образовательная, познавательно-развивающая краткосрочная программа
естественнонаучной и художественно-эстетической направленности
для учащихся среднего школьного возраста
в системе дополнительного образования

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии. Раздел «Цитология» предназначена для учащихся, изучающих биологию в 6-11 классах, а также может использоваться в качестве пропедевтической программы для учащихся 5-х классов с целью подготовки к изучению биологии в качестве отдельного предмета.
Актуальность программы определяется значимостью создания развивающей образовательной среды в современных условиях, необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению и воспитанию, отвечающим современным потребностям российского общества и отдельного индивида.
Новизна программы состоит в усилении развивающего потенциала биологического образования в основной школе средствами межпредметной интеграции знаний и театральной педагогики.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании непрерывной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей создание условий для интеллектуального и духовного развития, творческой самореализации личности ребенка, развитии мотивации личности к познанию, обеспечению эмоционального благополучия, укреплению психического и физического здоровья.
Цель программы: изучить строение клетки и заболевание человека гриппом средствами театральной педагогики.
Задачи:
• рассмотреть клетку с позиций аналитико-синтетической деятельности;
• выявить функциональные взаимоотношения органоидов клетки и вируса гриппа;
• развивать экспериментальные умения изучения клетки специальными (микроскопическими) методами;
• развивать эмоционально-личностное и чувственно-ассоциативное восприятие учащихся изучаемых биологических объектов;
• развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;
• развивать вокальные, танцевальные, художественные, литературные способности учащихся, их дикцию и речь;
• развивать коммуникативную компетентность учащихся, их взаимодействие в парах, группах, коллективе.

Образовательный процесс рассчитан на 68 часов учебных занятий и предполагает несколько этапов:
1. теоретическая часть
2. практическая часть
3. театрализация
3.1. подготовка декораций
3.2. выбор и запись музыки
3.3. изготовление костюмов
3.4. постановка танцев
3.5. постановка вокальных номеров
3.6. репетиция сцен

Основная форма учебных занятий – групповая. Группа делится на подгруппы по 2-8 человек в зависимости от сцены.
Продолжительность обучения – 1 учебный год (при нагрузке 2 часа в неделю), 2 учебных четверти (при нагрузке 4 часа в неделю).
Общий объем учебного материала рассчитан на групповые занятия – 36 часов; занятия в каждой из подгрупп – 32 часа.
Занятия проводятся в виде: лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, проектной деятельности по созданию декораций, костюмов, грима спектакля, индивидуальной работы с исполнителями ролей в ходе репетиций спектакля (постановка танцев, вокальных номеров и т.п.), выступлений учащихся по афишированию и защите выполненных проектных заданий.
Ожидаемые результаты:
• полное усвоение учебной темы всеми учащимися и повышение учебной мотивации;
• повышение познавательного интереса к учебному предмету и повышение успеваемости и качества знаний;
• развитие творческих способностей учащихся и «рождение» литераторов, музыкантов, танцоров, художников, актеров;
• развитие коммуникативной компетентности учащихся и формирование классного коллектива;
• формирование родительского коллектива и повышение заинтересованности родителей в оказании помощи школе.
Форма подведения итогов реализации программы – премьера классик-рок-оперетты «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» (см. статьи).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В содержании программы выделяем три части:
- теоретическая;
- практическая;
- театрализация.
В теоретической части раскрывается общий план строения клетки, механизм действия гормонов на клетку, взаимодействие клетки с вирусами. Содержание построено в соответствии с дедуктивным принципом от общего к частному. Особый интерес представляет взаимосвязь особенностей строения клетки с инфицированием организма вирусной инфекцией, особенностями вирусов как неклеточной формой жизни. В содержании курса с современных позиций науки рассматривается механизм влияния вирусов на генетический аппарат клетки на примере инфицирования клетки вирусом гриппа. Содержание, соответствующее базовому содержанию обязательного минимума образования, включено с целью его актуализации, определению его места в системе современного биологического знания о клеточном уровне жизни.
Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета биологии.
Театральная – техническое оборудование актового зала (сцена, магнитофон, микрофоны, синтезатор и т.п.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение (2 часа)
Теория ( 1 ч). Цитология как наука. История изучения клетки. Клеточная теория, ее основные положения.
Театрализация (1 ч). Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Проведение входной диагностики.
Тема 1. Строение и функции клеточных органоидов (13 часов)
Теория (3 ч).Цитоплазма и ее органоиды: митохондрии, рибосомы ЭПС.
Лизосомы. Автолиз и автофагия. Лизосомы – клеточные киллеры.
Ядро – строение и функции.
Практика (5 ч). Лабораторная работа № 1: Строение лупы. Лабораторная работа № 2: Устройство и правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 3: Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 4: Строение животной клетки.
Практическая работа № 1: Изготовление модели клетки.
Театрализация (5 ч). Репетиция роли Митохондрии, постановка танца и вокала. Репетиция ролей Рибосом, постановка танца и вокала. Репетиция роли Лизосом, постановка танца и вокала. Репетиция картины 3. Сцена у Ядра. Совещание.

