Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Цитология. Программа дополнительного образования. Приложение 2. Часть 2
[ Скачать с сервера (277.2 Kb) ] 2012-04-23, 5:04 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

ЦИТОЛОГИЯ

Образовательная, познавательно-развивающая краткосрочная программа
естественнонаучной и художественно-эстетической направленности
для учащихся среднего школьного возраста
в системе дополнительного образования

Приложение 2

Информационный лист 4

ЛИЗОСОМЫ

Лизосомы (от греч. lysis – расщепление и soma – тело) есть в большинстве клеток с ядрами, но особенно много в тех животных клетках, которые обладают способностью к фагоцитозу (фагоцитоз – способность клеточной мембраны захватывать твердые частицы). Они представляют собой простые мембранные мешочки (стенка мешочка состоит из однослойной мембраны), наполненные гидролитическими (пищеварительными) ферментами (фермент – это белок, который способен ускорять химическую реакцию). Эти ферменты должны быть изолированы от всех остальных клеточных компонентов и структур, иначе они их разрушат. В животных клетках лизосомы обычно имеют округлую форму и диаметр от 0,2 до 0,5 мкм (1 мкм – это 1 микрометр = 10-6метра).
В растительных клетках роль лизосом могут играть крупные центральные вакуоли.
Заключенные в лизосомах ферменты синтезируются на шероховатом ЭПР (эндоплазматическом ретикулуме) и транспортируются к аппарату Гольджи (этот органоид клетки играет роль упаковки готового продукта). Там ферменты заключаются в мембранную оболочку и превращаются в первичные лизосомы.
Если первичная лизосома сольется с попавшей в клетку органической частицей, то такая лизосома будет называться вторичной лизосомой или пищеварительной вакуолью. У некоторых простейших животных, например у амеб, таким образом происходит питание. В других случаях это играет защитную функцию, когда, например, специализированные лейкоциты (фагоциты) и макрофаги захватывают и переваривают попавшие в организм бактерии.

Автофагия
Автофагией называется процесс, с помощью которого клетка уничтожает ненужные ей структуры. Сначала эта структура окружается одинарной мембраной, а затем такой мембранный мешочек с заключенной в ней структурой сливается с первичной лизосомой, в результате чего образуется автофагическая вакуоль, в которой структура переваривается. Так клетка избавляется от старых органелл и заменяет их на новые.

Автолиз
Автолиз – это саморазрушение клетки, наступающее в результате высвобождения содержимого ее лизосом. Именно в связи с этим лизосомы были в свое время метко названы «орудиями самоубийства» (suicide bags). При некоторых процессах автолиз представляет собой нормальное явление, например хвост у головастика исчезает именно благодаря автолизу. Автолиз наступает также после гибели клетки. Иногда он является следствием некоторых лизосомных болезней или результатом повреждения клетки.


Рис. 1. Цифры 1, 2, 3 указывают на три процесса, в которых участвуют первичные лизосомы.
1 – участие в фагоцитозе и внутриклеточном пищеварении;
2 – автофагия (уничтожение ненужных клетке структур);
3 – экзоцитоз (выделение лизосомных ферментов наружу).

Задания:
1. Внимательно прочитай текст.
2. Ты понял, почему в спектакле «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» лизосомы играют роль клеточных киллеров?
3. Почему пищеварительные ферменты, которые находятся в лизосомах, обязательно должны быть изолированы от клетки?
4. Где образуются лизосомы?
5. Чем первичная лизосома отличается от вторичной?
6. Когда клетка может погибнуть? Какую роль играют в этом лизосомы?
7. Какая разница между автофагией и автолизом?
8. Внимательно рассмотри рис. 1. На первый взгляд он кажется очень сложным, но если ты будешь внимательным, то этот рисунок дополнит прочитанный тобой текст.
9. Дай определение понятию ЛИЗОСОМА:
Название органоида Строение Функция


10. Подготовь выступление о лизосомах перед классом. Расскажи то, что тебе больше всего запомнилось.
11. Придумай костюм и грим лизосомы вместе с другим исполнителем этой роли, нарисуй его в альбоме и покажи учителю.
12. Изготовьте костюмы вместе или попросите помощи у родителей. Удачи!

Информационный лист 5

ЯДРО

Ядра имеются во всех клетках растений, животных и грибов, за исключением зрелых клеток ситовидных трубок флоэмы растений и зрелых эритроцитов (красных кровяных телец) млекопитающих. У некоторых простейших животных, в частности у Инфузории-туфельки, имеется два ядра – большое и малое. Однако, как правило, клетки содержат только одно ядро. При рассмотрении клеток ядра сразу бросаются в глаза, потому что из всех клеточных органелл они самые крупные. По этой же причине именно они были описаны первыми среди клеточных структур в ранних исследованиях со световым микроскопом. Ядра имеют обычно шаровидную или яйцевидную форму; диаметр первых равен приблизительно 10 мкм, а длина вторых-20 мкм (1 мкм – это 1 микрометр = 10-6метра).
Ядро необходимо для жизни клетки, поскольку именно оно регулирует всю ее активность. Связано это с тем, что ядро несет в себе генетическую (наследственную) информацию, заключенную в ДНК (ДНК – это дезоксирибонуклеиновая кислота). ДНК обладает способностью к удвоению, причем ее удвоение предшествует делению ядра, так что дочерние ядра тоже получают ДНК. Деление ядра в свою очередь предшествует клеточному делению, благодаря чему и у всех дочерних клеток имеются ядра. Ядро окружено ядерной оболочкой и содержит хроматин, ядрышко (или несколько ядрышек) и нуклеоплазму.
В световом микроскопе мембрана, окружающая ядро, представляется одинарной, поэтому в свое время ее назвали ядерной мембраной. Позже, однако, выяснилось, что это - ядерная оболочка, состоящая из двух мембран. Наружная переходит непосредственно в эндоплазматический ретикулум (ЭПР), может быть усеяна рибосомами, в которых идет синтез белка. Ядерная оболочка пронизана ядерными порами (рис. на обороте). Через ядерные поры происходит обмен различными веществами между ядром и цитоплазмой, например выход в цитоплазму матричной РНК (мРНК) и рибосомных субчастиц или поступление в ядро рибосомных белков, нуклеотидов и молекул, регулирующих активность ДНК. Поры имеют определенную структуру, представляющую собой результат слияния наружной и внутренней мембран ядерной оболочки. Эта структура регулирует прохождение молекул через пору.
Содержимое ядра представляет собой гелеобразный матрикс, называемый нуклеоплазмой или ядерным соком, в котором располагаются хроматин и одно или несколько ядрышек. Нуклеоплазма содержит различные химические вещества, такие, как ионы, белки (в том числе ферменты) и нуклеотиды либо в виде истинного, либо в виде коллоидного раствора.
Хроматин состоит из многих витков ДНК, при¬соединенных к гистовам-белкам основной природы. Гистоны и ДНК объединены в структуры, по виду напоминающие бусины; их называют нуклеосомами. Слово «хроматин» в переводе означает «окрашенный материал», и назван был так хроматин потому, что он легко окрашивается при подготовке к исследованию с помощью светового микроскопа.
Ядрышко – это находящаяся внутри ядра хорошо заметная округлая структура, в которой происходит синтез рибосомной РНК. В ядре может быть одно или несколько ядрышек. Ядрышко интенсивно окрашивается, потому что оно содержит большое количество ДНК и РНК.


Рис. 1. Электронная микрофотография ядра из клеток почки свиньи.

Задания:
1. Внимательно прочитай весь текст и рассмотри электронную микрофотографию.
2. Вернись к первому абзацу, внимательно прочитай его и заполни недостающую часть таблицы:
По количеству ядер клетки бывают:
? ядерные ? ядерные ? ядерные
Ситовидные трубки
флоэмы.
Зрелые эритроциты Инфузория туфелька Все остальные организмы

3. Почему ядро было открыто и описано первым среди клеточных органоидов?
4. Как ты думаешь, почему эритроциты человека живут всего 90-120 суток?
5. Прочитай второй абзац. Закончи предложение: Функция ядра – это __________________________________________________________________
6. Заполни таблицу:
ЯДРО (состоит из)
1. 2. 3. 4.
7. Дай определение понятию ЯДРО:
Название органоида Строение Функция


8. Внимательно прочитай «Арию Ядра» в тексте сценария «Жизнь и смерть клетки обыкновенной». Теперь ты понял, почему Ядро самое главное в клетке?
9. Подготовь выступление перед своими товарищами на тему «Ядро».
10. Придумай костюм и грим ядра, нарисуй его в альбоме и покажи учителю
11. Изготовьте костюмы вместе или попроси помощи у родителей. Удачи!

Информационный лист 6

КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА

Одна из главных задач любого живого существа, будь то одиночная клетка или многоклеточный организм, – получение необходимых для жизни веществ, т.е. пищи, воды и кислорода. Одновременно организм должен избавляться от различных отходов жизнедеятельности, например, таких, как двуокись углерода. Обмен веществами со средой идет через клеточную мембрану (ее называют также плазматической мембраной – тонкую пленку, покрывающую всю клетку.
Многие вещества способны проникать в клетки или из клеток по градиентам концентрации. Клетке приходится непрерывно поглощать новые молекулы – питательные вещества и кислород - и непрерывно удалять отходы. Клетка должна, следовательно, поддерживать оживленный, но строго регулируемый обмен со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана.
Строение. Клеточная мембрана настолько тонка, что она не видна в световом микроскопе. В 1925 г. Э. Гортер и Ф. Грендел сделали вывод, что клеточная мембрана состоит из двойного слоя липидных молекул (бимолекулярного слоя, бислоя). Изучение мембраны в дальнейшем позволило заключить, что в клеточной мембране содержится также белок.
Наконец, в трансмиссионном электронном микроскопе клеточная мембрана была выявлена как двуслойная структура толщиной приблизительно 10 нм (0,00001 мм) (рис. 1). На рисунке представлена принятая в настоящее время так называемая жидкостно-мозаичная модель клеточной мембраны. Молекулы липидов расположены в два слоя таким образом, что их неполярные водоотталкивающие концы находятся в глубине мембраны, а полярные водорастворимые концы обращены к внутренней и внешней водной среде. В мембрану вкраплены различные белковые молекулы. Некоторые из них находятся на внешней или на внутренней поверхности липидной части мембраны; другие пронизывают всю толщу мембраны насквозь. Эту модель мембраны называют «жидкостно-мозаичной», поскольку она предполагает, что в мембране имеется много различных белков (образующих своего рода мозаику) и что многие из них не остаются на месте, а как бы плавают в жидких липидных слоях мембраны.
К некоторым белкам, находящимся на наружной поверхности клетки, присоединены сахара; такие белки называют гликопротеинами (от греч. «гликис»-сладкий) . Белки, гликопротеины и липиды клеточных мембран в клетках разных типов неодинаковы, поэтому каждый тип клеток имеет как бы свой ярлык, на котором «текст» записан в основном гликопротеинами, выступающими из клеточной мембраны.
Функция. Клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью, т. е. одни вещества проходят через нее легче, чем другие. Вода и ряд водорастворимых веществ проникают в клетки очень быстро. Вещества, способные растворяться в липидах, могут проходить через мембрану, просто-напросто растворяясь в ней. Однако перемещение ионов и небольших органических мономеров, вроде глюкозы и аминокислот, происходит гораздо быстрее, чем можно было бы ожидать от полярных молекул, растворяющихся в тонком слое липида. Научные данные показывают, что эти вещества вводятся в клетки (или выводятся из них) специальными белакми-переносчиками, содержащимися в клеточной мембране. Многие белковые молекулы, находящиеся в клеточной мембране, действуют как переносчики различных веществ.
При облегченной диффузии переносчик, функционирующий в клеточной мембране, на одной стороне мембраны соединяется с молекулой или ионом, а на другой стороне – отдает их, пройдя с ними вместе короткий путь через мембрану.


