Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (24.1 Kb) ] | 2012-04-28, 1:32 PM |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г. Смелова ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ Образовательная, познавательно-развивающая краткосрочная программа естественнонаучной и художественно-эстетической направленности для учащихся среднего школьного возраста в системе дополнительного образования Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии. Царство Грибы. Класс Базидиомицеты. Шляпочные грибы» предназначена для учащихся, изучающих биологию в 6 классе и является составной частью интегративной модели обучения и воспитания «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии». Актуальность программы определяется значимостью создания развивающей образовательной среды в современных условиях, необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению и воспитанию, отвечающим современным потребностям российского общества и отдельного индивида. Новизна программы состоит в усилении развивающего потенциала биологического образования в основной школе средствами межпредметной интеграции знаний и театральной педагогики. Педагогическая целесообразность программы заключается в создании непрерывной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей условия для интеллектуального и духовного развития, творческой самореализации личности ребенка, развитии мотивации личности к познанию, обеспечению эмоционального благополучия, укреплению психического и физического здоровья. Цель программы: изучить шляпочные грибы средствами театральной педагогики. Задачи: • рассмотреть шляпочные грибы с позиций аналитико-синтетической деятельности и экосистемного подхода; • выявить функциональное значение шляпочных грибов в природе и жизни человека; • определить место шляпочных грибов в эволюционном ряду живых организмов, экосистемах органического мира, их морфофункциональные особенности; • развивать экспериментальные умения изучения шляпочных грибов методом наблюдения; • развивать эмоционально-личностное и чувственно-ассоциативное восприятие учащимися изучаемых биологических объектов; • развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся; • развивать вокальные, танцевальные, художественные, литературные способности учащихся, их дикцию и речь; • развивать коммуникативную компетентность учащихся, их взаимодействие в парах, группах, коллективе; • воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Образовательный процесс рассчитан на 30 часов учебных занятий и предполагает несколько этапов: 1. теоретическая часть 2. практическая часть 3. театрализация 3.1. подготовка декораций 3.2. выбор и запись музыки 3.3. изготовление костюмов 3.4. постановка танцев 3.5. постановка вокальных номеров 3.6. репетиция сцен. Основная форма учебных занятий – классная. Во время проведения репетиций спектакля класс делится на подгруппы. Количество учащихся в подгруппе зависит от количества действующих лиц, занятых в той или иной сцене (от 1 до 5-6 человек). Продолжительность обучения – 1 учебная четверть. Общий объем учебного материала рассчитан на групповые занятия – 22 часа, занятия в каждой из подгрупп – 8 часов. Занятия проводятся в основном в виде двухкомпонентной схемы: 1-й час – теоретическое занятие. Оно проводится в виде лекций, семинаров. 2-й час – театрализация. Проводится в виде проектной деятельности по созданию декораций, костюмов, грима спектакля, индивидуальной работы с исполнителями ролей в ходе репетиций спектакля (постановка танцев, вокальных номеров и т.п.), выступлений учащихся по афишированию и защите выполненных проектных заданий. (На занятиях №№ 3, 4 второй час предполагает проведение лабораторной работы) Ожидаемые результаты: • полное усвоение учебной темы всеми учащимися и повышение учебной мотивации; • повышение познавательного интереса к учебному предмету и повышение успеваемости и качества знаний; • развитие творческих способностей учащихся и «рождение» литераторов, музыкантов, танцоров, художников, актеров; • развитие коммуникативной компетентности учащихся и формирование классного коллектива; • формирование родительского коллектива и повышение заинтересованности родителей в оказании помощи школе. Форма подведения итогов реализации программы – премьера спектакля «Новеллы о грибах. Грибы шляпочные» (Приложение 3). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В содержании программы выделяем три части: - теоретическая; - практическая; - театрализация. В теоретической части раскрывается общая характеристика шляпочных грибов на примере основных порядков и наиболее распространенных родов класса Базидиомицеты. Содержание построено в соответствии с дедуктивным принципом от общего к частному. Особый интерес представляет профилактика отравлений и пищевое значение шляпочных грибов в жизни человека. Специальный акцент сделан на природоохранной деятельности по сохранению редких и исчезающих видов. Основное внимание уделяется научению учащихся распознавать съедобные и ядовитые грибы, что соответствует минимуму содержания образования по биологии выпускников основной и средней (полной) школы. Практическая часть предполагает использование муляжей, а также свежих и консервированных грибов, и оборудования биологического кабинета. Театральная – техническое оборудование актового зала (сцена, магнитофон, микрофоны, синтезатор и т.п.) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Введение (4 ч) Теория (2 ч) Микология как наука. Общие аспекты микологии. Жизненные потребности и образ жизни грибов. Экологические аспекты микологии. Микориза как пример мутуализма высших растений и грибов. Театрализация (2 ч) Знакомство со сценарием. Проведение входной диагностики. Распределение ролей. Репетиция сцены «Фея и Мухоморушка». Тема 1. Морфология и размножение шляпочных грибов (4 ч) Теория (2 ч) Онтогенез грибов: две основные фазы вегетативная и репродуктивная. Вегетативные структуры (таллом из гиф, споры). Стадии развития грибов. Размножение грибов. Практика (2 ч). Лабораторная работа № 1«Изучение белого гриба». Лабораторная работа № 2 «Изучение шампиньона съедобного». Тема 2. Систематика шляпочных грибов (8 ч) Теория (4 ч) Отдел Настоящие грибы. Класс Базидиомицеты. Порядок Афиллофоровые. Семейство Лисичковые грибы (Лисичка желтая). Порядок Агариковые (пластинчатые грибы). Семейство Агариковые или Шампиньоновые (шампиньоны обыкновенный и двуспоровый). Семейство Сыроежковые, род Млечник (грузди настоящий и черный). Семейство Аманитовые (Мухоморы красный и серо-розовый, Поганки бледная и белая). Порядок Болетовые. Семейство Болетовые. Род Обабки (Подосиновик, Подберезовик). Роды Масленок, Белый гриб. Театрализация (4 ч) Костюм, шляпы и грим Лисичек. Репетиция сцены с Лисичками. Костюмы, шляпы и грим Шампиньона и Груздей. Репетиция сцены Шампиньон и Поганки. Диалог Груздей. Костюмы, шляпы и грим Мухоморушки, Поганки бледной, Поганки белой. Репетиция картины 3. Костюмы, шляпы и грим Боровика, Подосиновика, Маслят. Репетиция картины 2. Тема 3. Значение шляпочных грибов в жизни человека (6 ч) Теория (3 ч) Съедобные грибы. Сбор и использование. Выращивание грибов. Ядовитые грибы. Профилактика отравлений. Правила сбора грибов. Природоохранная деятельность по сохранению редких и исчезающих видов. Театрализация (3 ч) Репетиция картины 1. Репетиция картины 2. Заключение. Подготовка спектакля к премьере (12 ч) 1. Подготовка декораций (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Декорации спектакля». Проведение конкурсного отбора лучшего варианта. Организация выставки работ учащихся. Коллективная деятельность по созданию декораций. 2. Музыкальное оформление спектакля (2 ч). Ассоциативно-чувственная деятельность учащихся «Музыкальное оформление спектакля». Афиширование созданных произведений. 3. Подготовка костюмов (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Костюмы, шляпы и театральный грим к спектаклю». Проведение конкурсного отбора лучших вариантов. Организация выставки работ учащихся. Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов обслуживающего труда по изготовлению костюмов и шляп. 4. Постановка танца (2 ч). Создание танцевальных образов исполнителями ролей. Совместная деятельность преподавателя хореографии и учащихся по постановке танца. 5. Постановка вокального номера (2 ч). Совместная деятельность учителя биологии и учителя музыки по постановке заключительной песни. 6. Общая репетиция сцен (2 ч). Развитие речевой деятельности учащихся. Постановка дикции, артикуляции, дыхания. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ (Приложение 1) Требования к уровню усвоения учебного материала В результате изучения программы дополнительного образования «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии. Царство Грибы. Класс Базидиомицеты. Шляпочные грибы» учащиеся должны: • знать: • особенности морфологии, размножения и развития шляпочных грибов; • систематику класса Базидиомицеты; • взаимодействие шляпочных грибов с другими компонентами экосистем; • значение шляпочных грибов в природе и жизни человека. • уметь: • различать съедобные и ядовитые грибы на рисунках и в природе; • определять различные виды шляпочных грибов на муляжах, рисунках, таблицах; • изучать структурно-функциональную организацию шляпочного гриба методом вскрытия и наблюдения; • представлять биологические объекты способом театрализации. ЛИТЕРАТУРА 1. Бигон М., Харнер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В.2-х т. Т. 1.: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. 2. Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. 3. Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 2. Грибы. Под ред. Проф. М.В.Горленко. - М.: Просвещение, 1976. 4. Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология.: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся VII классов. – М.:МИРОС, 1994. 5. Мюллер Э., Дёффлер В. Микология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1995. 6. Соколова Н.П. Практикум по ботанике. – М.: Аропромиздат, 1990. 7. http://www.grib.softrain.info 8. http://mirgribov.cn 9. Смелова, В.Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии [Текст]./ В.Г. Смелова // БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ: науч.-теорет. и метод. журн. – 1996. - № 2. - С.38-41. Смелова В.Г., 2006. Охраняется законом РФ "Об авторском праве". При цитировании ссылка обязательна. | |
Просмотров: 2391 | Загрузок: 162 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|