Тема 2. Строение клеточной мембраны и проникновение в клетку различных веществ (6 часов)
Теория (3 ч). Общий план строения клеточной мембраны.
Белки мембраны и их роль в регуляции клеточной активности. Клеточные поры.
Движение через клеточную мембрану кислорода, питательных веществ и продуктов обмена (углекислый газ, мочевина и пр.) Пиноцитоз. Фагоцитоз.
Практика (1 ч).Лабораторная работа № 5: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Театрализация (2 ч). Репетиция картины 1. Сцена у клеточной стенки. Стражники. Движение Кислорода, Углекислого газа, Воды, Глюкозы, Мочевины.

Тема 3. Влияние гормонов на биологическую активность клетки (2 часа)
Теория (1 ч). Гормоны – биологические регуляторы. Влияние гормонов на изменение жизненной активности клетки. Инсулин как регулятор поступления сахара.
Театрализация (1 ч). Репетиция картины 1. Сцена у клеточной стенки. Инсулин и Стражники.

Тема 4. Вирусы как факторы изменения генетической активности клеток. Клеточный иммунитет (8 часов)
Теория (2 ч) .Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение, проникновение в клетку. Вирус гриппа. Интерферон и его действие на вирусы.
Клеточный иммунитет. Макрофаги – строение, функции.
Театрализация (6 ч). .Репетиция картины 1. Сцена у клеточной стенки. Вирус и Стражники. Репетиция картины 2. Вирус и Митохондрия. Вирус и Инсулин. Вирус и Лизосомы. Репетиция картины 3. Сцена у Ядра. Паника. Появление Интерферона.
Репетиция сцены Макрофагша у клеточной стенки.

Заключение. Подготовка спектакля к премьере ( 37 часов)
1. Подготовка декораций (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Декорации спектакля». Проведение конкурсного отбора лучшего варианта. Организация выставки работ учащихся. Коллективная деятельность по созданию декораций.
2. Музыкальное оформление спектакля (2 ч). Ассоциативно-чувственная деятельностьучащихся «Музыкальное оформление спектакля». Музыкально-художественное творчество по визуализации музыкальных образов в художественные произведения (живопись, литература). Афиширование созданных произведений. Организация выставки работ учащихся.
3. Подготовка костюмов и грима (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Костюмы и театральный грим к спектаклю». Проведение конкурсного отбора лучших вариантов. Организация выставки работ учащихся. Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов обслуживающего труда по изготовлению костюмов.
4. Постановка танцев (8 ч). Создание танцевальных образов: танец Лизосом (Майкл Джексон «The Bad»), танец Митохондрии, Вируса и Митохондрии (Кармен из одноименной оперы Бизе), танец Рибосом («Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»), танцевальная импровизация умирающего Ядра (К. Сен-Санс «Умирающий лебедь»), танцевальная импровизация Вируса (на музыку в стилПостаное «рэп»). Совместная деятельность преподавателя хореографии и учащихся по постановке танцев.
5. Постановка вокальных номеров (10 ч). Совместная деятельность преподавателя музыки и учащихся по постановке вокальных номеров: ария Митохондрии (на музыку Бизе «Кармен»), квартет Рибосом (на музыку П.И. Чайковского «Танец маленьких лебедей»), дуэт Лизосом «Наша служба и опасна и трудна» (на музыку из к/ф «Следствие ведут знатоки»), ария Ядра (на музыку арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст»), речитатив Вируса (на музыку в стиле «рэп»).
6. Общая репетиция сцен (13 ч). Развитие речевой деятельности учащихся. Постановка дикции, артикуляции, дыхания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (см. Приложение)
Литература
1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.
4. Смелова В.Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе – 1996. – № 2. – С. 38-41.
© Смелова В.Г., 2006 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
ПРИЛОЖЕНИЕ




Категория: Биология | Добавил: Тина | Теги: цитология, искусство, вирусы, внеклассная работа по биологии, биология, музыка, дополнительное образование, драма, движение
Просмотров: 2319 | Загрузок: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru