Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (278.9 Kb) ] | 2012-04-23, 5:15 PM |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г. Смелова ЦИТОЛОГИЯ Образовательная, познавательно-развивающая краткосрочная программа естественнонаучной и художественно-эстетической направленности для учащихся среднего школьного возраста в системе дополнительного образования Приложение 2 Информационный лист 8 ВИРУСЫ Открытие. Вирусы были открыты в 1852 году русским ботаником Д.И.Ивановским. А в 1898 году голландец Бейринк придумал новое слово «вирус», что в переводе с латинского означает «яд». Вирусы настолько малы, что оставались неуловимыми и загадочными объектами вплоть до изобретения электронного микроскопа в 30-е годы XX столетия. Размеры. Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах примерно от 20 до 300 нм (нм – это нанометр = 10-9 метра); в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий. Как уже говорилось, вирусы нельзя увидеть с помощью светового микроскопа (так как их размеры меньше полудлины световой волны), и они проходят через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки. Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Следует также отметить, что вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки-хозяина. Они нахо¬дятся на самой границе между живыми и неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток. Поведение. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав внутрь клетки-хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных (неактивных) частиц. Строение. Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Задания: 1. Внимательно прочитай текст и рассмотри рисунки и микрофотографии различных вирусов. 2. Ты понял, почему до сих пор ведется спор среди ученых относительно того – живые вирусы или нет? 3. Как устроены вирусы? Имеют ли они какие-либо клеточные органеллы – митохондрии, рибосомы, лизосомы и т.п.? 4. А как же тогда размножаются вирусы? 5. Подготовь выступление перед своими товарищами на тему «Вирусы». 6. Придумай костюм и грим Вируса, нарисуй его в альбоме и покажи учителю 7. Изготовь костюм сам или попроси помощи у товарищей или родителей. Удачи! Информационный лист 9 НЕЙТРОФИЛЫ и МАКРОФАГИ Нейтрофилы – это амебоидные клетки крови, которые могут мигрировать (переползать) в места повреждения клеток и тканей. Стимулами для их миграции служат, по-видимому, какие-то вещества, освобождаемые разрушаемыми клетками крови и тканями. Нейтрофилы обладают способностью распознавать любые бактерии, проникшие в организм. Эту способность усиливают плазменные белки, называемые опсонинами, которые прикрепляются к поверхности бактерий и каким-то образом делают их легче узнаваемыми. Обнаружив бактерию, нейтрофил захватывает ее путем фагоцитоза, и в нем формируется фагосома (см. рис. 1). С фагосомой сливаются мелкие лизосомы, образуя фаголизосому. В фаголизосому из лизосом изливаются лизоцим и другие гидролитические ферменты, под действием которых бактерия переваривается. В конце концов, растворимые продукты переваривания бактерий поглощаются окружающей цитоплазмой нейтрофила. Нейтрофилы способны проходить через стенки кровеносных капилляров (этот процесс называется диапедезом) и передвигаться в межклеточных пространствах. В таких органах, как печень, селезенка и лимфатические узлы, имеются крупные неподвижные фагоциты, называемые обычно макрофагами. Обычно макрофаги неподвижны, но в случае необходимости они направляются к участкам, в которые проникли бактерии, обеспечивая, таким образом, защиту организма. Роль макрофагов состоит в поглощении токсичных чужеродных частиц и микроорганизмов и длительном, а часто и постоянном их удерживании внутри себя. Таким путем нередко приостанавливается распространение инфекции. Вместе с нейтрофилами макрофаги образуют защитную систему организма. Термин макрофаг был предложен И.И.Мечниковым в 1892 г. Он происходит от двух греческих слов: макрос – большой и фагос – пожирать. Рис. 1. Захват и переваривание бактерии нейтрофилом Задания: 1. Прочитай внимательно текст и рассмотри рисунок. 2. Ты понял разницу между МАКРОФАГОМ и НЕЙТРОФИЛОМ? В чем она состоит? А что общего между этими клетками? 3. Является ли макрофаг органеллой клетки или это самостоятельная клетка? 4. В спектакле «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» Макрофагша движется вдоль клеточной стенки. Не является ли это ошибкой автора сценария? 5. Подготовь выступление перед своими товарищами на тему «Нейтрофилы и Макрофаги». 6. Придумай костюм и грим Макрофагши, нарисуй его в альбоме и покажи учителю 7. Изготовь костюм сам или попроси помощи у товарищей или родителей. Удачи! 8. Придумай диалог между Вирусом и Макрофагшей, если бы они встретились. Приложение 3 СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЪЕМНОЙ МОДЕЛИ КЛЕТКИ Цель: закрепить знания детей о строении растительной клетки; преодолеть плоскостное восприятие этого биологического объекта. Оборудование: таблица «Строение растительной клетки»; каждому учащемуся: • пластмассовый полупрозрачный пенал из-под фотопленки; • 1 вишня (или пластилиновый шарик того же размера); • 12-15 горошин зеленого цвета; • резиновый шарик (можно уже использованный); • нитки, • 50 мл киселя (крахмального клейстера). ХОД РАБОТЫ. Учитель: Ребята, мы с вами познакомились со строением клетки кожицы лука, рассматривая ее в микроскоп. У вас могло создаться неправильное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель какой-либо клетки. Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки пеналы из-под фотопленки - это будет наша клетка. Сожмите их в руках, почувствуйте их твердость. Учащиеся. Берут в руки пенал. Ощущают твердость. Учитель. ?! Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая клеточная стенка? Учащиеся. О: Клеточная стенка придает клетке форму. Учитель. Прежде чем мы будем заполнять нашу клетку органоидами, давайте нарисуем на нашей клеточной стенке клеточные поры. Учащиеся. Рисуют ручкой поры на пенале. Учитель. ?! Для чего нужны поры в клеточной стенке? Учащиеся. О: Для обмена веществ с окружающей средой. Учитель. Теперь перейдем к заполнению нашей клетки. Первым мы поместим внутрь самый главный органоид, который управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. ?! О каком органоиде идет речь? Учащиеся О: Это ядро. Кладут внутрь пенала вишню (пластилиновый шарик красного цвета). Учитель. Теперь мы должны поместить внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и при помощи которых происходит воздушное питание растений. ?! Что это? Учащиеся. О: Это хлоропласты. Кладут внутрь пенала зеленые горошины. Учитель. Очень много места в клетке занимает вакуоль – одна большая или несколько маленьких. Если представить клетку в виде маленького города- крепости, то клеточная стенка – это крепостные стены, клеточные поры – крепостные ворота, ядро – дворец (штаб), хлоропласты – энергостанции, а вакуоль – это клеточный склад. Вы можете сделать модель старой или молодой клетки. Учащиеся конструируют вакуоли из резинового шарика и ниток и помещают их внутрь модели. Учитель. ?! Как по количеству и размерам вакуолей можно определить возраст клетки? Учащиеся. О: Молодая клетка содержит несколько мелких вакуолей, старая – одну большую, которая обычно помещается в центре клетки, оттесняя ядро к периферии. Учитель. Чтобы наша модель еще более соответствовала настоящей клетке, мы должны заполнить ее полужидким клеточным содержимым – цитоплазмой. Учащиеся заливают кисель (клейстер) внутрь пенала и закрывают его крышкой. Учитель. Вот наша модель и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить объем, наблюдать сквозь полупрозрачную оболочку движение полужидкой цитоплазмы вместе с клеточными органоидами. Учащиеся работают с моделью. Задание на дом. Придумать свои модели клетки. | |
Просмотров: 1806 | Загрузок: 194 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|