Рис.1. Строение клеточной мембраны

Задания:
1. Прочитай внимательно текст и рассмотри рисунок.
2. Как ты понял, какие функции выполняет клеточная мембрана?
3. Из чего она состоит?
4. Какую функцию выполняют в мембране белки?
5. Почему Белки в спектакле «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» названы Стражниками?
6. Подготовь выступление перед своими товарищами на тему «Клеточная мембрана».
7. Придумай костюм и грим Белка мембраны, нарисуй его в альбоме и покажи учителю
8. Изготовьте костюмы вместе с другим исполнителем роли Белка стражника или попроси помощи у родителей. Удачи!

Информационный лист 7

ГОРМОНЫ

Гормоны – это биологически-активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции (эндокринными). Такими железами являются: гипофиз (вырабатывает гормон роста), надпочечники (гормон адреналин), поджелудочная железа (гормон инсулин).
Гормоны служат посредниками, которые вместе с нервной системой в составе единого объединенного регуляторного аппарата координируют самые разнообразные функции организма: метаболизм, размножение, иммунитет, сезонные циклы активности и т.д.
Гормоны поступают во внутреннюю среду организма – кровь, лимфу и другие тканевые жидкости – и разносятся по всему организму. Регулирующий эффект они оказывают путем воздействия на рецепторы эффекторных органов, или тканей-мишеней, влияя на сложные клеточные структуры – мембраны, ферментные системы. На эти органы гормоны оказывают специфическое действие, которое не могут проявить другие вещества. При этом эффект вызывается во многих случаях при наличии гормона в чрезвычайно низких концентрациях.
Таким образом, характерными особенностями гормонов является
• их выработка в специализированных железистых клетках;
• выведение в циркулирующие жидкости организма;
• дистантное действие (действие на расстоянии);
• способность к вызыванию специфической активности в низких концентрациях.

Механизм действия гормонов

Действие гормонов основано на стимуляции или угнетении каталитической функции некоторых ферментов в клетках органов-мишеней. Это действие может достигаться путем активации или ингибирования уже имеющихся ферментов. Возможно также увеличение концентрации ферментов за счет ускорения их биосинтеза путем активации генов.
По химической природе гормоны разнообразны и относятся к двум основным группам: первая представлена стероидами (или жирами), во вторую входят производные аминокислот, пептиды, белки.
Механизм действия гормонов пептидной и стероидной природы различен.
Амины и пептидные гормоны не проникают внутрь клетки, а присоединяются на ее поверхности к специфическим рецепторам в клеточной мембране. Комплекс гормона с рецептором активирует сложную цепь реакций, ведущую к активации определенных ферментов уже имеющихся в клетке, которые и осуществляют конечный эффект гормона.
Стероидные гормоны – относительно небольшие гормоны, проникающие через клеточную мембрану. Гормон связывается с рецептором в цитоплазме.

Инсулин

Инсулин – это гормон белковой природы, который вырабатывается в поджелудочной железе. Его функция – снижение уровня сахара в крови. При недостатке этого гормона у человека развивается тяжелое заболевание – сахарный диабет.


Рис. 1. Строение эндокринной системы человека
Задания:
1. Внимательно изучите предложенный текст. Найди поджелудочную железу на рис.1.
2. Чем отличаются по действию гормоны-белки и гормоны-стероиды?
3. Инсулин – это белок или стероид?
4. Ты понял, почему Инсулин в спектакле «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» оказался в клетке случайно?
5. Подготовь выступление перед своими товарищами на тему «Гормон инсулин».
6. Придумай костюм и грим Инсулина, нарисуй его в альбоме и покажи учителю
7. Изготовь костюм сам или попроси помощи у товарищей или родителей. Удачи!
8. Расспроси родителей о том, что такое сахарный диабет.
Категория: Биология | Добавил: Тина | Теги: информационные листы, цитология, биология
Просмотров: 3026 | Загрузок: 304 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru